Развитие коммуникации у детей с РАС.
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Федосеенко Светлана Петровна,
тьютор,
Развитие коммуникации у детей с РАС.
Расстройство аутистического спектра часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях пациентов. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Эти дефициты проявляются в речевых задержках, монотонной речи, эхолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов, услышанных в чужой речи), а также варьируют от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности
Коммуникация – поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который, в свою очередь, обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение. Коммуникация – это взаимодействие между тем, кто «говорит», и тем, кто «воспринимает», независимо от того, используется ли при этом речь. Если отсутствует «слушатель», то действие – даже включающее в себя произведение каких-либо звуков – не может быть коммуникативным. Человек начинает общаться с самого рождения. Младенец производит свой первый звук, чтобы привлечь внимание родителей. Каждая эмоция, которую мы изображаем на наших лицах, движение наших рук, то, как мы смотрим на кого-то, и наша речь выражают наши мысли другим. Общение очень важно для социума, поскольку только обмен идеями и сотрудничество помогают расти и развиваться. Коммуникация является важнейшей потребностью любого человека, вне зависимости от того, может он пользоваться речью или нет. Возможность взаимодействовать с другими людьми, выражать собственное мнение и влиять на окружение помогает в развитии позитивной самооценки и приводит к значительному снижению дезадаптивного поведения. Одной из областей ключевых дефицитов человека с РАС, с которыми часто приходится работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер; другие совсем не пользуются вербальной речью.
Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных 7 аспектах. Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально. У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это эхолалия, и она часто не является коммуникацией. Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации (например, ребенок не смотрит на собеседника, использует меньше жестов или не использует их вовсе, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями. У типично развивающихся детей формирование разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с РАС для их развития нередко может понадобиться специальная помощь. Например, ребенок успешно просит объекты/активности, используя слова или картинки, но при этом для выражения протеста пока использует более незрелые формы общения – крик или плач. У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности с использованием местоимений и предлогов. Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками. Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов.
Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация. Некоторым детям с РАС нелегко передавать сообщения о чем-то абстрактном и не присутствующем в поле зрения; они с трудом различают события прошлого и будущего. Им может понадобиться дополнительная помощь, чтобы рассказать в данной конкретной ситуации о другой ситуации. В таких случаях хорошо работают зрительные подсказки-напоминания.
Коррекционная поддержка детям с расстройствами аутистического спектра жизненно необходима. Только совместные действия специалистов – педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и родителей помогут достичь положительных изменений, сделать окружающий мир более понятным и менее опасным для маленького аутиста.
Список литературы:
1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: СЕАНС, 2018.
2. Гавра Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. – Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
3. Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития коммуникации у детей раннего возраста
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особойформы взаимодействия между взрослым и ребенком, а такжемежду ребёнком и другими людьми.Именно коммуникация, основным средством, которого являетс...
Игры на развитие коммуникации у детей в детском саду
Игры на развитие коммуникации у детей в детском саду Меняемся пуговицами (с 5 лет) Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать. Материал: 100 пуговиц по 10 разного ...
Игры на развитие коммуникаций у детей дошкольного возраста
Представлены игры, которые развивают коммуникацию у детей....
Особенности развития коммуникации у детей с детским церебральным параличом старшего дошкольного возраста.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей ...
Консультация для воспитателей "Создание условий для развития коммуникации у детей с помощью технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой"
На современном этапе развития общества очень ярко проявляется проблема социализации детей. Родители не в полной мере осознают свою ответственость в создании условий для развития коммуникативных ...
Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
выступление на педсовете...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Все мы родом из детства и на всю жизнь с нами остаются те счастливые и незабываемые ощущения и восприятия жизни детства. Как приятно защемит сердце, если краем уха услышим зн...