ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ «ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ» ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 5-7 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА
элективный курс (старшая группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 90.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной
образовательной программе
МБОУ «СОШ № 7»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ
«ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ»
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ – 5-7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА
Автор разработки:
Воспитатели:
Шипулина О.А.
Владимирова Л.И.
Якупова Г.А.
г. Нефтеюганск
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по группам. В состав группы входит 10-15 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения | дети 5–6 лет | Старший дошкольный возраст | 25 минут |
Второй год обучения | дети 5–6 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут |
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей. Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системнодеятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.
Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы. Использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.
Задачи:
Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Планируемые результаты освоения Программы.
РЕБЁНОК
-проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач);
-владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми
-имеет представление о шахматной доске, ориентируется на ней;
Различает и называет шахматные фигуры;
правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
имеет представление об элементарных правилах игры;
имеет представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
владеет основными шахматными терминами;
правильно применяет элементарные правила игры;
имеет представление о некоторых тактических приемах.
играет в парах.
ВОСПИТАТЕЛЬ
- создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;
- укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».
РОДИТЕЛЬ
- получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;
- расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.
Реализация рабочей программы
Реализация программы «Шахматы дошколятам» требует наличия оборудования.
Оборудование:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
настольные шахматы;
шахматные столы;
шахматные часы;
обучающие видео уроки по шахматам;
стимуляторы игр.
ПРОГРАММА
Программой предусматривается 31 шахматных занятия. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы.
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая: – самоутверждению ребёнка; – развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний; – формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия; – становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех; – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; – воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».
Методы и технологии
Словесные методы.
В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.
Наглядные методы.
Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).
Формы сотрудничества с семьёй
Программа по шахматам предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы.
Формы работы с родителями:
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
– совместное проведение мероприятий;
Условия работы с родителями:
– целенаправленность;
– систематичность;
– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
– доброжелательность и внимание.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ ДОШКОЛЯТАМ»
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Месяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Метод. Приёмы |
Сентябрь | 1 | «В стране шахматных чудес» | Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы | Чтение сказки, беседа. |
2 | «Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка)» | Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске. | Игры, вопросы воспитателя, беседа. | |
Октябрь | 3 | «Шахматная шкатулка» | Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействии в игре. | Приветствие, игра, эстафета. |
4 | «Маленькое войско» | Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре | Игровые упражнения | |
5 | «Вежливые слоны» | Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре | Игровые упражнения, беседа. | |
6 | «Тяжелые и легкие фигуры» | Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур. | Игровые упражнения, беседа. | |
Ноябрь | 7 | «Могучая фигура (Ферзь)» | Ввести понятия о ферзе. | Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы. |
8 | «Надежный товарищ» | Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами. | Игра, упражнения. | |
9 | «Прыг, скок и вбок» | Ввести понятие о значении и действиях коней в игре. | Игровые упражнения, чтение сказки, беседа. | |
10 | «Поход на три поля» | Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками. Развивать логическое мышление. | Игровые упражнения, Практическая работа в парах, вопросы воспитателя. | |
Декабрь | 11 | «И король жаждет боя» | Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки. |
12 | «Шах и мат» | Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа | |
13 | «Как ладья похудела» | Познакомить детей с правилами рокировки. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа. | |
14 | «Короткая или длинная?» | Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки. | Игра, чтение сказки, практическая работа. | |
Январь | 15 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игра, эстафета, шахматная викторина. |
16 | «В гостях хорошо, а дома лучше.» | Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске. | Игра, чтение сказки, упражнение, шахматные партии. | |
17 | «Здоровые телом -сильные духом!» | Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта. | Игра, чтение сказки, шахматные партии. | |
18 | «Шахматная эстафета» | Закрепление полученных знаний. | Игра, эстафета, загадки. | |
Февраль | 19 | «Реши этюд, отгадай задачу» | Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске. | Игры, практические упражнения. |
20 | «Волшебный квадрат» | Ввести понятие об элементарных комбинациях. | Игры, чтение сказки, практические упражнения. | |
21 | «Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку» | Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске. | Игры, практические упражнения. | |
22 | «Квадрат пешки» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игры, практические упражнения. | |
Март | 23 | «Правило квадрата» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игра, эстафета, объяснение. |
24 | «Без поддержки короля» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Загадка, игра. | |
25 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игры, шахматная викторина. | |
26 | «Волшебный мир королевства» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Загадки, решение задач, игры в парах | |
