«Мастер –класс: Изготовление театрализованной маски для сказки».
материал

Широкова Оксана Александровна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_maski_dlya_skazki.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тимоновская СОШ с УИОП, корпус 1

Мастер-класс

на тему: «Изготовление театрализованной маски для сказки».

Провела: воспитатель Широкова О.А.

г.о. Солнечногорск

2023 год


Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Изготовление театрализованной маски для сказки»

И так мы начинаем.

Что же такое театральные маски?

Театральные маски — это накладки с вырезами для глаз, скрывающие лица актёров, служившие наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски могут изображать как человеческие лица, так головы животных или мифических существ.

Маски или по-старинному «личины», «хари» -  пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными.  Приготовляются маски из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов, камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т.д.

Изображают маски, обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо действительного животного, или фантастического существа…У большинства народов…маски имеют значение не забавы или развлечения…они часто связаны с различными религиозными представлениями…

В современном мире маски используются довольно редко: во время пышных карнавалов и костюмированных вечеринок, а ещё -  как   непременный атрибут разбойника-грабителя! Их нередко приводят из экзотических стран в качестве сувениров, а потом используют как настенное украшение.

Люди чаще видят этот предмет на киноэкране и в театре, чем в жизни.  Для наших предков маска никогда не являлась повседневным украшением или элементом развлекательных мероприятий!

Очень страшная сказка  -  ритуальная  маска!

В  многочисленных  ритуалах  народов  нашей  планеты  маски  надевали,

чтобы  изменить  свою  сущность,  судьбу,  уничтожить  зло  или  хотя  бы  припугнуть  его,  а  иногда - использовать  в  своих  интересах…

Согласно верованиям многих племён,  человек  в  маске  реально  переставал  быть  самим  собой  на  время   обряда: он  впускал  в  себя  представителей  мира  духов!

И   хотя  соплеменники  прекрасно  знали,  кто  скрывается  под  страшной   личиной,  они  реагировали  на  него  так,  словно  это  действительно  был  дух  предков  или  грозный  бог. И  в  этом  не  было  игры  или  притворства  -  лишь  глубокая  искренняя  вера.

Особенно  распространены  были  ритуальные  маски  в  обрядах  народов  Африки,  Америки,  Юго-Восточной  Азии  и  Океании.  Самые  первые  маски  использовали  ещё  охотники  каменного  века  -  свидетельства  этого  сохранили  наскальные  рисунки.

Ритуальные  маски  делались  из  самых  различных  материалов – дерева,  кожи,  ткани,  металла; большинство  из  них  выглядело  достаточно  жутко. Ведь  соприкосновение  с  миром  духов  в  представлениях  древних  людей  -  это  крайне  опасное  предприятие, за  которое  можно  поплатиться  рассудком  или  жизнью! Поэтому  надеть  на  себя  маску  во  время  ритуала  мог  только  специально  обученный  шаман,  который  знал  и  соблюдал  своеобразную  «технику  безопасности»  при  общении  с  духами.

В  Риме  изготавливали  также  восковые  посмертные  маски  предков,  которые  хранили,  как  зеницу  ока,  потому  что  верили,  что  таким  образом  предки  остаются  навеки  вместе  с  потомками.

Известна  даже  скульптура  римлянина,  «демонстрирующего»  восковые  маски  своих  предков;  наличие  такой   «коллекции»    было  чем-то  вроде  родословного  древа!

Кстати, фата   современной  невесты   это  один  из  отголосков  давних  забытых  ритуалов, тоже маска.  Ведь в  древности  считалось,  что  девушка,  выходя  замуж  и  покидая  свой  род, как  бы  умирает  для  всех  родных  и  близких,  поэтому  ей  покрывали  лицо,  как  покойнице…  

Сейчас  прозрачная  белая  вуаль  не  вызывает  таких  мрачных  ассоциаций, но  изначальное  её  значение  было  именно  таковым.

Основной  смысл  маски  в  том,  что  она  скрывает  лицо, «защищает»  его  от  потусторонних  опасностей,  и,  вместе  с  тем,  представляет  другое  лицо,  способное  внушить  страх  окружающим.

Однако,  «защищающее»  значение  маска  может  иметь  не  только  в  переносном,  духовном  смысле,  а  и  в  буквальном,  материальном: на  войне  маски  употреблялись  чаще  всего  в  соединении  со   шлемом (так  называемая   личина – глухое забрало  шлема,  изображающее  человеческое  лицо).  При   этом,  обыкновенно, защитным  военным  маскам  придавался  устрашающий  вид,  чтобы  они  в  то  же  время  и  пугали  неприятеля.

Ими   пользовались  ещё  в  Древнем  Риме,  а  впоследствии  -  по  всему  миру.   При   этом  личина  могла  выглядеть  по-разному: одни  воины  заказывали  копии  собственного  лица,  чтобы  противник  понимал,  с  кем  сражается; другие  -  закрывали  лицо  изображениями  богов  или  демонов,  чтобы  заставить  врага  ужаснуться; демонстрируя  презрение  к  смерти,  воины  надевали  личины  со  смеющимися  физиономиями.

У  японцев  существовало  несколько  разновидностей  личин  для  шлемов, причём  некоторые  из  них  использовались,  чтобы  ввести  противника  в  заблуждение: опытные  самураи  надевали  личины  с  изображениями  юнцов,  которые  кажутся  лёгкой  добычей; а  те,  кто  шли  в  бой  впервые,  наоборот, украшали  свою  личину  седыми  усами  и  яростным  оскалом, намекая, что  с  ними  лучше  не  связываться.

По  всей  Европе  в  маски  облачались  чиновники  инквизиционных  трибуналов,  карбонарии  и  члены  тайных  обществ  -  из  вполне  понятных  побуждений;  равным  образом  и  палач  при  исполнении  своих  обязанностей  иногда  скрывал  лицо  под  маской…

Актёрская сказка -  театральная маска!

Из  обрядов  и  ритуалов  маски  перекочевали  в  театр. Учёные предполагают,  что  их  использовали  во  время  публичных  праздников  жители  Древнего  Египта  и  Индии,  однако  точных  сведений  об  этом  несохранилось.

В  Европе  первые  театральные  маски  появились  в  Древней  Греции,  на  Вакховых  празднествах  в  V  веке  до  н.э.; в  мифическом  мире  Греции  маски  символизировали   трагическую  или  комическую  природу  персонажа  в  театре  (комическая  маска  была  атрибутом  богини  Талии,  а    комическая  -  Мельпомены).

Античные театральные маски!

Античные  театральные  маски  выполняли  двоякую  роль: во-первых,  выступая  в  огромных  амфитеатрах  перед  многотысячной  толпой,  актёры  не  могли  надеяться,  что  их  мимика  будет  различима  зрителями,  маска  же  с  гротескной  гримасой  конкретизировала  характер  персонажа;  во-вторых,  этот  атрибут  усиливал  звук  голоса  актёра  благодаря  металлическому  рупору,  помещённому,  как  правило,  в  рот  маски.

Все  персонажи  делились  на  несколько  категорий,  для  каждой  из  которых  существовал  свой – узнаваемый -  вариант  маски: простые  смертные  - старики,  молодые  люди,  рабы,  женщины  весьма  многочисленных  типов. Особняком  стояли  маски  для  актёров,  исполняющих  роли  богов  и  героев  мифологии, отмеченные  для  узнавания  условными  чертами.

Для   воспроизведения  персонажей,  у  которых  резко  менялось  во  время  действия  спектакля  душевное  настроение,  введены  были  маски,  на  одном  профиле  выражавшие,  например, горе  или  ужас,  тогда  как  другой  профиль  обозначал  радость  или  удовлетворение:  актёр  по  ходу  пьесы  поворачивался  к  зрителям  то  одной,  то  другой  стороной  маски.

Маскарад, карнавал -  это сказочный бал!

Маски   постепенно  из  ритуальных  обрядов  и  из  театральной  жизни  перешли  в  реальную,  став  обязательным  атрибутом  карнавалов,  маскарадов,  костюмированных  балов.

Историки  утверждают,  что  европейцы  устраивают  карнавалы  уже  не  первое  тысячелетие: одна  из  версий  происхождения  названия  праздника гласит, что  слово  «карнавал» - это  производное  от ( carrus  navalis  с  латыни  -  потешная  колесница);

так  в  бронзовом  веке  именовались  ритуальные  повозки,  возившие  языческих  богов  на  праздниках.

С   приходом   христианства,  как  ни  странно,  древний  языческий  праздник  не  был  отменён,  однако  приобрёл  новые  черты  и  -  новую  версию  происхождения  названия  этого  празднества. Никто  не  даст  точного  ответа,  когда  в  Венеции  впервые  провели  карнавал,  но  в  13  веке  последний  день  перед  наступлением  Великого  поста  был  уже  официально  назначен  датой  городского  праздника.

Карнавал (ит. Carnevale,  от  лат.  carno – мясо,  vale  -  прощай)  -  в  католических  странах  первоначально  проходил  в  конце  зимы,  от  дня  Богоявления  до  Чистой  среды  (на  первой  неделе  Великого  поста),  так  что  понятно  название  праздника  «прощай  мясо»!

В   разных   местностях   карнавальное   время  имеет  различную  продолжительность,  но  повсеместно  оно  сопровождается  шумными  забавами,  весёлыми  играми,  яркими  представлениями,  выступлениями  весёлых  шутов  и  искусных  жонглёров,  оглушительными  красочными  фейерверками

Бал  на  карнавале  правили  маски,  а  разнообразие  их  было  необыкновенно   велико!

Героями  торжества  делались  персонажи  комедии  даль  арте,  чрезвычайно  популярной  в  Италии:  сотни  и  тысячи  весёлых  Арлекинов,  печальных  Пьеро  и  кокетливых  Коломбин  кочевали  с  одной  венецианской  площади  на  другую.

Атрибутика  маски  весьма  обширна  и  не  ограничивается  использованием  её  в  ритуалах,  на  театральной  сцене  и  на  костюмированных  балах.

Маски всегда  были  излюбленным  средством  преступников  остаться  неузнанными: самый  простой  вариант  -  обычный  платок,  закрывающий  нижнюю  половину  лица, что  ассоциируется  у  нас  с  бандитами  Дикого  Запада.

Авторы  современных  фильмов  склонны  наряжать  грабителей  в  маски  американских  президентов  или  популярных  супергероев.

Среди   самых «знаменитых»  масок  числятся  чёрная  полумаска,  скрывающая  лицо  персонажа  американских  приключенческих  фильмов  -  испанского дворянина,  благородного  разбойника  Зорро.  Его  романтический  образ  до  сих  пор  привлекает  зрителей.

Кстати, по законам   некоторых  стран  использование  маски  в  уголовных  преступлениях  рассматривается  как  отягчающее  вину  обстоятельство

Человек-паук, Супермен, Бэтмен   и другие герои комиксов  носят  маски  для  того, чтобы  скрыть  своё  лицо,  ведь  в  свободное  от  подвигов  время  они  ведут  жизнь  обычных  людей.  Поэтому  маска  стала  непременным  атрибутом  любого  супергероя!

Да  и  любой  из  нас  в  любом  возрасте  порой  с  удовольствием  облачается  в  яркий  красочный  костюм,  закрывает  лицо  маской,  и  чувствует  себя  совершенно  другим  человеком.

А  может  быть  вам  по  душе  лицо  без  маски?

Лицо без маски – это жизнь без сказки!

Почему нас привлекает

Нам не свойственная роль?

Так, бывает, примеряет

Шутовской колпак король.

Что имеем, то не ценим,

Все привычное браня,

Только маски мы оденем,

Сразу имидж переменим:

Ты – не ты, я – не я !

          Ну что ты строишь мне глазки

          Через прорези маски?

          Ты теперь – другая,

          Я тебя – не знаю!

          С песней и пляской

          В жизнь шагнём, как в сказку,

          Смело, без опаски,

          Примеряя маски.

Можно маской скрыть лукавство,

Спрятать зависть, злость и ложь,

Замаскировать коварство

Так, что сразу не поймешь!

Пусть на маске – смех, улыбка,

А под маскою - печаль…

Всё так смутно, всё так зыбко,

За ошибкою – ошибка..

Ах, как жаль, ах, как жаль!

          Но лицо без маски –

          Это жизнь без сказки,

          Это ночь – без звездопада,

          Это бал – без маскарада!

          Но лицо без маски,

          Как любовь - без ласки,

          Как еда – без соли,

          Как актёр – без роли!

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со

взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, спектакли.

Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные

фильмы – все к услугам детей. Можно изготовить маску любого животного, в том числе и сказочного. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.

Вашему вниманию предлагаю изготовить маску своими руками, а как, я вам это покажу (изготовление маски).

Посмотрите какие маски – шапочки.

          Я  предлагаю вам сделать(показ).  Эти маски можно делать и с детьми.

         

Приглашаю 6 человек. Подумайте, какую маску вы хотите сделать и выберите соответствующий цвет картона.

          Для работы нам понадобится: Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, резинка, степлер, простой карандаш, салфетка, клеёнка.

Картон расчерчиваем по шаблону, который мы вам уже приготовили (на слайде образец).

Для детей младших групп, воспитатели подготавливают всё сами. А для детей подготовительных групп, можно отмерить, поставить точки и дети с помощью линейки расчертят полоски.

Далее разрезаем эти полоски до отчерченного основания.

Степлером сцепляем (1,3,5,7,9), а потом (2,4,6,8,).

По размеру головы прицепляем стиплером резинку, получается шапочка. Но теперь ваша фантазия.

Из цветной бумаги вырезаем дополнительные элементы для завершения маски! (рассказать про возрастные методики изготовления масок)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Мастер класс изготовления маски-шапочки из поролона

Это презентация для тех, кто любит делать сказку своими руками....

Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"

   Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...

Мастер – класс по театрализованной деятельности для воспитателей «Изготовление кукольного театра»

Цель мастер-класса:Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол, с последующим их использованием в театрализованной деятельности.Задачи:. Вызвать интерес к теа...

Мастер-класс : изготовление декоративных элементов для сказки «Дюймовочка».

Мастер-класс : изготовление декоративных элементов для сказки «Дюймовочка».  Все дети любят сказки…Сегодня мы поговорим о сказке «Дюймовочка»В сказке эта мален...

Мастер-класс "Изготовление дидактического пособия по театрализованной деятельности «Театральный сундучок»

Целью создания данного пособия было - желание познакомить детей дошкольного возраста с понятием «театр», приобщить детей к миру театрального искусства посредством...

Мастер – класс для родителей. «Маска, маска, я тебя знаю» (венецианские маски).

    Актуальность  мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точ...

Мастер-класс "Изготовление маски Журавля".

Для изготовления маски журавля понадобится вспененный полистерол, клей, гуашь, ленточка....