ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ «ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ» ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 5-7 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА
элективный курс (старшая группа)

Якупова Гульнара Айтмухаметовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx90.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной

образовательной программе

МБОУ «СОШ № 7»

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

«ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ»

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 5-7 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА

                                                                                                                                                        Автор разработки:

Воспитатели:

Шипулина О.А.

Владимирова Л.И.

Якупова Г.А.

г. Нефтеюганск

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по группам. В состав группы входит 10-15 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 5–6 лет

Старший дошкольный

возраст

25 минут

Второй год обучения

дети 5–6 лет

Подготовительная к

школе группа

30 минут

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей. Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системнодеятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы. Использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Планируемые результаты освоения Программы.

РЕБЁНОК

-проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач);

-владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми

-имеет представление о шахматной доске, ориентируется на ней;

Различает и называет шахматные фигуры;

правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

имеет представление об элементарных правилах игры;

имеет представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

владеет основными шахматными терминами;

правильно применяет элементарные правила игры;

имеет представление о некоторых тактических приемах.

играет в парах.

ВОСПИТАТЕЛЬ

- создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;

- укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».

РОДИТЕЛЬ

- получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;

- расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.

Реализация рабочей программы

    Реализация программы «Шахматы дошколятам» требует наличия оборудования.

        Оборудование:

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

настольные шахматы;

шахматные столы;

шахматные часы;

обучающие видео уроки по шахматам;

стимуляторы игр.

 ПРОГРАММА

Программой предусматривается 31 шахматных занятия. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.  

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

- историю возникновения шахматной игры;

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- решать элементарные шахматные задачи.

К концу второго года обучения ребёнок должен знать:

- Имена нескольких выдающихся шахматистов

- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,

К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:

- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;

- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода

Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы.

 1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению ребёнка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки.

3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».

Методы и технологии

Словесные методы.

В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы.

Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

Формы сотрудничества с семьёй

Программа по шахматам предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы.

 Формы работы с родителями:

– индивидуальные собеседования;

 – консультации, беседы;

– совместное проведение мероприятий;

Условия работы с родителями:

– целенаправленность;

– систематичность;

– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

– доброжелательность и внимание.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ»

Первый год обучения (с 5 до 6 лет)

Месяц

Занятие №

Тема занятия

Задачи

Метод. Приёмы

Сентябрь

1

«В стране шахматных чудес»

Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы

Чтение сказки, беседа.

2

«Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка)»

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.

Игры, вопросы воспитателя, беседа.

Октябрь

3

«Шахматная шкатулка»

Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействии в игре.

Приветствие, игра, эстафета.

4

«Маленькое войско»

Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре

Игровые упражнения

5

«Вежливые слоны»

Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре

Игровые упражнения, беседа.

6

«Тяжелые и легкие фигуры»

Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур.

Игровые упражнения, беседа.

Ноябрь

7

«Могучая фигура (Ферзь)»

Ввести понятия о ферзе.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

8

«Надежный товарищ»

Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.

Игра, упражнения.

9

«Прыг, скок и вбок»

Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

Игровые упражнения, чтение сказки, беседа.

10

«Поход на три поля»

Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками. Развивать логическое мышление.

Игровые упражнения, Практическая работа в парах, вопросы воспитателя.

Декабрь

11

«И король жаждет боя»

Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки.

12

«Шах и мат»

Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа

13

«Как ладья похудела»

Познакомить детей с правилами рокировки.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

14

«Короткая или длинная?»

Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки.

Игра, чтение сказки, практическая работа.

Январь

15

«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (шахматная викторина).»

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, шахматная викторина.

16

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске.

Игра, чтение сказки, упражнение, шахматные партии.

17

«Здоровые телом -сильные духом!»

Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта.

Игра, чтение сказки, шахматные партии.

18

«Шахматная эстафета»

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, загадки.

Февраль

19

«Реши этюд, отгадай задачу»

Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске.

Игры, практические упражнения.

20

«Волшебный квадрат»

Ввести понятие об элементарных комбинациях.

Игры, чтение сказки, практические упражнения.

21

«Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку»

Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске.

Игры, практические упражнения.

22

«Квадрат пешки»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игры, практические упражнения.

Март

23

«Правило квадрата»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игра, эстафета, объяснение.

24

«Без поддержки короля»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Загадка, игра.

25

«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).»

Закрепление полученных знаний.

Игры, шахматная викторина.

26

«Волшебный мир королевства»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Загадки, решение задач, игры в парах

Апрель

27

«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).»

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматная викторина

28

«И снова в гости»

Закрепление полученных знаний.

Игра, рассказывание сказки, шахматная физкультура, игры в парах.

29

«Шахматная эстафета»

Закрепление полученных знаний.

