Доклад "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 558.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему: Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста ». 5-6 лет. Семья – одна из великих ценностей, которую надо беречь и уважать. Давайте вспомним, как отражается роль семьи в народной мудрости : -В дружной семье даже в холод тепло . -В семье и каша гуще . -В семье согласно, так и дело идёт прекрасно . -В хорошей семье хорошие детки растут. - Гни дерево пока гнётся, учи дитятко пока слушается .
Я считаю, что семья играет основную, долговременную и важнейшую роль в воспитании ребёнка. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как вести себя в различных ситуациях. Поэтому нужно, чтобы то, чему мы учим ребёнка подкреплялось конкретными примерами родителей. Взрослые, которые имеют отношение к воспитанию ребёнка, должны быть едины в своих требованиях. Когда родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Сказанное взрослыми дети быстро «схватывают» и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод . СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ-это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
ЗАДАЧИ СЕМЬИ состоят в том, чтобы: -создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; -воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». ЦЕЛЬЮ семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели-имеют самое сильное влияние на детей.
Ещё Ж- Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЁНКА. 1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений- их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающие у ребёнка в новых или стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя также, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 3.Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребёнка. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 5. Общение в семье становится образцом для ребёнка. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий-там он свой. 6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном образовательном потенциале родителей – продолжать получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.
Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка – это первая школа общения с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к моральным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, справедливости… Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Однако семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются: - неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоречивость семейной экономики; - бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; -авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество ; безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; - отсутствие нормального психологического климата в семье; -фанатизм в любых его проявлениях; - безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведении взрослых.
Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких – либо жизненных обстоятельств ( тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)., четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания .
Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально–экономический, технико – гигиенический и демократический (А.В. Мудрик). Социально – культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к детям: равнодушно, ответственно, легкомысленно. 2. Социально – экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и других потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно – политическим и социально – экономическим положением
3. Технико – гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания-это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребёнка. По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 4 . Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей . Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей . У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья ». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме .
Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм , способность к состраданию, сочувствию Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь .
Пять советов в помощь взрослым: 1. Соблюдайте последовательность и твердость в своем воспитании. 2. Если ребенок задает вопросы, не откладывайте – отвечайте. 3. В общении проявляйте доверие, доброжелательность, милосердие. 4. Старайтесь воспитывать своего ребенка без физических наказаний. 5. Больше уделяйте внимания своему ребенку, больше общайтесь. 6. Хвалите ребенка при каждом случае, если он это заслужил.. Родительский дом для ребенка — это его пристанище на всю жизнь. Где бы они ни был, как бы далеко ни занесла судьба птенца, покинувшего гнездо, он всегда найдет дорогу домой, если это теплый и приветливый дом, если все члены семьи связаны сетью сложных, но прекрасных и надежных отношений. Постарайтесь создать ваш дом таким для детей, чтобы они всегда в него возвращались, пусть и ненадолго.
Родительский дом для ребенка — это его пристанище на всю жизнь. Где бы они ни был, как бы далеко ни занесла судьба птенца, покинувшего гнездо, он всегда найдет дорогу домой, если это теплый и приветливый дом, если все члены семьи связаны сетью сложных, но прекрасных и надежных отношений. Постарайтесь создать ваш дом таким для детей, чтобы они всегда в него возвращались, пусть и ненадолго. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
"Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
в помощь воспитателю...
Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....