Проект "Профессии наших родителей"
проект (старшая группа)

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Профессии наших родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_nashih_roditeley_dekabr_krygina_m._a.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга

Проект

Тема: «Профессии наших родителей»

для детей старшей группы №1 «Пчёлки»

Выполнила воспитатель:

Крыгина Мария Александровна

г. Санкт - Петербург, 2024

Срок реализации проекта: 02 декабря 2024 г. – 06 декабря 2024 г.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Актуальность

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углублённое изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.

Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, а так же профессиях своих родителей.

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей; обобщить знания детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности; помочь накопить детям определённый социальный опыт.

Основной принцип: интеграция образовательных областей

Задачи:

Речевое развитие:

  1. Обогащать словарь путём введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий.
  2. Расширять общий кругозор.
  3. Развивать связную речь.

Познавательное развитие:

  1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
  2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.

Социально – коммуникативное развитие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.
  4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.

Художественно – эстетическое развитие:

  1. Приобщать детей к разным видам творческих профессий (швея, художник, фотограф).
  2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей творческих профессий.

Методы и приёмы:

  • Наблюдения.
  • Познавательные беседы.
  • Экскурсии.
  • Чтение художественной литературы.
  • Продуктивная деятельность.

Формы проекта

  1. Специально организованная деятельность
  • Диалог
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации - проблемы
  • Составление и отгадывание загадок
  • Игры (сюжетные, с правилами), игры – соревнования, подвижные игры, дидактические игры
  • Обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий
  • Разучивание стихотворений
  • Решение проблемной ситуации
  • Создание стенгазеты, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых.
  1. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке.
  2. Взаимодействие с семьёй: организация совместных мероприятий, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.

Новизна проекта: ранняя профориентация детей.

Практическая значимость: данный проект может быть реализован в ДОУ, укрепляет семейные связи.

Планируемые результаты:

Для детей:

  1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями.
  2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
  3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для педагога:

  1. Пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта.
  2. Сформированность у воспитанников знаний о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда.
  3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Для родителей:

  1. Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Способы контроля результатов:

  • анкетирование родителей
  • диагностика уровня знаний детьми профессий
  • наблюдение за играми детей
  • совместные с родителями развлечения

Этапы проекта:

I этап – Подготовительный

Что мы знаем о профессиях?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

  • На свете есть много профессий.
  • Работа доставляет удовольствие.
  • Как работают взрослые?
  • Почему люди работают?
  • Чем отличаются профессии?
  • Какие бывают профессии?
  • Чем занимаются люди разных профессий?
  • Какие профессии у наших родителей?
  • Какие знания нужны для той или иной профессии?
  • Что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии?
  • Взаимосвязь профессий?
  • Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии.
  • Целевые экскурсии.
  • В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).
  • В интернете.

Просмотр телепередач.

Определение целей и задач проекта:

  • Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
  • Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.).
  • Разработка конспектов мероприятий занятий, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  • Составление совместных занятий на неделю.
  • Прогнозирование результата.
  • Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей.
  • Введение детей в ход проекта.
  • Беседы с детьми: «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?»

II этап - Основной (реализация проекта).

Планируемые мероприятия:

Образовательна область

Совместная деятельность

Познавательное развитие

  • ФЦКМ «Предметы, облегчающие труд человека на производстве», ознакомлению с трудом взрослых «Все работы хороши»
  • ФЦКМ (конструирование) «Строим новые здания»
  • ФЭМП «Детский сад. Профессии».
  • Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер, близлежащего окружения.
  • Экскурсии и целевые прогулки
  • Дидактические игры: «Угадай профессию», «Что лишнее?»,  «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Кто больше расскажет о профессии».

Речевое развитие

  • «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • «Составление описательных рассказов о профессии»
  • Чтение художественной литературы С.Михалков «А что у вас?»
  • Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» (заучивание)
  • Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий, сюжетных картинок о профессиях
  • Оформление центра «Книга» (книги о профессиях)
  • Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту?»
  • Пальчиковые игры: «Кузнец», «Маляры», «Строители», «Повар», «Пекарь», «Художник», «Капитан»

Социально-коммуникативное развитие

  • Трудовая деятельность «Поможем Федоре»
  • Социально-коммуникативное развитие «Кем я хочу стать?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты», «Супермаркет».
  • Мероприятия с родителями воспитанников:
  • «Моя мама врач» (Вторник: Тимофеева Ю. А. - мама Тимофеевой Станиславы)
  • «Мой папа тренер по хоккею» (Среда: Тищенко Д. С. - папа Тищенко Остапа)
  • «Моя мама парикмахер» (Четверг: Шишкова А. В. - мама Шишкова Даниила)

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка: «Знакомство с профессией повара» (лепка из солёного теста)
  • Аппликации «Пожарный поезд спешит на пожар»
  • Рисование: «Раскраски - Профессии»
  • Знакомство с литературными произведениями:
  • Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы».
  • С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Б. Житков «Что я видел?»
  • В. Маяковский «Кем быть?
  • С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»
  • Ю. Крутогоров «Профессии»
  • Коллективная работа, оформление газеты на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Физическое развитие

  • Комплекс упражнений «Профессии»
  • Утренняя гимнастика «Разные профессии», «Профессии».

