Консультация для родителей. «ГАЙД» «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
консультация (подготовительная группа)

Боголюбова Валентина Васильевна
Консультация для родителей.
«ГАЙД»
 
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРата.
 
Упражнения, развивающие навыки движения:
 ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить ребенка на колени;
 ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ногу;
 взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
 ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ноги, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет ребенка встать;
 придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ноге, стараясь сохранить равновесие;
 подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Упражнения для нормализации суставных функций:
  ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону, колено при этом согнуто;
 ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
 ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Упражнения для мускулатуры живота:
 ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение ребенок должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
 ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку ребенка перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом руки;
 научить ребенка напрягать мышцы живота, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
 ребенок сидит на полу, ноги вытянуты. Взрослый помогает ему дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ноги в коленях;
 ребенок лежит на спине, взрослый помогает ему поднять прямые ноги и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Упражнения для устранения гипертонуса мышц рук:
 проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
 крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Упражнения для мышц ног:
 ребенок лежит на спине, руки вдоль тела, ноги привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ноги в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
 взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ногу самостоятельно.
Упражнения для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
 ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом ребенок должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
 ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Упражнения для стабилизации дыхания:
 попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с ребенком надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
 научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.
Развитие мимики у детей с ДЦП:
 Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих?
Для этого существуют специальные  психогимнастические упражнения:
 взрослый должен демонстрировать ребенку, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
 описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
 описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  показать момент отвращения: пусть ребенок представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
 продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей.
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ГАЙД»

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫКИ ДВИЖЕНИЯ:

ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить ребенка на колени;

ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ногу;

взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ноги, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет ребенка встать;

придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ноге, стараясь сохранить равновесие;

подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ СУСТАВНЫХ ФУНКЦИЙ:

ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону, колено при этом согнуто;

ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МУСКУЛАТУРЫ ЖИВОТА:

ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение ребенок должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку ребенка перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом руки;

научить ребенка напрягать мышцы живота, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

ребенок сидит на полу, ноги вытянуты. Взрослый помогает ему дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ноги в коленях;

ребенок лежит на спине, взрослый помогает ему поднять прямые ноги и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ГИПЕРТОНУСА МЫШЦ РУК:

проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ НОГ:

ребенок лежит на спине, руки вдоль тела, ноги привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ноги в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ногу самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ШЕЙНОЙ МУСКУЛАТУРЫ И МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА ТУЛОВИЩА:

ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;

ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом ребенок должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;

ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЫХАНИЯ:

попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с ребенком надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;

отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;

научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

РАЗВИТИЕ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ДЦП:

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих?

ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

взрослый должен демонстрировать ребенку, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;

продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;

описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;

описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;

показать момент отвращения: пусть ребенок представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;

объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;

продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Эстетическое развитие - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ...

Физическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Физическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...