Картотека русских народных игр
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека русских народных игр
- Тетери.
Как на нашем на лугу Прилетели две тетери,
Стоит чашка творогу, Поклевали, улетели.
Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6—8 человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.
На третью и четвертую строки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На 5-ю и 6-ю строки тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!», как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра, повторяется.
2. Паук и мухи.
С помощью считалки выбирается водящий — паук, остальные дети — мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т. е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться.
Паук обходит играющих и, забирает того, у кого заметит хоть малейшее движение. Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключение воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.
- Мы веселые ребята.
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта.
Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята, любим, бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать: Раз, два, три — лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а взятка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
3. Попрыгунчики-воробышки.
На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» становится в центр круга. Остальные играющие — «воробышки» — находятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком», и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.
Вариант. «Воробышки» прыгают на одной ноге.
4. Ключи
Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?»
Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.
Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться, местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи. Фанерные обручи использовать опасно, так как, перебегая, дети могут наступить на обруч и получить сильный удар ребром по ноге.
5. Солнышко
Солнышко, солнышко, Погуляй у речки, Солнышко, солнышко, Раскидай колечки!
Мы колечки соберем, Золоченые возьмем. Покатаем, поиграем
И тебе назад вернем!
Играющие образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.
Вариант первый. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол.
По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее.
6. Удочка
Дети стоят по кругу. В центре круга — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
7. Перелет птиц
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они — птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — птицы летят, расправив крылья (де-ти, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» —птицы летят на вышку — скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», птицы спускаются с вышки и снова летят. Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.
8. Совушка
Из числа играющих выбирается совушка.
Сова влезает на дерево (на 3—4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все остальные дети летают, помахивая крыльями.
Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах, Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.
Воспитатель говорит: «День», — и совушка вновь влезает на дерево.
После одного повторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.
9. Ловишка-ежик.
Дети заправляют сзади в шортики разноцветные ленточки на размер колечка (примерно 5 см), так что образуются «хвостики», и становятся в круг.
В центре — «ежик-ловишка».
- Дети, подойдите поближе к ежику. Как только услышите сигнал «Лови», разбегайтесь по площадке. «Ежик-ловишка» будет стараться вытянуть у вас из-за пояса ленточку. У кого вытянет «ежик» ленточку, тот выходит из игры. Игра повторяется 3—4 раза.
10. Муха.
На земле очерчивается круг. В центр вбивается кол, на него надевается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять они место, тот становится караульщиком у «мухи».
11. Солнышко-ведрышко.
Выбирают водящего- «солнце». Остальные дети — «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче — А зима теплее,
Лето будет жарче, А весна — милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две — поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры)
12. Зевака.
Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто – то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом. Правила:
1. Если играющий при выполнении задания уронит мяч, ему даётся дополнительное задание.
2. мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.
13. Теремки.
Каждый участник игры, кроме водящего, чертит себе маленький кружок - «теремок» и становится в него. Водящий подбрасывает мяч, и в это время все меняются «теремками» водящий ловит ударившийся о землю мяч и бросает в участника, не успевшего перебежать и занять «теремок».
Если мяч попадает в него, водящий становится в свободный «теремок», а нерасторопный идёт водить.
14. Уголки.
Выбирается водящий. Он подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка, За шильце,
Угадай уголок, За мыльце,
За белое полотенце, За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
15. Обыкновенные жмурки.
Одному из играющих — жмурке — завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
- Кот, Кот, на чем стоишь?
– На квашне.
- Квас
- Лови мышей, а не нас.
- Что в квашне?
После этих слов участники игры разбегаются, и жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры:
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
16. Гроза.
Поднял гром Тарарам, Прокатился По полям, Тёплым дождичком Звеня,
Докатился До меня По лесам, - дождь, дождь!
По холмам, Да по синим Облакам. Надо нам Разбегаться По домам!
