Картотека игр в период адаптации в группе раннего возраста.
картотека

Тыганова Ульяна Хабиевна
В возрасте 2 -3 лет многих детей родители ведут в детский сад. Первые дни нахождения малыша в садике самые волнительные для всех членов семьи. Уютная атмосфера группы и яркие игрушки не могут заменить отсутствие мамы и папы. Ребёнок ещё не способен длительное время сам себя занимать, развлекать: не умеет играть с игрушками, не умеет правильно общаться с другими детьми и с незнакомыми взрослыми. Поэтому главной задачей педагога на начальном этапе это – создание условий для лёгкой адаптации детей в детском дошкольном учреждении. А помочь педагогу могут совместные игры с малышом. Для них не требуется особой подготовки, а только желание и заинтересованность самого взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adap.igry_.docx816 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр в период адаптации в группе раннего возраста.

В возрасте 2 -3 лет многих детей родители ведут в детский сад. Первые дни нахождения малыша в садике самые волнительные для всех членов семьи. Уютная атмосфера группы и яркие игрушки не могут заменить отсутствие мамы и папы. Ребёнок ещё не способен длительное время сам себя занимать, развлекать: не умеет играть с игрушками, не умеет правильно общаться с другими детьми и с незнакомыми взрослыми. Поэтому главной задачей педагога на начальном этапе это – создание условий для лёгкой адаптации детей в детском дошкольном учреждении. А помочь педагогу могут совместные игры с малышом. Для них не требуется особой подготовки, а только желание и заинтересованность самого взрослого.

«Будем знакомы»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: К детям приходит котёнок (мишка, зайчик). Его озвучивает воспитатель.

Котёнок: «Меня зовут Пушок. А тебя, наверное, Аня?. Так, попробую отгадать, ты – Саша».

Если вы знаете, что дети общительные - их имена можно «перепутать», чтобы дать им возможность вас поправить. Имена застенчивых детей лучше называть правильно, чтобы их не смущать.

«Меня зовут…»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети должны встать в круг. Воспитатель держит игрушку в руках.

Воспитатель: «Меня зовут…» Потом передает игрушку ребёнку и предлагает назвать своё имя, тот передаёт следующему и т. д.

 

«Кто сегодня пришёл?»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Котёнок «забывает» имена детей: «Кто к нам пришёл? Я забыл, пришёл ли Дима?.» Дети должны показать на того ребёнка, чьё имя было названо. Когда малыш найден, все хором повторяют за котёнком: «Это… (называют имя)».

«Назови имя»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель подходит к одному из детей, кладёт ему руку на плечо и спрашивает: «Как зовут эту красавицу?» Дети хором должны назвать имя. Воспитатель обязательно повторяет имена всех детей.

 

«Мы любим»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель и дети встают в круг и берутся за руки и хором говорят о каждом малыше. Например: «Мы любим – любим… (называют имя, мы любим – любим… (называют имя другого ребёнка)".

Вместо фразы «любим – любим» можно говорить в следующий раз «мы рады – рады».

«Мячик, катись!»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель и дети садятся в круг на пол. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами: «Лови, (имя ребёнка)». Малыш ловит мяч и катит его кому-нибудь из детей со словами: «Лови, (имя ребёнка)». Вместо слова «лови» можно говорить «на», «оп».

«Передай»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель с котёнком в руках и дети встают в круг.

Воспитатель: «Котёнок, подойди к Мише». Подходит к ребёнку и отдаёт игрушку. Ребёнок выбирает, кому бы он хотел передать котёнка. Ребёнок: «Котик, подойди к Оле». И так далее.

«Поздоровайся!»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель идет по кругу и с каждым здоровается за руку. Потом дети по очереди проходят по кругу и здороваются со всеми за руку.

«Курочка и цыплятки»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети – «цыплята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель – «курочка» (лучше надеть импровизированную накидку «крылья») произносит слова:

Куд-куда? Куд-куда? Ну-ка, ну-ка, все сюда!

Ну-ка, к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?

"Цыплята" бегут к "курочке" и прячутся под "крыльями". Ни один "цыплёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.

«В одной лодке»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: На ковре (это «вода») воспитатель раскладывает маленький коврик – это «лодка». Детям надо всем уместиться на «лодке». Если коврик большой – они могут сидеть, если маленький - стоять. Воспитатель хлопает в ладоши, дети «прыгают в воду» и «плавают» (ходят, бегают по комнате), по следующему хлопку все должны забраться в «лодку».

«В гости»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: На полу разложить домики – обручи. Их должно быть в два раза меньше, чем детей. В каждый «домик» заселяется ребёнок (например, тот, кто вытащит красный кружочек). Воспитатель предлагает каждому «хозяину» пригласить к себе гостей (из тех, кто вытащил жёлтый кружочек). Для этого надо подойти к ребёнку, взять его за руку и привести к себе «домой». Каждый должен попробовать себя в роли «хозяина» и «гостя». Далее можно «погулять» парами и вернуться в «дом» вместе.

«Делаем, как…»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Все встают в круг. Воспитатель выполняет произвольные действия: хлопает в ладоши, топает ногами, прыгает и т. д. Дети повторяют. Затем воспитатель приглашает самого смелого в центр круга и говорит: «Делаем, как … (называет имя). Воспитатель помогает ребёнку придумывать движения.

«Зоопарк»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети сидят на стульях, у каждого в руках картинка или игрушка с изображением животных (кот, собака, гусь, корова, коза). Воспитатель подходит к ребёнку, дотрагивается до него. Малыш громко «говорит» от имени своего животного («мяу», «га», «му»).

«Знакомство с игрушками»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: К детям приходит зайчик (медвежонок, ёжик). Его озвучивает воспитатель.