III этап - Заключительный

  1. Подготовка и проведение выставки детско-родительских работ
  2. Создание фотоотчёта о проведённых мероприятиях

Оформление проекта

Этап реализации проекта

Для детей

Для родителей

Для воспитателей

Подготовительный

  • Сбор информации и материала о разных профессиях.
  • Принести художественную литературу по теме в

Центр «Книги»

Беседы с детьми о своих профессиях.

Сбор информации и материала о разных профессиях.

  • Подобрать художественную литературу (стихи, рассказы, загадки, пословицы, песни), плакаты, иллюстрации, фотографии.
  • Установить связь с родителями для проведения мероприятий.
  • Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр.
  • Довести до сведения родителей важность проблемы, вовлечь в реализацию проекта.

Основной

  • Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях
  • Знакомство с разными профессиями.
  • Просмотр видеоматериалов.
  • Знакомство с литературными произведениями
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Обсуждение рассказа, ответы на вопросы.
  • Рисунки совместно с родителями.
  • Разучивание слов песен и стихов.
  • Выучить несколько пословиц о труде.
  • Анкетирование родителей «Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье».
  • Подборка в родительском уголке художественной литературы по ознакомлению с разными профессиями.
  • Организация и участие родителей в мероприятиях.
  • Разучивание с детьми стихотворений, пословиц о профессиях.
  • Изготовление костюмов и реквизита для сюжетно-ролевых игр по профессиям
  • Анкетирование родителей.
  • Наглядная информация для родителей: папки-передвижки (материалы о профессиях).
  • Картотека подвижных игр.
  • Картотека дидактических игр.
  • Подборка художественной литературы по ознакомлению с разными профессиями.
  • Конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений.
  • Разучивание с детьми пословиц, стихов, песен по теме.
  • Организация сюжетно-ролевых игр.
  • Творческое задание для детей и родителей «Изготовление костюмов и реквизита для сюжетно-ролевых игр по профессиям».

Заключительный

  • Сбор фотографий, иллюстраций для оформления газеты.
  • Рисунки совместно с родителями.
  • Разучивание стихов и песен.
  • Рисунки совместно с детьми.
  • Разучивание стихов и песен.
  • Принести фотографии, иллюстрации, стихи о профессиях.
  • Оформление альбома «Профессии моих родителей»
  • Беседа «Труд и его значение в жизни ребёнка»
  • Коллективная работа, оформление газеты на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
  • Подготовка к викторине.

Презентация проекта

  • Конкурс стихов о профессиях.
  • Оформление альбома - презентации «Профессии моих родителей»
  • Викторина для детей «Что мы знаем о профессиях?»
  • Газета на тему: «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

В ходе проекта дети узнали и начали употреблять в своей речи слова, связанные с профессиями, обогатился словарный запас. Родители активно приняли участие в проекте. Вместе с детьми дома они нарисовали свою профессию, и уже в саду дети с интересом рассказывали, кем работают их родители. Тем самым многие воспитанники узнали сами о профессии своих родителей и поделились этим с остальными. С помощью дидактических игр мы закрепили знания о профессии и инструментах предназначенных для них. Дети с удовольствием применяли полученные знания на практике. Играли в сюжетно - ролевые игры С помощью родителей мы пополнили наш уголок ряженья. Родители сшили костюмы доктора, парикмахера, повара.

Дети очень любят быть нужными и с удовольствием помогают нам взрослым. На просьбу помочь помощнику воспитателя откликнулись несколько девочек и помогали вытирать пыль в группе. Мальчики с удовольствием помогали в расчистке снега, применяя профессию дворника. Так же мы посетили медицинский кабинет, кухню и библиотеку.

Мы много читали про профессии, играли в динамические игры про профессии, смотрели мультфильм, играли в пальчиковые игры. Тем самым закрепляя знания и интерес детей к важности каждой профессии. В завершении проекта дети выбрали, кем хотят стать и разукрасили свои будущие профессии. Мы оформили выставку работ детей и выставку работ родителей. Наши воспитанники ещё малы, но они очень интересно и по-своему обоснованно объясняли нам, взрослым, кем они хотят стать и почему.

Список литературы

  1. Баранова Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой учёный. – 2015. – №7.
  2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
  3. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
  5. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  6. Маханёва, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханёва, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
  7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 93с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе «Профессии наших родителей»

Знакомство детей с разными профессиями, привлечение родителей в проведении мероприятия. В ходе досуга звучали стихи, песни, дети разгадывали загадки, играли в сюжетно-ролевые игры....

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе "Профессии наших родителей"

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе "Профессии наших родителей"...

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе «Профессии наших родителей»

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе«Профессии наших родителей»...

Защита проекта "Наши родители-наши партнеры" в профессиональном конкурсе "Орбиты творчества"

План мероприятий нетрадиционных форм работы с родителями (на примере проекта: «Хлеб всему голова!» для подготов. групп)Педагогическая лаборатория (обсуждение на родительском собрании намеч...

Совместный проект с родителями «Профессии наших родителей»

Проект направлен на знакомство детей с профессиями родителей и их профессиональной деятельностью....

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе «Профессии наших родителей»

Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе "Профессии наших родителей"...