Игра, вопросы воспитателя.

30

«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).»

Закрепление полученных знаний.

Игры, эстафета, викторина.

Май

31

«Шахматные чудеса»

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игры, задачки – шутки.

Второй год обучения (с 6 до 7 лет)

Месяц

Занятие №

Тема занятия

Задачи

Метод. Приёмы

Сентябрь

1

«Педагогический мониторинг»

Уточнение уровня освоения программного материала.

Выполнение тестовых заданий.

2

«Шах»

Формировать представление о позиции «шах», развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Октябрь

3

«Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах»

продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание, логическое мышление, тонкую моторику.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения.

4

«Мат»

Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

5

«Мат в один ход»

Закрепить представления детей о позиции «мат», развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

6

«Что такое связка»

Закрепление знаний и умений, полученных ранее; Формирование понятия «Связка»

Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»

Ноябрь

7

«Ничья»

Формирование представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура»

8

«Рокировка»

знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческое мышление, логического мышления

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

9

«Непобедимый»

Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей.

Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови»

10

«Волшебный мир комбинаций»

Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтобы уверенно разбираться в партии чувствовать себя спокойно во время игры

Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач;

Декабрь

11

«Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу»

Упражнение в решении шахматных этюдов

Логическая минутка; слушание «Волшебной истории» Решение шахматных этюдов

12

«Итальянская партия»

Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов

Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

13

«Сицилийская защита»

Формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта; и важности первых ходов Закрепление Знаний правил ведения шахматной партии

Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилийской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

14

«Принятый ферзевый гамбит»

Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

Январь

15

«Подготовка к интеллектуальному турниру»

Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий,

Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач. Жеребьевка продумывание заданий

16

«Интеллектуальный турнир»

Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий.

Выполнение игровых заданий

17

«Короткие партии»

Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 – 2

18

«Здоровые телом – сильные духом»

Пропаганда здорового образа жизни, Воспитание культуры игры

Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию. Обсуждение психологических этюдов

Февраль

19

«В гостях хорошо, а дома лучше»

Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями, закрепление хода конем.

Конкурс «Ответь как в сказке, сам, без подсказки», Д/и «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ

20

«Великие гроссмейстеры»

продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды

Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (М.Ботвинник, и др.)

21

«Показательная партия»

продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды

Практические занятия в парах Графический диктант

22

«Решение шахматных задач и этюдов»

Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения

Март

23

«И король жаждет боя»

Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию

Игра всеми фигурами из начального положения.

24

«Это интересно»

Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат

Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку

25

«Повторение пройденного»

Закрепление пройденного, развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение

Дидактическое задание «Пат или не пат», «Дай мат в один ход», «Дешифровщики»

26

«Король»

Познакомить с правилами ходов «королем». Показать на примере как можно ставить «мат» «конем», «пешкой» и «королем» в один ход.

Чтение сказки «И король жаждет боя!» Д/и «Поворот», «Задача направления», «Туда – сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок»

Апрель

27

«Конь против ферзя, ладьи, слона»

Показать детям выбор ходов «коня».

Показать на схеме как можно поставить «мат» черному «королю» «конем», «пешкой» и белым «королем» в разных шахматных позициях

28

«Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня»

Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи.

С помощью схем разыграть разные положения. Соревнование в двух командах «Пешки против ладьи».

29

«Так много их, но мы уже их знаем»

Дать знание, что означает понятие «Пат» в шахматной игре.

Д/и «Найди на схеме, где пат»

30

«Ферзь»

Познакомить с правилами передвижения ферзя

Чтение сказки «Могучая фигура – Ферзь» Д/и «Задача направления», «Туда – сюда», «Большой прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход»

Май

31

«Ферзь против ладьи и слона»

Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами.

Д/и «Ферзь против ферзя: белый против черного», «Ферзь против ладьи и слона».

Литература:

Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:

Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная программа по обучению дошкольников ПДД "Наш друг Светофор"

"Наш друг Светофор" дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 3-7 лет...

Программа по обучению дошкольников базовой технике каратэ- до «Киокусинкай» на базе ГБОУ СОШ №2094 СП ДО №837

Настоящая программа предлагается в качестве организационно-нормативного и учебно-методического пособия для работников дополнительного образования, культивирующих Коикусинкай-каратэ и другие виды восто...

Рабочая программа. Кружок «Умейка». Направление работы: техника аппликация, техника оригами. Возраст обучающихся: младшая группа - 5- 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Рабочая программа "Умейка"целью которой является развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами; формирование художественно-творческих способностей чере...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...

Дополнительная образовательная Программа по обучению дошкольников базовой технике игры в шахматы «Белая ладья» для детей 6-7 лет

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...