Артикуляционная гимнастика.
статья
Что такое артикуляционная гимнастика и какая от нее польза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._gimnastika.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое артикуляционная гимнастика и какая польза от артикуляционных упражнений.
Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.
Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, которые улучшают силу и подвижность мышц речевого аппарата. К ним относятся губы, язык, мягкое небо, челюсти.
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и точность движений, улучшает четкость речи. Такие упражнения формируют правильные артикуляционные уклады — определенное положение органов речи при произношении того или иного звука. Без них звук не сформируется так, как нужно.
Логопед и дефектолог используют гимнастику в своей работе для развития артикуляции, корректируют дефекты звукопроизношения. Комплекс упражнений можно применять на групповых занятиях как общий метод для всех детей. Но эффективнее индивидуальная работа с упражнениями, которые подобраны под проблемы конкретного ребенка.
Если не выполнять упражнения для четкой речи, ребенку будет сложно не только говорить, но и читать, писать. Также возможны социальные проблемы. Из-за неправильной речи над ребенком будут смеяться, ему будет трудно общаться. Это снижает самооценку и уверенность в себе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
С какого возраста можно проводить артикуляционную гимнастику: задачи и цели
Артикуляционную гимнастику можно проводить с 3-4 лет, когда у ребенка активно формируется речь. Точный возраст начала занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и необходимости коррекции звукопроизношения.
Для детей 3-4 лет артикуляционная гимнастика профилактирует нарушения звукопроизношения и готовит речевой аппарат к сложным звукам.
Для детей 5-7 лет упражнения развивают точность движений органов артикуляции и корректируют конкретные звуки.
Для школьников и подростков артикуляционную гимнастику используют, чтобы скорректировать нарушения, которые уже закрепились.
Взрослым также показана артикуляционная разминка для речевого аппарата, чтобы восстановить речь после инсультов или травм. Также гимнастика для языка для взрослых нужна при неврологических нарушениях.
Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
навыки закреплялись и становились более прочными
- Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему такинтересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать картинку с изображением часов.
3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.
Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики, с помощью «Сказка о Веселом Язычке» и начинается игра.
Родителям (воспитателям) надо зачитать текст сказки, и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.
Когда нельзя проводить артикуляционную гимнастику
Несмотря на то что артикуляционная гимнастика подходит большинству детей, у нее есть ряд ограничений:
- Нарушения прикуса или зубочелюстной системы. Если у ребенка серьезное заболевание, например, вывих челюсти или аномалии ее развития, некоторые упражнения противопоказаны. В этом случае гимнастику видоизменяют или откладывают, пока не скорректируют ортодонтические проблемы.
- Острые воспалительные процессы в ротовой полости. При стоматите, гингивите, воспалениях языка или десен выполнять упражнения больно. Занятия откладывают, пока не пройдет воспаление.
- Травмы или операции на речевом аппарате: ротовой полости, горле, челюсти. Гимнастику проводят, когда разрешит врач.
- Острые заболевания с температурой, например, ОРВИ, ангина, грипп. Упражнения нагружают и без того слабый организм.
- Тяжелые неврологические заболевания. Из-за них человеку сложно контролировать свои мышцы и координировать их. Упражнения адаптируют под конкретный диагноз.
В остальных случаях артикуляционная зарядка — обязательный элемент логопедических занятий.
Как проводить артикуляционную гимнастику и выполнять упражнения для дикции: советы логопеда и дефектолога
Артикуляционную гимнастику проводит квалифицированный логопед или дефектолог. Он должен знать анатомию речевого аппарата и понимать, как упражнения помогают при разных нарушениях. Лучше обучаться методике на специальных курсах.
Логопед или дефектолог составляет комплекс упражнений для конкретного ребенка, учитывает его особенности, вовремя корректирует программу. Также специалист инструктирует родителей, как выполнять задания в домашних условиях.
Артикуляционная гимнастика состоит из нескольких этапов:
- Разминка. Включает легкие упражнения, чтобы подготовить мышцы речевого аппарата к работе.
- Основные упражнения. Их цель — развивать мышцы, формировать правильные артикуляционные уклады.
- Расслабляющие упражнения. Снимают напряжение мышц.
Комплекс включает упражнения, которые развивают подвижность и силу основных органов речи: губ, языка, челюстей.
Цель упражнений:
- для губ — растягивать их в улыбку и вытягивать в трубочку;
- зарядка для языка — двигать им вверх-вниз, вперед-назад, по кругу, а также формировать широкое и узкое положение;
- для челюсти — тренироваться открывать и закрывать рот с разной амплитудой.
- Чтобы ребенку было интересно выполнять задания, их превращают в игру. Используют яркие игрушки, картинки или персонажей, которые тоже делают упражнения. Зарядку сопровождают веселыми историями или рифмовками, чтобы движения было проще запоминать.
- Также вводят элементы соревнования. Например, кто дольше сможет удерживать язык в определенном положении или быстрее выполнит задание.
- Обязательно нужно хвалить ребенка за каждое упражнение, которое он выполнит правильно. Это дарит ощущение успеха и мотивирует на дальнейшую работу.
Когда и каких результатов ждать от артикуляционной гимнастики
Если выполнять упражнения регулярно, то у ребенка:
- Повышается подвижность, координация и сила мышц языка, губ и челюстей. Это позволяет легче произносить звуки.
- Корректируется звукопроизношение, улучшается качество речи. Он может произносить даже сложные звуки.
- Совершенствуется слуховое восприятие. Он лучше различает и воспроизводит звуки.
- Повышается уверенность в себе. Становится проще общаться с окружающими, снижается уровень тревоги.
Как быстро появится эффект от упражнений, зависит от возраста и особенностей нарушений речи. Первые заметные изменения можно увидеть через 2-4 недели постоянных тренировок. Если у ребенка сложные речевые нарушения, то артикуляционную гимнастику используют в течение нескольких месяцев или даже лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...