Апрель | 27 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игра, шахматная викторина |
28 | «И снова в гости» | Закрепление полученных знаний. | Игра, рассказывание сказки, шахматная физкультура, игры в парах. | |
29 | «Шахматная эстафета» | Закрепление полученных знаний. | Игра, вопросы воспитателя. | |
30 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игры, эстафета, викторина. | |
Май | 31 | «Шахматные чудеса» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игры, задачки – шутки. |
Второй год обучения (с 6 до 7 лет)
Месяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Метод. Приёмы |
Сентябрь | 1 | «Педагогический мониторинг» | Уточнение уровня освоения программного материала. | Выполнение тестовых заданий. |
2 | «Шах» | Формировать представление о позиции «шах», развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». | |
Октябрь | 3 | «Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах» | продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание, логическое мышление, тонкую моторику. | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения. |
4 | «Мат» | Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». | |
5 | «Мат в один ход» | Закрепить представления детей о позиции «мат», развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | |
6 | «Что такое связка» | Закрепление знаний и умений, полученных ранее; Формирование понятия «Связка» | Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле» | |
Ноябрь | 7 | «Ничья» | Формирование представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пропавшая фигура» |
8 | «Рокировка» | знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческое мышление, логического мышления | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | |
9 | «Непобедимый» | Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей. | Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови» | |
10 | «Волшебный мир комбинаций» | Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтобы уверенно разбираться в партии чувствовать себя спокойно во время игры | Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач; | |
Декабрь | 11 | «Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу» | Упражнение в решении шахматных этюдов | Логическая минутка; слушание «Волшебной истории» Решение шахматных этюдов |
12 | «Итальянская партия» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов | Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
13 | «Сицилийская защита» | Формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта; и важности первых ходов Закрепление Знаний правил ведения шахматной партии | Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилийской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
14 | «Принятый ферзевый гамбит» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
Январь | 15 | «Подготовка к интеллектуальному турниру» | Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий, | Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач. Жеребьевка продумывание заданий |
16 | «Интеллектуальный турнир» | Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий. | Выполнение игровых заданий | |
17 | «Короткие партии» | Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 – 2 | |
18 | «Здоровые телом – сильные духом» | Пропаганда здорового образа жизни, Воспитание культуры игры | Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию. Обсуждение психологических этюдов | |
Февраль | 19 | «В гостях хорошо, а дома лучше» | Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями, закрепление хода конем. | Конкурс «Ответь как в сказке, сам, без подсказки», Д/и «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ |
20 | «Великие гроссмейстеры» | продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды | Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (М.Ботвинник, и др.) | |
21 | «Показательная партия» | продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды | Практические занятия в парах Графический диктант | |
22 | «Решение шахматных задач и этюдов» | Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения | |
Март | 23 | «И король жаждет боя» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию | Игра всеми фигурами из начального положения. |
24 | «Это интересно» | Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат | Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку | |
25 | «Повторение пройденного» | Закрепление пройденного, развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение | Дидактическое задание «Пат или не пат», «Дай мат в один ход», «Дешифровщики» | |
26 | «Король» | Познакомить с правилами ходов «королем». Показать на примере как можно ставить «мат» «конем», «пешкой» и «королем» в один ход. | Чтение сказки «И король жаждет боя!» Д/и «Поворот», «Задача направления», «Туда – сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок» | |
Апрель | 27 | «Конь против ферзя, ладьи, слона» | Показать детям выбор ходов «коня». | Показать на схеме как можно поставить «мат» черному «королю» «конем», «пешкой» и белым «королем» в разных шахматных позициях |
28 | «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня» | Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи. | С помощью схем разыграть разные положения. Соревнование в двух командах «Пешки против ладьи». | |
29 | «Так много их, но мы уже их знаем» | Дать знание, что означает понятие «Пат» в шахматной игре. | Д/и «Найди на схеме, где пат» | |
30 | «Ферзь» | Познакомить с правилами передвижения ферзя | Чтение сказки «Могучая фигура – Ферзь» Д/и «Задача направления», «Туда – сюда», «Большой прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход» | |
Май | 31 | «Ферзь против ладьи и слона» | Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами. | Д/и «Ферзь против ферзя: белый против черного», «Ферзь против ладьи и слона». |
Литература:
Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная программа по обучению дошкольников ПДД "Наш друг Светофор"
"Наш друг Светофор" дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 3-7 лет...
Программа по обучению дошкольников базовой технике каратэ- до «Киокусинкай» на базе ГБОУ СОШ №2094 СП ДО №837
Настоящая программа предлагается в качестве организационно-нормативного и учебно-методического пособия для работников дополнительного образования, культивирующих Коикусинкай-каратэ и другие виды восто...
Рабочая программа. Кружок «Умейка». Направление работы: техника аппликация, техника оригами. Возраст обучающихся: младшая группа - 5- 7 лет. Срок реализации - 1 год.
Рабочая программа "Умейка"целью которой является развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами; формирование художественно-творческих способностей чере...
Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год
Актуальность выбранной темы: В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...
Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...
Дополнительная образовательная Программа по обучению дошкольников базовой технике игры в шахматы «Белая ладья» для детей 6-7 лет
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...