музыкальная форма, виды и жанры
занимательные факты (подготовительная группа)
Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Существует ряд средств, придающих музыкальному потоку форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_forma.docx | 28.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА,ВИДЫ И ЖАНРЫ.
Форма-соотношение отдельных частей музыкального произведения. Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Существует ряд средств, придающих музыкальному потоку форму. Самое простое из них-повторение. Яркий пример –песня, в которой в каждом куплете повторяется одна и та же мелодия. В музыке уже знакомые музыкальные мысли чередуются с новыми. На этом принципе основаны все виды музыкальной формы-от простых до самых сложных. В музыке одну часть от другой может отделять не только повторение, но и несходство. Мелодия-мотив-период. Граница между музыкальными построениями называется цезурой. Самой распространённой формой вокальной музыки, является куплетная форма. Её отличает исполнение разных слов на одну мелодию. В таком виде пишутся многие народные песни, современные, песни из кинофильмов и мультфильмов. В одних –куплет состоит из двух-трёх фраз, в других-куплет представляет широкую, законченную музыкальную мысль-такие формы называют сложными. Повторяющиеся разделы называют –репризами. Трёхчастная форма может быть простой и сложной. В простой трёхчастной форме каждый раздел может быть периодом. В сложной трёхчастной форме каждый раздел может быть написан в двухчастной или простой трёхчастной форме.
В любом искусстве существует такое слово-ЖАНР. В переводе с французского языка оно означает тип, род, манера. Свои жанры есть и в музыке, различаются они и по способу исполнения.
Жанры делятся по:
- По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)
- По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)
- По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)
- По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)
- По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)
- количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;
- назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;
- видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные
В классической музыке выделяются следующие жанры:
Жанры классической музыки:
- танцевальные (вальс, мазурка, полонез, полька, менуэт, марш и т.п.)
- симфонические (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)
- вокальные (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)
- инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)
- вокально-инструментальные (кантата, оратория и т.п.)
- музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).
В музыке жанры подразделяются на вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.
Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.
Вокальные жанры.
Песня – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.
Народная песня – небольшое, обычно куплетно-музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества.
Формы народной песни
1. Эпические.
2. Исторические.
3. Революционные.
4. Рекрутские.
5. Обрядовые.
6. Трудовые.
7. Лирические.
8. Хороводные.
9. Игровые.
10. Плясовые.
11. Сатирические
ФОЛЬКЛОР Народную песню, как ценную реликвию, передавали из поколения в поколение. Люди бережно сохраняли эти песни, т.к. это была святая святых, в них заключалась история народа и раскрывалась его душа.Эта огромная сокровищница и называется ФОЛЬКЛОР (от англ. «folk»- народ, «lore» - учение, в переводе «народная мудрость») – это устное народное музыкальное творчество.
Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши. Фольклор не знает авторства и иногда со временем претерпевает видоизменения. В XVIII веке изданы первые сборники народных песен. В XIX веке многие композиторы, такие как М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, П. Чайковский, продолжали кропотливо собирать народные песни.
Календарные (обрядовые песни) – исполнялись в строго определённое время года, иногда даже в определённое число, были связаны с годовым кругом земледельческих работ. Люди в те времена были тесно связаны с природой, поклонялись разным славянским божествам, например, Солнцу, от которого зависела смена времён года. Отсюда пошли славянские праздники, а именно: «день зимнего солнцеворота» или «Коляда», который отмечался в определённый день – 24 декабря, а песни стали называться колядками. Особые песни «Слава» или «Ой, ладу» назывались подблюдными. Праздник проводов зимы назывался Масленица, отмечался он за 8 недель до Пасхи, празднование шло всю неделю, каждый день которой имел свой смысл и название. Последний день назывался Прощённое воскресение: в этот день люди просили прощения друг у друга за свои грехи и сжигали соломенное чучело. Праздник встречи весны был День весеннего равноденствия, который отмечали 22 марта. Все области России пекли из теста птиц, а девушки и дети исполняли особые песни – веснянки. Мелодию веснянки «Выйди, выйди, Иванку» включил в финал своего Первого фортепьянного концерта П.И.Чайковский.
