КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ «Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как вести себя с родителями, которые пришли с претензиями»
консультация

Писаренко Оксана Владимировна

Когда ребенок не хочет ходить в детский сад, родители начинают предъявлять претензии. Чтобы решить проблему, нужно понять, в чем родители видят ее причину. Они могут обвинять воспитателя или других детей, а на деле оказывается, что проблема в эмоциональном неблагополучии семьи. На трех примерах разберем, как распознать, кто пришел к вам c претензиями, и как построить беседу, чтобы разрешить сложную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_ne_hochet_idti_v_detskiy_sad.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ

«Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как вести себя с родителями, которые пришли с претензиями»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f62ce86e7d29da26e8d3a1c26e94b5cc&n=13

Подготовила: 

Писаренко О.В.,

воспитатель

Рубцовск, 2024 г.

Цель: обучение приемам разрешения сложных ситуаций, которые могут возникнуть между родителями и педагогом.

Когда ребенок не хочет ходить в детский сад, родители начинают предъявлять претензии. Чтобы решить проблему, нужно понять, в чем родители видят ее причину. Они могут обвинять воспитателя или других детей, а на деле оказывается, что проблема в эмоциональном неблагополучии семьи. На трех примерах разберем, как распознать, кто пришел к вам c претензиями, и как построить беседу, чтобы разрешить сложную ситуацию.

Родители обвиняют воспитателя

Первый пример претензии родителей, что ребенок не хочет идти в детский сад, – виноват воспитатель. Мама Кати (4,5 года) жалуется, что дочь боится воспитательницу, энергичную требовательную женщину, и поэтому не хочет ходить в садик. Проблема возникла только в этом году, в прошлом году почему-то этого не было.

Создайте атмосферу взаимодействия

Когда родители открыто обвиняют сотрудника, дайте понять, что вы их слышите, учитываете их мнение и поможете. Проявите внимание, профессиональную выдержку. Родители должны почувствовать, что вы готовы взаимодействовать, не закрываетесь и хотите улучшить ситуацию.

Расспросите о проблемах и ожиданиях

Выясните у родителей, что конкретно их беспокоит. Узнайте, каких действий они ждут от вас. Так настроите родителей на сотрудничество и получите информацию о слабых сторонах профессиональной деятельности сотрудников.

Предложите объяснения

Родители могут обвинять воспитателя, потому что не видят другого объяснения поведению ребенка. Расскажите родителям о возможных причинах, по которым дети не хотят ходить в сад: отрыв от семьи, ребенок тревожится, что за ним могут не прийти. В виде вопроса предположите, может ли дело быть не в воспитателе. Аргументируйте: «видите ли, далеко не у всех детей есть такая проблема», «может быть много причин, давайте разбираться», «а Оля до садика оставалась с кем-то из взрослых, не с родителями, хотя бы на полдня?».

Расширьте взгляд на ситуацию

Родители, которые видят проблему в воспитателе, не могут объективно оценить ситуацию. Проследите вместе с родителем, когда возникла проблема, ежедневна ли она, бывает ли иначе и что этому помогает. Узнайте, как ребенок взаимодействует с другими взрослыми, часто ли он остается без родителей. Спросите, есть ли разница в отношении ребенка с другими сотрудниками сада. Даже если проблема действительно в отношениях с воспитателем, постарайтесь показать, что это не единственный фактор нежелания ходить в сад.

Предлагайте решения

Назовите две конкретные меры, которые вы предлагаете, чтобы решить проблему. Это может быть совместная беседа с воспитателем, предложение родителям посетить группу, консультация педагога-психолога, рекомендация, как научить ребенка успокаиваться, что спросить у воспитателя, если скучаешь по маме, во что можно поиграть.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЕ И ВОСПИТАТЕЛЮ

Семье: понять, чего родители ждут от воспитателя, и открыто обсудить свои пожелания с ним.

Воспитателю: соблюдать этические нормы работы и проявлять доброжелательность, даже если семья открыто идет на конфликт.

Родители винят других детей

Второй пример про родителей, которые винят детей в том, что их ребенку плохо в детском саду. Мама Сережи (5,7 лет) жалуется, что сыну невыносимо ходить в детский сад, там так много хулиганов, Сережа просто не может – и не должен! – чувствовать себя хорошо рядом с этими детьми. Ведь мальчик привык к тишине, дома никто не повышает голос, культурная атмосфера. Поэтому он не хочет ходить в детский сад и вообще почти ни с кем в группе общаться не хочет.

Активно расспрашивайте

Ваша задача – понять, есть ли в группе дети, которые причиняют вред ровесникам. Задавайте конкретизирующие вопросы, чтобы разобраться в ситуации:

  • когда именно и что произошло,
  • кто участвовал,
  • в курсе ли воспитатель, родители,
  • обращалась ли семья к воспитателю, педагогу-психологу, родителям детей-обидчиков.

Кратко записывайте ответы родителей. Если в группе есть дети-агрессоры, это может быть началом длительной работы.

Не занимайте ничью сторону

Не оправдывайте и не критикуйте детей и семьи, к которым есть претензии у родителей. Займите нейтральную позицию.

Поговорите о реакции ребенка

Задайте вопросы о том, как реагирует ребенок на ситуации, о которых говорят родители. Узнайте, может ли он постоять за себя, как владеет собой, выражает эмоции, может ли обратиться за помощью к воспитателю. По ответам родителей постарайтесь понять тип поведения ребенка.

