проект "Мини-музей в ДОУ"
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, культурологии, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении. Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры (Энциклопедический словарь) Типы музеев - научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, краеведческие и др. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музей – это: во-первых, часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты; занимает очень небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно; в-третьих, не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Музей в дошкольном учреждении должен служить своим творцам: те, кто создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными «потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный процесс : через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов. Цели мини-музеев: Реализация направления «Музейная педагогика». Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. Формирование у дошкольников представлений о музее. Развитие начальных навыков музейного языка. Расширение кругозора дошкольников. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления и воображения. Выявление творческих способностей детей. Формирование активной жизненной позиции. Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Задачи мини-музеев в ДОУ Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с экспонатами музея. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе диалога с культурным наследием, художественного восприятия действительности. Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию. Формировать толерантное отношение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Средства музейной педагогики Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе. Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музеев города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо-туристической деятельности. Практическая деятельность включает: -собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок; -совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов; -экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдения. Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии.
Формы работы в мини-музее Организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей) Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских) Организация праздников Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи) Игротека для детей, педагогов и родителей Организация совместной художественной деятельности Авторские художественные выставки групп детского сада Мини-беседы с детьми Экскурсии для детей и родителей Самостоятельное рассматривание экспонатов Мастер-класс по изготовлению экспонатов Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами Творческие игры Образовательные путешествия Чтение художественной литературы. Исследовательская деятельность, экспериментирование. Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр мини-презентаций
Методы работы с детьми в музейно-образовательном пространстве проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ» ( Метод, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение) поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие. Типы музейных экскурсий обзорная (ознакомительная); образовательная; развивающая; воспитательная.
Обзорная экскурсия Задачи ознакомительного характера. Сведения должны носить информационный характер и представлять всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов. Содержание и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно сформулировать следующим образом: 1. Знакомство с архитектурой и историей музейного здания. 2.3накомство с историей и содержанием музейной коллекции. 3.Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея. 4.3накомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.
Образовательная экскурсия В зависимости от уровня подготовки зрителя и конкретной образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня. Содержание образовательной экскурсии можно расширить, раскрывая следующие вопросы: 1. История, содержание и специфика музейной коллекции. 2. История изобразительного искусства. 3. Творчество отдельных мастеров искусства на примере представленных в музейной коллекции произведений. 4. Некоторые вопросы теории изобразительного искусства.
Экскурсия развивающего типа В ее основе лежит развивающая функция обучения. Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие необходимых психических качеств и способностей личности, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников (умение наблюдать, сравнивать, эмоционально переживать, анализировать и обобщать свои наблюдения; сенсорные способности — видение цвета, формы, чувства фактуры, ритма и пр.) Тематика экскурсий: «Как смотреть картину», «Учись смотреть и видеть», «Как понимать произведения скульптуры», «Цвет в природе и цвет в картине», «Ритм и линия в природе и в художественном образе» и т. п.
Воспитательные экскурсии Целью воспитательных экскурсий является формирование познавательной активности, а также ценностных ориентаций личности. В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и воспитательные задачи являются ведущими. Формирование нравственных качеств личности как ключевая цель экскурсий воспитательного типа определяет их тематическое своеобразие. Тематика экскурсий: 1. «Мы пришли в музей» (первое знакомство с художественным музеем); 2. «Как искусство «живет» в музее»; 3. «Как люди раньше жили»; 4. «Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства); 5. «О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном искусстве) и др.
Этапы создания мини-музея Подготовительный. Задачи: выбор темы, определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей. Практический (реализации проекта). Задачи: совместная реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.), работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.). Заключительный (обобщающий). Задачи: торжественное открытие мини-музея, проведение экскурсий и других мероприятий, пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении и т.п.