Свадебные песни – одна из богатейших областей песенного творчества народа. Старинная русская свадьба длилась несколько дней и состояла из вереницы сценок, игровых действий и обрядов, которые непременно сопровождались пением.
Свадебные игры: Сватовство; Рукобитье; Сговор или «смотрины невесты»; Девичник; Встреча свадебного поезда родными невесты (после заключения брака); Пиршество. Лирическая кульминация свадебной игры – это Девичник (прощальная вечеринка в доме родителей невесты накануне свадьбы). Девушка-невеста в последний раз проводила время со своими подругами и родными. Подруги пели лирические и величальные песни, а невеста сидела и причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой». Свадебные обряды очень ярко отражены в операх А. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка».
Исторические песни и былины – в них рассказывалось о подлинных событиях в истории народа (татаро-монгольское иго, народные восстания, герои того времени…) Н.А. Римский-Корсаков включил в свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» историческую песню «Про татарский полон». Термин былина ввёл в XIX веке известный собиратель народных песен А.П. Сахаров. В былинах воспевались легендарные герои, русские богатыри, совершившие немыслимые ратные подвиги. Былинные напевы напоминали распевчатую речь, исполнялись речетативом. Н.А. Римский-Корсаков включил в свою оперу «Садко» былину «Соловей Будимирович».
Лирические песни пелись не только по праздникам. С их помощью люди выражали свои чувства: пели о горькой доле, о любви к родному краю, о смерти в чужой стороне, о тяжести подневольного труда и др. Ярким образом такой песни может служить очень известная «Степь, да степь кругом», которая скрашивала ямщикам их долгий путь. Особенности русских лирических песен смогли тонко прочувствовать многие композиторы, например: Н.А. Римский-Корсаков в свою оперу «Царская невеста» включил такую песню Любаши «Снаряжай скорей, матушка любимая» и т.д.
Баллада – (разновидность романса) произведение, повествующее о народных преданиях. О героических подвигах, давно минувших событиях, иногда фантастических сказаниях.
Элегия – произведение задумчивого, печального, скорбного характера.
Серенада – песня, обращённая к любимой.
Баркарола – песня лодочника.
Колыбельная – песня, которой убаюкивают ребёнка. Жанр народного музыкально-поэтического творчества.
Вокализ исполняется голосом без слов.
Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке.
Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).
Инструментальные жанры.
Инструментальная музыка предназначена для исполнения отдельными инструментами, ансамблями, оркестрами. Симфоническая - музыка для исполнения симфоническим оркестром
Вокально-инструментальные жанры.
Кантата – концертное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или лирико-эпического характера. Кантаты могут быть только хоровыми (без солистов) без инструментального сопровождения, а также камерными с сопровождением фортепиано вместо оркестра.
Они могут быть одночастными или состоять из отдельных частей и номеров (сольных, хоровых, ансамблевых, оркестровых).
По структуре Кантата близка оратории и опере, от которых отличается меньшими размерами.
Оратория. Развёрнутое произведение большого масштаба, в основе которого лежит ярко выраженный героико-драматический сюжет. Для его прояснения в состав исполнителей часто вводится чтец. Данное произведение, как правило, пишется для хора, певцов-солистов и оркестра.
Сюита для хора. Это цикл, состоящий из самостоятельных по тематике номеров, связанных общей идеей.
Музыкально-театральные жанры.
Опера – вид музыкально-театрального искусства.
Важное место в ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет ведущую роль.
Опера делится на акты и картины, сцены и номера. В начале её, перед актами, бывает пролог, в конце - эпилог.
Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообразную роль, доводя её до наивысшей точки напряжения.
Оперетта – один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства.
Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и хореография, а сюжеты часто берутся из известных произведений мировой драматургии.
Балет - вид сценического, музыкально-театрального искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец.
