«Духовно нравственные ценности народов Российской Федерации, как основа воспитательной деятельности в детском саду»
статья

Бойцова Елена Рудольфовна

Каждая, даже самая маленькая нация имеет свою самобытную историю, свои традиции, свою древнюю богатую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:  «Духовно нравственные ценности народов Российской Федерации, как основа воспитательной деятельности в детском саду»

Российская Федерация многонациональная страна, включающая более 180 народов, отличающихся своей культурой, языками, традициями и религией.

Самым многочисленным народом России является русский народ. Но,  помимо русских в России проживают татары, башкиры, чеченцы, черкесы, грузины, армяне, евреи, калмыки, тувинцы, якуты и многие другие.

Каждая, даже самая маленькая нация имеет свою самобытную историю, свои традиции, свою древнюю богатую культуру.

 Для нас педагогов важен процесс усвоения и принятия базовых ценностей каждой личности вне зависимости от национальности.

Содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими, как:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине;

гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

труд и творчество – уважение к труду,  творчество и созидание;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор;

природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции:

Материальные ценности возвышаются над духовными;

Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Большое количество всего иностранного в быту, на телевидение и в музыке;

Искажены представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Все это привело к утере понятия истинных ценностей, патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина - защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших.

Духовно – нравственное воспитание – процесс содействия духовно – нравственному становлению личности человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма)
- нравственного облика (терпения, милосердия)
- нравственной позиции ( способности различать добро и зло,
проявлению самоотверженной любви)
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству)

Задачи воспитательной работы по формированию духовно-нравственной личности:

- Заложить основы духовно нравственной личности с активной жизненной позицией гражданина и патриота.

- Создать условие и вызвать желание совершать хорошие поступки.

-  Познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни.

- Сформировать у детей первоначальное представление о духовном мире.

-  Помочь семье в формировании ценностей для каждой личности, на основе принятых традиций.

- Показать детям тесную связь государственных праздников с жизнью русского народа.

Методы и  формы изучения духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации в детском саду:

1. Занятия, беседы

2. Игры (сюжетно-ролевые, народные, дидактические)

3. Знакомство с художественной литературой и устным народным творчеством

4. Экскурсии и наблюдения

5. Праздники и развлечения

 6. Рассматривание иллюстраций

7. Практический метод (поделки, рисунки, декоративно-прикладное творчество)

В ДОУ процесс воспитания и образования взаимосвязаны. В ходе занятий реализуются и воспитательные задачи.

 В нашей группе реализуется дополнительная общеразвивающая программа социальной направленности «Добрый мир». Приоритетным направлением программы является приобщение детей к ценностям православной культуры. Занятия в рамках данной программы:

- воспитывают у детей любовь к Родине, к семье, уважение ко всем членам семьи;

- любовь к гармонии в окружающем мире и стремление к порядку;

- уважение, к религиозным, православным традициям.

При знакомстве  с государственным праздником «Днем народного единства»  мы воспитываем у детей интерес к истории своей страны, чувство патриотизма и любви к Родине, а не только знакомим их с историей праздника и государственными символами.  

 В работе с детьми использую различные игры (сюжетно-ролевые, народные, дидактические)

На прогулке мы играем в подвижные игры: Жмурки, Прятки, Горелки, Пустое место, Платочек, У медведя во бору, Караси и щука, День и ночь.

В группе используем игры малой подвижности: Краски, Фанты, Колечко, Море волнуется, Летает не летает.

«Каравай, каравай» это старинная праздничная игра для детей в их день рождения. В русской избе обязательным элементом любого празднования был каравай круглый, сдобный сладкий хлеб  с украшениями. Его подавали дорогим гостям на вышитом рушнике с солонкой на маковке.

 То есть перед игрой необходимо провести беседу о культуре и быте народа.

Сюжетно ролевые игры «Ярмарка», « Встреча гостей» русское гостеприимство накрывать на стол, встречать гостей.

 На занятиях и в индивидуальной работе с детьми я использую дидактические игры: «Укрась одежду национальным узором», «Народные промыслы», «Народный узор», «Отгадай праздник» ( по сюжетным картинкам)
Духовно-нравственные нормы и смыслы жизни дети у всех народов традиционно осваивали через сказки. Роль русских народных сказок и сказок других народов России в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них решаются самые важные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о мужестве и трусости, о предназначении человека и его жизненном пути.

Также важно познакомить детей с авторскими произведениями литературы, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов в художественно и эмоционально привлекательной, понятной для ребенка форме, передающих ему сведения эстетического, духовно-нравственного и  поучительного характера. В детском саду используются тексты русской классической духовной литературы, в том числе стихи А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского.

 Во время экскурсий дети знакомятся с памятниками родного города, историческими местами, природой родного края. Постепенно у детей складывается прекрасный образ своей Малой родины.

Наблюдения за сезонными изменениями развивают доброе и заботливое отношение к природе, а также создают у ребенка более яркие, эмоционально насыщенные образы.

 Праздники и развлечения –это одна из наиболее интересных детям форма работы.

Отмечаем с детьми национальные праздники русского народа: Рождество, Крешение, Масленница, Вербное воскресенье, Пасха, Осенины.

Большое внимание уделяем и проведению государственных праздников, таких как  «День защитника Отечества» «День Матери», «Международный женский день», «День Победы», «День космонавтики».

Используем во время занятий, бесед, наглядное сопровождение.
Изготовление поделок и рисунков значимо для детей потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей. Поделки, рисунки изготавливаются детьми с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин друзей и близких.

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд, слушание сказок и художественной литературы с последующим обсуждением и, возможно, заучиванием наизусть отдельных стихотворений, игра-драматизация, праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное образовательное учреждение  создаёт все  условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей. Все направления современного дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие - перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ. Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобально...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...