Консультация для родителей «Помощь фольклора в овладении родным языком»
консультация (подготовительная группа)

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в воспитании детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их в душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственно столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависть и злость.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающихся движениях, прыжках, гримасах в дразнилках. Наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющим постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизни ребенка утрачивает вкус, справедливость.

Дразнилка возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Антошка-картошка», «Борис-барбарис», «Лёшка-лепёшка»). Иногда высмеивает и осуждает дурные наклонности и поступки ребенка, прямо называет вором, трусом, лентяем, обжорой («Вор-воришка, украл топоришко», «Обманули простака на на четыре кулака…»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.draznilka.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Помощь фольклора в овладении родным языком»

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в воспитании детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их в душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственно столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависть и злость.

Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающихся движениях, прыжках, гримасах в дразнилках. Наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющим постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизни ребенка утрачивает вкус, справедливость.

Дразнилка возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Антошка-картошка», «Борис-барбарис», «Лёшка-лепёшка»). Иногда высмеивает и осуждает дурные наклонности и поступки ребенка, прямо называет вором, трусом, лентяем, обжорой («Вор-воришка, украл топоришко», «Обманули простака на на четыре кулака…»).

Небольшой стишок представляет собой ещё одно явление детской народной поэзии. В нём сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех кто кричит дразнилку, и обида и стыд, негодование того, кого дразнят. Чем обсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Ребенку приписывают или несуразные черты внешности («Соломенная ножка», «Сам с ноготок, голова с горшок»), или невозможные и нелепые в реальной жизни поступки («На кочку села, комарика съела», «Чисти картошку, ешь понемножку»). Народная нелепость поведения достигается, в дразнилках с помощью перевёртыша («Таня – баня шла по броду, решетом носила воду», «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперёд и поехал в огород»).

Основной закон построения дразнилки, придающий ей одновременно смешной и обидный характер, - это нарушение обычного порядка вещей, признанной нормы в поведении, внешности, приписываемое конкретному ребенку. Дразнилка склонна в первую очередь к преувеличению и преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевртышу.

На этом свойстве дразнилки нравственная норма игры. Дети, использующие готовую дразнилку, предупреждают товарища, о совершенном им промаха в игре, о дурном поступке. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по звучанию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Знания детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться не только профилактика душевного здоровья, но и хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической поэзии. Литературные, авторские дразнилки – это сатира, откровенное осмеяние и разоблачение порока. Автор высмеивает лень, жадность, обжорство, трусость, бахвальство и прочие дурные привычки детей. Литературные дразнилки использует все средства словесной изобразительности – и звукопись, и ритмический рисунок стиха, и гипербалу: и перечисления, и перевертыши. В чистом виде дразнилки встречаются довольно редко. Чаще элементы дразнилки, сами способы дразнения как средство изображения героя включаются в стихотворения. Это и «Фома» С. Михалкова, «Девочка-ревуха», «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Многие строчки стихов сами стали дразнилкой. Часто можно услышать: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» или «Нет, там не коровушка – это Галя-ревушка плачет, заливается, платьем утирается…».

Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекает тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам-то он совсем не похож на этих героев. Но не менее увлекательной представляется игра, которую всякий раз затевает талантливый поэт с маленьким читателем, делая его как бы участником осмеяния, отдавая ему роль пересмешника того, кто дразнит. Посмотрите, как использует приём перечисления. С. Маршак в дразнилке «Ходит, ходит Попрашайка…» Эмоция осуждения, насмешки и презрения создается не только благодаря назойливому повторению одного, того же действия – просьбы, но и благодаря абсурдности самих просьб. Если можно представить кусочек пирожка, глоточек молока, то пол-линейки, пол-картинки, пол-копейки – это явная нелепость, об этом может просить только тот, кто просит по инерции, по привычке. Создается впечатление, что герой конючит и клянчит, вымогает всё, что ему самому не нужно.

Вчитайтесь по внимательнее в каждую дразнилку и попробуйте вместе с автором сыграть с детьми в его игру: разгадать придуманный им звуковой ритмический, изобразительный смысловой рисунок осмеяния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овладение родным языком"

Моделирование в развитии речи детей....

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...

Памятка для родителей РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Консультация для родителей "Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества»

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического во...

Памятка для родителей Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком.

Памятка для родителей Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком. Словарь и словообразование.К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сф...