Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка.
статья

Бухтарова Елена Владимировна

Роль пальчиковой гимнастики в  развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovoy_gimnastiki_v_razvitii_rebenka.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

            Роль пальчиковой гимнастики в  развитии ребенка.

       Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

        Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, вы посылаете импульсы в его речевые центры.

Пальчиковая гимнастика для дошкольника -это известный способ занять и развлечь малыша. Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для крох общепризнан, а когда-то бабушки и мамы, ничего не зная о мелкой моторике, просто брали детскую ладошку и пальчики, и приговаривали «Сорока-белобока…».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка развивается воображение и фантазия.

7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Специалисты собирают картотеки таких игр, а родители вспоминают то, что когда-то в детстве показывали им и ищут новые, ведь пальчиковая гимнастика как средство отвлечь и развлечь кроху, по-прежнему незаменима. Чтобы организовать такую игру ничего не нужно, кроме собственных рук и фантазии.

Поэтому в них можно играть с детьми в очереди, в дороге, дома, развлекая ребенка, развивая его и одновременно обеспечивая кроху так необходимым ему тактильным контактом с родителями.

Достичь устойчивых результатов помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации для родителей, на которых можно объяснить, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  • Рекомендации родителям в виде памяток, в которых прописано давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Пальчиковые игры -это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.

Целями выполнения пальчиковой гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично.

Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами

         Пальчиковые игры могут быть индивидуальными и групповыми.

 В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях; движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук. Отдельно можно выделить:
  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока»);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

        Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активнуюПассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

        Затем следует перейти к упражнениям активной гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

     Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

        Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо”, "влево”, "вверх”, "вниз”.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?, «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать  и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). "Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  • Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  • Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  • К движениям добавляются слова. Важно не перегружать детей до 3 лет заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Пальчиковые игры можно полезно проводить в процессе занятий рисованием или другими статичными упражнениями.

Подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений для детей раннего возраста (1-3 года). Игры на развитие мышечного скелета рук. 

Малыш держится за сложенные вместе ладони мамы. Чем раньше начать выполнять простые пальчиковые упражнения, тем лучше.

 Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Апельсин. Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой) Много нас, а он - один, Эта долька - для ежа (на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке), Эта долька - для чижа, Эта долька - для котят, Эта долька - для утят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились).

 Это упражнение можно выполнять с мячиком.

Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук). Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки). И бананы, и хурмы. И домой всё отнесли (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

 Стих про дом. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - «бутончик тюльпана»).

Пальчиковая семья.  Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестрёнка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. (поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно). Друзья - садоводы Палец толстый и большой.

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз). Указательный с порога. Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем») Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками) А мизинчик-господинчик. В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик).

Мы капусту рубим. Мы капусту рубим, рубим, (машем руками, будто ножом). Мы капусту жмём, жмём, (кулачки сжимаем-разжимаем). Мы капусту солим, солим, (пальчики потираем друг о дружку - «солим»). Мы морковку трём, трём (кулачком одной руки трём по ладони другой руки). Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками). Точим нож! Точим, точим, Точим нож! Будет очень он хорош. (ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки). Будет резать он припасы: («режем» каждым пальчиком руки). Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы!

Приготовили обед. Сели как-то мы обедать. И позвали в дом соседей. (руками зазываем гостей). Скатерть белую накрыли, (руки перед собой, развести их в стороны). Вилки ложки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир (резкими движениями потереть ладонь о ладонь). Помешали его в чашке. И добавили колбаски (вращательные движения кистями рук). А из фарша всем котлеты. Жарили мы без диеты (лепка котлет). Посолили, поперчили. Замесили (имитация движений). Не забыли лук сердитый положить. И, скорее все закрыть. Наготовились, устали, Печь пирожное не стали (вытереть лоб рукой).

 Цветок. Вырос высокий цветок на поляне, (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить) Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук). Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь). Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Пальчиковые игры для детей младшей группы (3-4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 В средней группе (4-5 лет) пальчиковые игры более сложные по сюжету, и включают больше вариантов движений.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, конструкторы, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр задача взрослого состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Для детей подготовительной группы (6-7 лет) это может быть уже небольшой рассказ, который они иллюстрируют движениями пальцев, ладоней и рук под руководством воспитателя.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

В начальной школе на уроках в качестве физминутки пальчиковая гимнастика приходит на помощь, когда маленьким школьникам требуется дать веселый музыкальный отдых от непривычной нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых...

Роль пальчиковой гимнастики в умственном развитии ребенка

Консультация для родителей о том, что пальчиковые игры - это не просто веселые упражнения, но и эффективное средство для умственного развития ребенка....