Дети распределяются на две подгруппы. Одни звонко, радостно, ритмично. Декламируют стихотворение, другие образуют круг. Каждый становится в свой обруч. С началом текста дети выходят из обруча и бегут за кругом. В это время ведущий убирает два - три обруча. С последними словами: «По дамам!» нужно быстро занять любой свободный обруч. Не успевшие сделать этого, выбывают из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется
один (можно два — три) победитель. Затем происходит смена подгрупп.
17. Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят; Мы два брата молодые, Два Мороза удалые,
Я — Мороз Красный Нос, Я — Мороз Синий Нос
Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
18. Баба Яга.
Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесе есть избушка Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет. У нее глаза большие, Дыбом волосы стоят. Ух, и страшная какая, Наша Бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
19. Волк.
Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только
траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:
Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик. Серому волку Грязи на лопату.
Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется. Правила игры: Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.
20. Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила. Ключи обронила.
Ключи золотые, Ленты голубые. Кольца обвитые — За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
21. Бабочки и ласточка
Играющие изображают бабочек, водящий — «ласточка» — их ловит. Все поют:
Бабочки летают,
Пыльцу собирают,
На цветочек сели,
Пойманный становится «ласточкой».
Дальше полетели. Ласточка встанет и бабочек поймает.
22. Пчелки и ласточка
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают!
-Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры: Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
23. С города долой!
Из снега делается возвышенное место. На нем должно поместиться двое играющих. Один из играющих взбегает наверх. Это «царь». Другие стараются стащить его оттуда с криком: «IIIиш с города долой!»
«Царь» защищается. Если кто-нибудь взобрался на кучу, он кричит: «Шиш с города долой — я сам городовой!» и сталкивает «царя». Игра продолжается.
24. Крута гора
Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:
Стоит крута гора среди нашего двора, Супротив терема высокого, Супротив кольца широкого, Не пройти, не проехати, Что ни конному, что ни пешему.
Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет бывает из игры.
25. Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький Вот он какой широконький.
Вот он какой мякошенький, Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На
место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
26. Салки
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет.
На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит. «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берег предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется. Правила.
- Если играющий устал; он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
27. Пятнашки 1
Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих: один — «пятнашка», другой — убегающий. Они встают за кругом с разных сторон. По знаку «пятнашка» обегает круг и старается догнать убегающего. Последний, когда его начинают догонять, становится между какими-нибудь играющими. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать. Если «пятнашке» удалось догнать и запятнать убегающего, то они меняются ролями.
Можно усложнить игру: если убегающий встал в круг, то сосед, находящийся справа, делается «пятнашкой», а прежний «пятнашка» в тот же момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается бегать через круг.
28. Пятнашки с мячом
Выбирается водящий — «пятнашка». Устанавливается граница места, где будет проходить игра. Играющие разбегаются, а водящий с мячом в руках догоняет их,
стараясь, бросив мяч, «запятнать» кого-нибудь из них. «Запятнанный» становится «пятнашкой». Игра повторяется, пока не надоест играющим.
29. Салки-сороконожки
Игра та же. Отличие в том, что осаленный игрок присоединяется к «салке», и они вместе стараются кого-нибудь осалить. Но осаливать может только «салка».
30. Салки с мячом
Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.
31. Салки-догонялки
Играющие встают в круг, бегут, стараясь осалить бегущего впереди. Если это удается, осаленный выбывает из игры. По новому сигналу играющие резко поворачиваются и бегут в другую сторону. И так далее.
32. Пятнашки
Играющие выбирают водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Правила игры: Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
33. Пятнашки, ноги от земли
Играющий может спастись от пятнашки , если встанет на какой – то предмет.
34. Пятнашки-зайки.
Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
35. Пятнашки с домом.
По «краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих — пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
36. Пятнашки с именем.
Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).
37. Ерыкалище.
На земле очерчивается круг. Выбирается водящий — «Ерыкалище». На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:
Эко диво, чудо-юдо. С горынова дуба,
Морская губа — Ерыкалище! Морское поганище!
Эко диво, чудо - юдо,
Неожиданно Ерыкалшце выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят,
«Ерыкалище» и пленный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока «Ерыкалище» и его пленники не переловят всех.
38. Растеряха.