В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет, который представляет группа танцоров, и оркестр. В основе балета лежит какое-либо литературное произведение, по которому пишется сценарий – либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые коррективы, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Затем композитор пишет музыку, постановщик-балетмейстер ставит танцы.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, а также пантомима, посредством которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.
Водевиль — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами.
Опера-балет (франц. Opera-ballet) жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же значительное место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца 17 и 18 вв.
Понятие жанра очень сложно, т.к. внутри одного и того же жанра есть несколько разновидностей.
Оперы, например, бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру.
Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы.
За время своего существования различные жанры сильно изменялись, но все сохранили при этом свои основные признаки.
Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского (истоки: народно-песенная и танцевальная культуры) и духовного (всегда связана с богослужением).
Духовная музыка
Одна из важнейших частей церковной службы, где, соединяясь со словом Божьим, выступает носителем духовности. Духовная музыка - это вокальные (в православной традиции) произведения на тексты религиозного характера. На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х. На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в её основе лежала византийская музыкальная культура. 988 год – Крещение Руси. Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella). Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками. Основными жанрами в религиозно духовной музыке являются Всенощная и Литургия. Всенощная вечерняя служба, состоит из двух частей: Всенощная великой вечерни и утрени. В музыке первостепенное значение придаётся не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.
Светская музыка
С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната), в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инструментального ансамбля соната, трио, квартет и др. Чаще всего камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельможей. Чаще всего камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельможей. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. Искусство странствующих музыкантов, прежде всего, было ориентировано на личность, индивидуальность и, как следствие, имело принципиально одноголосный характер. Одноголосие – в отличие от преимущественно хорового характера сакральной музыки – было обусловлено и традицией тончайшей вокальной нюансировки поэтического текста. Разновидностей ритма – так называемых ритмических модусов – было всего 6, каждый из них имел строго закреплённое образное содержание.
Типы хоров. Хоровая музыка
Хоровая музыка - музыка, исполняемая хором . Xоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. Самые древние виды хорового интонирования, вероятно, были внемелодийными (Р. Валлашек). Xоровая музыка- существует и как искусство народное, и как профессиональное. В фольклоре основным жанром хорового пения является народная песня, которая в каждой стране обладает своей национальной спецификой. Xоровая музыка различается также по составу хора, по типу многоголосия (полифония, гетерофония, гомофония). Хоровые композиции могут существовать как самостоятельные произведения или входить в качестве части в более крупные сочинения. Распространение получили обработки, аранжировки, переложения, транскрипции.
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
смешанный хор (наиболее распространённый тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счёт певцов- контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию.
женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано , первые и вторые альты;
детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов;
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического
(оперно-концертного) певческого тона;
* народные хоры — поющие в народной манере.
По количеству участников различают:
* камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
* большие хоры — от 50 до 120 участников;
* сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.
Хоры могут иметь разный статус.
Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из
профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.
Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах
культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях
(очень распространённая форма) : хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
Церковные хоры. Основная их деятельность — участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.) , готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды и жанры изобразительного искусства
презентация о видах и жанрах изобразительного искусства...
презентация "Театр - виды и жанры театров"
презентацию можно использовать на тематической недели театра....
Виды и жанры изобразительного искусства в детском саду
Данная презентация о видах и жанрах изобразительного искусства содержит произведения, доступные для восприятия дошкольников, знакомящие дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства....
Знакомство с видами и жанрами изобразительной деятельности
Наглядное пособие...
Для детей. Путешествие в мир танца. Виды и жанры мировой хореографии.
Презентация предназначена для дошкольников старшего возраста. Яркие, красочные иллюстрации в наглядной форме расскажут по видам и жанрам мировой хореографии (классический, народный, историко-быт...
Виды и жанры искусства
Представленная презентация поможет познакомить детей дошкольного возраста с особенностями различных видов и жанров искусства....
Изобразительное искусство. Основные виды изоискусства. Жанры живописи
Консультация на тему«Изобразительное искусство. Основные виды изоискусства. Жанры живописи»....