Виды мини-музеев 1. Мини – музеи природы. - экологические мини – музеи ( мини – музей моря, подводного мира, леса ); - палеонтологические мини – музеи ( мини – музей истории планеты и природы); - музеи отдельных компонентов природы ( мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др .); - мини – музеи живой природы ( мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки ). 2. Мини – музеи народной культуры. 3. Исторические мини – музеи. - мини – музей, посвященный истории страны; - мини – музей, посвященный определенному историческому событию; - мини – музей, посвященный истории родного края; - мини – музей, посвященный истории детского сада; - мини – музей, посвященный истории одного предмета ( мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек») - мини – музей государственной символики. 4. Литературные мини – музеи. - музей сказки; - мини – музей любимой сказки; - мини – музей писателя (поэта); - мини – музей книги; - мини – музей сказочных персонажей; - мини – музей научной книги; - мини – музей букваря ( азбуки ); - мини – музей букв и цифр. 5. Мини – музеи искусства. - мини – музеи художественного творчества; - мини – музей декоративно – прикладного искусства; - музыкальный мини – музей ( музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов ); - мини – музей театрального искусства ( мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол ). Мини – музей декоративно – прикладного искусства.
Паспорт мини-музея «Старинных вещей» Наименование : «мини-музей старинных вещей» Профиль мини-музея: социально-коммуникативный, художественно-эстетический, познавательный. Цель создания : возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, посредством воспитания любви к традициям русского народа, быту, обычаям; развитие познавательных способностей и воспитание личности воспитанников средствами музея. Задачи: -Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда; - Побудить детей к созданию музея, расширить представления об истории и традициях русского народа; Воспитывать навыки бережного отношения к экспонатам музея; Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ; Побудить в детях интерес к приобщению к народной культуре; Воспитывать личность ребенка на основе вечных нравственных ценностей. Значимость программы музея «Старинных вещей» заключается в создании развивающей среды при совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем можно! В обычных музеях ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он- соавтор, творец экспозиции! Разделы мини-музея: «домашняя утварь»-старинные предметы быта «рукотворный мир»- предметы творчества «библиотека»- старинные книги, альбомы с потешками, сказками, детские работы, альбомы с иллюстрациями русского быта, фонотека русских народных песен и звуков русских народных инструментов. «одежда»- одежда не только для людей, но и для кукол.
Реализация проекта. Обсуждение с педагогами и родителями на собрании об идее создания мини-музея. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление мини-музея. Разработка форм работ с детьми: - тематические беседы, - выставки работ по аппликации, лепке, рисованию, ручному труду «Предметы старины». - викторины на знание старинных вещей и их предназначении, - творческая гостиная на знание русского фольклора, муз. инструментов и т.д. 5. Создание презентации по реализации проекта в конце учебного года. 6. Продолжение пополнения музея экспонатами. Тематический план проведения игровых экскурсий Сентябрь. «Как Марьюшка бельё стирала « (показ утюга, стиральной доски, рубеля. Стирка платочков.) Октябрь. «Золотое веретено», «Волшебные пуговки» (познакомить со старинными орудиями и материалами женского труда. Знакомство с историей появления пуговиц и их разнообразием. Народная игра «Прялица») Ноябрь. «Свет в оконце», «Хлеб всему голова» (с приспособлениями для освещения жилища, со старинными орудиями труда- серпом, косой и способами обработки хлеба. Поговорки и пословицы) Декабрь. «Пошла хозяюшка по водицу» , «Интересные часы» (познакомить с коромыслом и колодцем. Историей появления часов.)
Январь. «Как Марьюшка детей растила» (знакомство с традициями воспитания в семье, народными тряпичными игрушками, люлькой. Рассматривание картины Маковского «Крестьянские дети») Февраль. «Сверху пар, снизу жар» (знакомство самоваром и традицией чаепития.) Март. «Печь пыхтит , в доме жар стоит» (Сито, скалка, чугунок, ухват. Лепка предметов старины) Апрель. «Делу время-потехе час».(русские народные музыкальные инструменты. Прослушивание аудиозаписей игры инструментов. Май. «Прощание с избой» (викторина). Правила поведения в мини-музее: - Экспонаты можно аккуратно трогать и потом ставить на место! Их нельзя ломать или забирать домой! Можно и нужно задавать вопросы, сочинять истории, придумывать сказки!