Отзеркальте родителям портрет ребенка, но не используйте негативные характеристики. Например: «я так понимаю, ваш ребенок ярко выражает эмоции, поэтому может показаться, что он самый шумный»; «она пока не знает, как реагировать, если кто-то толкается»; «он хочет общаться, но часто возникают непростые ситуации». Дайте родителю ответить, старайтесь фокусировать разговор на его ребенке и его семье.

Переключите внимание

Если в группе есть дети, о которых родитель отзывается положительно, постарайтесь выяснить, что отличает их от «виноватых» детей. Подумайте, можно ли устроить общение в группе так, чтобы ребенок обходился по преимуществу контактами с «хорошими» детьми.

Предложите направление работы

Скажите, что на ваш взгляд, причина сложностей во взаимодействии детей. Подчеркните, что видите в этом мишень работы. Опирайтесь на свой опыт, чтобы посоветовать родителю, какие качества стоит укреплять в ребенке. Например, научить его сразу говорить, если делают что-то, что ему обидно и неприятно, просить прощения, инициировать игру.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЕ И ВОСПИТАТЕЛЮ

Семье: помочь ребенку научиться справляться со сложными ситуациями и не терять мотивацию даже в коллективе, где не все ему нравятся.

Воспитателю: оказывать эмоциональную поддержку и поощрять ребенка каждый раз, когда он проявляет адекватное социальное поведение, успешно взаимодействует. Не противопоставлять ребенка другим детям ни в хорошую, ни в плохую сторону.

 

Семья или ребенок эмоционально неблагополучны

Третий пример – о неблагополучии в семье. Мама шестилетнего Саши с рыданиями говорит, что ей некогда бегать в сад, потому что на работе сплошные интриги. Потом угрожает прийти с адвокатом. В следующий раз жалобно просит помощи, потому что Саша плачет каждое утро и каждый вечер. А все дело в том, что в садике ему плохо.

Внимательно слушайте и наблюдайте

Даже адекватные взрослые могут ситуативно быть неуместно эмоциональными. Поэтому постарайтесь понять, в состоянии ли собеседник управлять выражением эмоций, сохраняет ли самокритичность, удерживает ли нить беседы. Если нет, это признаки психологического неблагополучия, а иногда и психотических проблем. Подключите к работе с такими семьями педагога-психолога. Подготовьте специалиста к их визиту, расскажите о своих впечатлениях от общения с семьей.

Уточните жалобы

Узнайте, что именно не нравится родителям и почему. Подробно расспросите, в чем они видят причины проблем и какую помощь хотят получить от вас.

Постарайтесь успокоить

Не говорите напрямую об эмоциональном состоянии родителя. Предложите чай или воду, проявите несловесную поддержку, например, кивайте, не торопите, не перебивайте, дайте договорить.

Используйте убеждение: говорите в утвердительном тоне о достоинствах детского сада, что ситуация разрешится позитивно. Например, «у нас опытные воспитатели, продуманная концепция работы», «мы ценим детей, мы сотрудничаем», «с этим мы разберемся».

Используйте прием «чувствую – делаю»

Если родители говорят о своих эмоциях или ярком выражении эмоций ребенком, используйте психологический прием «чувствую – делаю». Спросите родителей, что они делают, когда это чувствуют; что чувствуют, когда ребенок так делает. Эти вопросы помогут установить связь между чувствами и действиями. Из ответов вы поймете, как родитель себя ведет, когда сталкивается с эмоционально насыщенными ситуациями.

Обратите внимание на эмоции ребенка

Нежелание ходить в детский сад может служить проявлением менее явной проблемы. Скажите, что слишком сильные эмоциональные реакции показывают, что у ребенка накопились негативные эмоции. Обсудите с родителем, отличается ли отношение ребенка к детскому саду, детям, воспитателю в разные дни. Если да, обговорите, от чего это зависит, выясните, есть ли другие факторы.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЕ И ВОСПИТАТЕЛЮ

Семье: эмоционально поддерживать ребенка, обратиться к педагогу-психологу.

Воспитателю: в игровой форме помочь ребенку стабилизировать эмоциональное состояние. С родителями соблюдать субординацию, не говорить лишнего, действовать из профессиональной позиции.

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Фокина,  А. Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как вести себя с родителями, которые пришли с претензиями [Текст] / А. Фокина // Справочник руководителя дошкольного учреждения – 2019– № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как вести себя с ребёнком, который упрямится".

Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребёнок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликтны в семье, непоследовательное восп...

Консультация для родителей: "Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса."

В первую очередь, необходимо вести себя так, чтобы ребенок мог вам достойно подражать и быть порядочным человеком....

Консультация для родителей «КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ БЕРЕТ ЧУЖОЕ».

В консультации собран материал по теме«КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ,  КОТОРЫЙ БЕРЕТ ЧУЖОЕ»....

Консультация для родителей "Как надо вести себя с ребенком. который берет чужое"

Консультация для родителей "как надо себя вести с ребенком,который берет чужое"...

Консультация для родителей «Как надо вести себя с ребенком, который берет чужое…»

Как только вы выявили , что ваш ребенок берет чужие вещи , не паникуйте.Это еще не значит , что он станет вором.Вы должны знать , маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них св...

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как вести себя с родителями, которые пришли с претензиями

    Родители считают, что виноват детский сад, если ребенок не хочет ходить туда. И идут разбираться, высказывать недовольство. В консультации – три варианта пове...

Консультация на тему "Ребенок не хочет ходить в детский сад, что же делать?"

Начинайте настраивать ребенка на садик с вечера. Напомните о положительных моментах детсада: друзья, игрушки, вкусная еда, поговорите о том, как вы за ребенком придете и куда пойдете после сада. Вмест...