Зайчик: «Здравствуй! Меня зовут Пушистик. А тебя как зовут? А давай я отгадаю, наверное, ты – Ваня».Если дети общительные - их имена можно «перепутать», чтобы дать им возможность вас поправить. Имена стеснительных детей лучше называть правильно, чтобы их не смущать. Можно помочь ребенку и от его имени поговорить с зайчиком: «Зайчик, а это Кирилл. Он очень хороший и спокойный мальчик».

«Как меня зовут»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети встают в круг или в кругу сидят на стульчиках. Взрослый держит игрушку в руках. Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Маша, а меня зовут Ольга Андреевна. А вот как зовут вас, Маша не знает. Давайте назовём ей свои имена». Передаю куклу ребёнку, тот называет своё имя и передаёт следующему и т. д.

 

«Кто сегодня не пришёл?»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Маша. Она рада видеть всех ребят. Только кого-то не хватает. Давайте поможем Маше вспомнить, кто из ребят сегодня не пришёл в детский сад». Дети называют имена детей, не пришедших в садик.

Воспитатель: «Мы завтра с Машей обязательно будем их ждать».

«Перепутались»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, кукла Маша ходила в гости к другим ребятам. Ей там назвали так много разных имён, что она запуталась и перепутала все наши имена. Давайте ей поможем вспомнить, как нас зовут».Воспитатель от имени куклы называет детей другими именами, а дети её исправляют.

«Где же Вика…»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель: «Ребята, наши друзья потерялись. Поросёнок потерял Арину. Где она?» Дети показывают на Арину. «А петушок потерял Вику. Где же Вика?» Дети показывают на Вику.

Так с помощью игрушек воспитатель находит всех детей.

«Я вижу…»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель и дети сидят на стульчиках в кругу. Воспитатель: «Ребята, я вижу Владика. А кого видит Владик?» Владик называет ребенка, на которого смотрит. Так все дети по очереди называют того, на кого смотрят.

 

«Кто со мной рядом»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети стоят в кругу с воспитателем. Воспитатель: «Со мной рядом стоит Валерия и Саша. Я возьму их за руки». Дети по очереди называют тех, кто стоит с ними рядом, и берут друг друга за руки.

«Мячик покатился»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель и дети садятся в круг на полу. Воспитатель катит мяч одному из детей со словами: «Мячик покатился (к Богдану)». Богдан ловит мяч и катит его кому-нибудь из детей со словами: «Мячик покатился (имя ребёнка)».

«Я пойду»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Воспитатель с детьми стоят в кругу. Воспитатель: «Я пойду к Яне». Подходит к ребёнку. «Яна, ты к кому пойдёшь?» Яна называет имя ребёнка и подходит к нему. И так далее.

«Мы здороваемся»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети встают в круг.  Воспитатель идет по кругу с куклой и с каждым здоровается за руку. Потом дети сами подходят к кукле и здороваются с ней. Также дети могут по очереди идти по кругу и здороваться со всеми за руку.

«Мама кошка»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети – «котята», ходят свободно по групповой комнате. Воспитатель – «кошка» (можно надеть маску) произносит слова:

Котятки мои гуляют, бегают, играют.

Куда вы котятки собрались бежать?

Мне вас совсем не догнать.

Бегите скорее ко мне под лапки.

Будем играть в прятки.

"Котята" бегут к "кошке" и прячутся под "лапками". Ни один "котёнок" (ребёнок) не должен остаться в стороне.

«Кораблик»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: На паласе (это «вода») воспитатель раскладывает матрасик – это «кораблик». Детям надо всем поместиться на «кораблике». Если матрасик большой – они сидят, если маленький - стоят. Воспитатель бьёт в бубен, дети «прыгают в воду» и «плавают» (ходят, бегают по паласу, по следующему удару в бубен все забираются на «кораблик».

«Хозяева и гости»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: На полу лежат домики – обручи. В каждый «домик» встаёт ребёнок-хозяин. (тот, кого выбрала кошечка). Воспитатель предлагает каждому «хозяину» пригласить к себе гостя (из тех, кто остался без домика). Для этого надо назвать имя ребёнка, подойти к нему, взять за руку и привести к себе «в дом». Потом дети меняются ролями.

«Повторяем за…»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети стоят в кругу.

Воспитатель предлагает поиграть: поднимает высоко руки, приседает, наклоняется и т. д. Дети повторяют действия взрослого. Затем воспитатель приглашает самого смелого в центр круга и говорит: «Повторяем за…» (называет имя ребенка). Если дети затрудняются, воспитатель помогает малышам придумывать движения.

«Загадки»

Задачи: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование чувства уверенности в окружающем, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Ход игры: Дети сидят на стульях в кругу. У каждого в руках спрятана игрушка животное (лошадка, корова, свинья, кошка, собака). Воспитатель называет имя ребёнка. Малыш громко «говорит» от имени своего животного («иго-го», «му», «хрю-хрю»). Остальные дети отгадывают животное.

«Игра с собачкой»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений; взаимодействие детей.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«В нашей группе»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; знакомств  детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе, Много маленьких ребят, Много маленьких ребят, Вместе рядышком сидят. Называем по очереди всех детей: А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д. Много маленьких ребят, Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят. Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька – паинька»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой? Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись. (кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись. (поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой. (топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!».

 Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

 Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги),  а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), 

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), 

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). 

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), 

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

 Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети  расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.

«В нашей группе»

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; знакомств  детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий пе...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста.

Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Хорошим моментом для успешной адаптации ребенка к ДОУ является умение ребенка знакомиться с другими детьми, знание игр, умение предложить игру другому ребенку....

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста в период адаптации...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Картотека игрв период адаптации с детьми раннего возраста...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток...