Консультация «Развитие самостоятельности и активности дошкольников в изобразительной деятельности»
консультация

Кащаева Юлия Юрьевна

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость и познание творчества. Творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить и учить следует как можно раньше. Для этого надо развивать все компоненты детского творчества: активность, самостоятельность, инициативу, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kashchaeva_yu.yu_._yanvar_2024_1.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»

Консультация

«Развитие самостоятельности и активности дошкольников

 в изобразительной деятельности»

         

                                                                                               

                                                                                   Кащаева Юлия Юрьевна,

                                                                                         воспитатель,

I квалификационная категория

                                                                                  Дата выступления:

25.01.2024 г.

                                                                                                                                                         

г. Мончегорск

        Искусство играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В тоже время искусство – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и представить их смысл для себя и окружающих.

        Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость и познание творчества. Творчество – это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству можно научить и учить следует как можно раньше. Для этого надо развивать все компоненты детского творчества: активность, самостоятельность, инициативу, воображение.

        Активность ребенка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.

        Самостоятельность – умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа.

        Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием.

        Воображение – способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности.

        В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности.

        В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

        Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

        Самостоятельная изобразительная деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

        Галина Григорьевна Григорьева, кандидат педагогических наук, определяет высокий уровень изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях:

-она возникает по инициативе детей;

-ребенок сам определяет цель;

-сам находит средства для ее воплощения;

-планирует деятельность, добиваясь желаемого результата;

-в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

        Изобразительная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том, что эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Условия проявления самостоятельности

        1.Одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).

        2.Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно-значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

        3.Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога. Он базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

        Организация игровой формы изобразительной деятельности также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

        Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

        Тесное сотрудничество педагога с семьями детей является еще одним немаловажным условием для развития художественно-творческого развития детей. Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями (законными представителями), братьями, сестрами, тоже находит свое отображение в рисунке, лепке, аппликации. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома с родителями, затем изображают по-своему.

        В данном направлении родителям можно предложить поучаствовать в мастер-классах, консультации, анкетировании в ДОУ, перечень игр, которые можно провести с детьми дома.

        Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности.

        В группе организуется зона самостоятельной изобразительной деятельности – детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками и т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

        

        Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей и др.); зимой – создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.

        Одним из эффективных приемов подготовки к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, дается колоссальный толчок детскому изображению и фантазированию. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, дает больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять ее в самостоятельной деятельности.

        В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету.

        В старших группах в самостоятельной деятельности дети могут использовать более сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, восковыми мелками, парафиновая техника, набрызг, пластилинография, бумагопластика и другие.

        Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять, и совершенствовать с учетом возраста и интересов детей, а также с учетом индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей каждого ребенка.

        В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Значение игровой деятельности в развитии речи дошкольников...

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольн...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Консультация «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. С самого рождения детей окружают различные явления живой и не живой природы. они с удовольствием играют с песком и водой,  собирают ка...

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребен...

Консультация «Развитие детской самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (В. А. Сухомлинский)...

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»....