Технология Кубик Блума
материал (старшая группа)

Кубик Блума 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kubik_bluma.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                         Технология Кубик Блума

Каждый  педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора.

Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования предпосылок критического мышления у дошкольников. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

  Технология Кубик Блума способствует формированию навыков работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.

Цель: развитие речи и критического мышления у детей 4-6 лет при помощи педагогической технологии «Кубик Блума».

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  1. повышение уровня развития познавательных процессов и критического мышления;
  2. совершенствование речевого развития;
  3. аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  4. развитие личностных характеристик воспитанников;
  5. совершенствование.

У родителей:

  1. увеличилась доля участие родителей в образовательном процессе;
  2. повысился процент удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Одной из техник технологии критического мышления, которую мы применяем на занятиях, является "Кубик Блума". Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Вопрос должен начинаться со слова, написанного на грани:

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.
  • Почему. Этот блок вопросов позволяет устанавливать причинноследственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
  • Предложи. Ребенок должен рассказать, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
  • Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
  • Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.

После знакомства с техниками возникает резонный вопрос: как применять их в работе с дошкольниками? Технику «Кубик Блума» наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

 Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии, бросает куб, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания.

 Мы заметили такую особенность: многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное- самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением. Причем, выполняют не только простые задания типа «Назови» и «Объясни», но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора. Использование заданий Кубика Блума позволяет педагогу определить какие знания усвоил каждый ребенок по пройденной теме, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.

Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать познавательную, креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так:

  • «Опиши» (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
  •  «Сравни» (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
  • «Предложи ассоциацию» (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
  • «Проанализируй» (как сделан предмет, из чего состоит);
  • «Используй» (дети показывают, как можно применить предмет);
  • «Дай оценку» (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.

Использование «Кубика Блума» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня познавательного развития детей, что подтверждает эффективность использования организации работы по развитию критического мышления детей 4-6 лет с использованием приема «Кубик Блума».

Мы достигли ожидаемых результатов.  У детей отмечается:

  1. повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков;
  2. повышение уровня развития познавательных процессов;
  3. совершенствование речевого развития;
  4. развитие личностных характеристик воспитанников.

У родителей:

  1. увеличилась доля участие родителей в образовательном процессе;
  2. повысился процент удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и метод ОТСМ-ТРИЗ технологии освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология "Кубик Блума"

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем  образовательным областям.  Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей  уже есть представление...

Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»

Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...

Интерактивная технология «Кубик Блума» - адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результа...

Презентация опыта работы с детьми среднего возраста с использованием технологии "Кубик Блума"

quot;Кубик Блума" — это метод инновационных педагогических технологий....

Интерактивная технология «Кубик Блума» адаптированная игра «Грамотеи»

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...