План по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»
Большая часть детей младшего возраста, поступающая в детский сад, еще не готовы к восприятию сказок и сказочных сюжетов, большая часть детей, в целом еще довольно слабо владеет речью. Для того, чтобы вовлечь ребенка в сказочный сюжет, а главное, развить способность этот сюжет понимать, требуется специальная работа.
В первую очередь необходимо развить у ребенка интерес и его уверенность в собственных силах в условиях новой для него деятельности. Для этого необходимо большое внимание уделить индивидуальному общению с ребенком, для чтобы определить психологические особенности и его уровень речевого развития.
Знакомство детей со сказками с помощью театрализованного преставления - очень помогает в адаптационный период, театр помогает ребенку расслабиться и поднимает фон настроения. Также театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.
Таим образом, театрализованная игра помогает не только развивать все стороны речи ребенка, но и помогает развивать его память внимание и коммуникативные способности.
Цель- развитие речи младших дошкольников при помощи театрализованной игры
Задачи:
1. Развивать память, внимание у младших дошкольников при помощи театрализованной игры
2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею.
3. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность)
4. Расширять пассивный и активный словарный запас
5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
6. Развивать терпение и выдержку
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших спектаклей, которые показывает воспитатель. В дальнейшем важно стимулировать включение ребенка в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты в сказке.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Ролевой диалог героев сказок ("Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка")
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать, и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми.
Перспективный план
Форма работы | Сроки проведения | Практические выходы |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы по теме | Сентябрь-май | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет |
Подобрать методическую литературу по теме самообразования | Сентябрь-декабрь | Повышение своего профессионализма |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр-пополнить театральный уголок группы | Октябрь-май | Театры |
Создать картотеку театрализованных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Картотека потешек, песенок, хороводных игр | Сентябрь-май | Картотека |
Консультация для педагогов на тему: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников» | Май | Доклад |
Работа с детьми | ||
Составить картотеку театрализованных игр | Октябрь-ноябрь | Картотека |
Провести беседу с детьми о театре | Октябрь | Беседа |
Знакомство с различными видами театров | Октябрь-май | Изготовление театров |
Использование театрализованных игр в НОД, ОД в режимных моментах | Сентябрь-май | Конспекты занятий и игры |
Работа с родителями | ||
Информационные бюллетни: «Роль театрализованных игр в развитии речи младшего дошкольного возраста»; «Театральные игры – путь к детскому творчеству»; «Как проводить с ребёнком досуг»; «Развитие речи ребёнка 3 года жизни». | Сентябрь-май | Бюллетни |
Родительское собрание «Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством использования игровых приёмов и художественного слова». | Октябрь | Протокол родительского собрания |
Консультации «Просто ли играть?», «Потешки для детей», «Театрализованные игры – играйте вместе с детьми» | Январь-март | Консультации |
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр | Апрель | Конкурс «Театр - детям» |
Анкетирование «Развитие речи у детей средствами театральной деятельности» | Апрель | Анкеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...