Все берутся за руки по кругу. Стоят лицом к центру. Потом один из играющих проходит под одной из своих рук и рукой соседа. За ним проходят остальные. Так весь круг поворачивается лицом от центра. Руки не разъединять. Теперь все бегут по кругу. Тот, кто разъединил руки, выходят из игры. Он и есть «растеряха».
Так играют, пока не останутся самые сильные.
39. Делай сам.
Один водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.
Водящий (идя по кругу):
Как сорока стрекочу, Тебя хлопну по плечу - Никого в дом не пущу, Беги!
Как гусыня гогочу,
(Ляг, Подпрыгни, Прыгай, Поезжай, Спрыгни, Перепрыгни ... т. д.) Водящий слегка ударяет некоторых детей и называет движения, которые они должны выполнять.
Тот, кто точно и правильно выполнит задание, становится ведущим.
40. Лапти.
В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают веревку длиной 3—5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола.
Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет «лапоть».
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
- Сплели лапти?
Водящий отвечает: - Нет.
Играющие спрашивают еще раз: - Сплели лапти?
- Да.
Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет, а водящий караулит
«лапти»: он бегает в кругу, держа в руке веревку, и старается запятнать играющих. Но поймать играющих можно только в кругу.
Кто не успел взять свой предмет — выбывает из игры.
41. Посигутки.
Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них — водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1—2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется.
Правила игры: Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при том он не должен менять положения ног.
Вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях.
42. Огородник.
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем, становятся в круг. Один — «огородник» — выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
Он отвечает:
- Огородник
- Зачем пришел?
— За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена, Посередине толста, К концу востра,
Прячет хвост под себя. Кто к ней ни подойдет, Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
43. Груша.
Играющие образуют круг в середине водящий (груша) Ходят по кругу:
Мы посадим грушу- Вот! Вот!
Пускай наша груша Растёт! Растёт! Вырастай ты, груша, Вот такой вышины, Вырастай ты, груша, Вот такой ширины, Вырастай ты груша, Вырастай в добрый час! Потанцуй, Галинка, Покружись для нас!
А мы эту грушку
Все ласкать будем.
От нашей Галинки Убегать будем!
«Груша» и дети изображают всё то, о чём поётся в песне. На слова «А мы эту грушу все ласкать будем», приближаются, чтобы дотронуться до неё. На последние слова убегают.
44. Кузнецы.
По считалке выбирается «кузнец». Остальные-«жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят
Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать? Вот - гвоздь, вот - подкова! Раз, два — и готово!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают «кузнец» их ловит.
45. Чижик.
Все идут по кругу, взявшись за руки. В центре - «чижик»
По дубочку постучись Прилетает синий чиж. У чижа, у чижика Хохолочек рыженький
Чижик по небу летал Одной ножкой всё кивал Кив - кив, не кивай Себе пару выбирай.
По окончании слов каждый играющий и водящий должны быстро найти себе пару. Оставшийся без пары «чижик».
46. Жмурки 1.
Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого — нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат кукушкой, петухом, зовут водящего по имени). Если водящий кого – нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий указывает, кого он поймал.
47. Пчелы
Играющие по считалке делятся на две равные команды. Одни команда — «пчелы». Другая — «цветы». «Пчелы» их ловят, «цветы» при этом говорят:
Пчелки, пчелки,
Жальца жалки, Серые, малые, Крылышки алые. Поверху летают,
К цветам припадают, Медок собирают,
В колоду таскают Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» — и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.
48. Стадо.
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая.
Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры.
Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
49. В углы.
Четверо играющих стоят по углам, а один — в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре— проигравший. Выбрав себе замену любого из играющих — он выбывает из игры.
50. Дедушка-сапожник.
Выбирают водящего. Он становится в круг с завязанными глазами. Стоящие в кругу говорят ему -Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги.
- Погодите детки, потерял очки!
- Дед-сапожник сколько с нас возьмёшь?
-Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
- Дед-сапожник, ты с ума сошёл.
- Погодите детки, я очки нашёл!
И ловит детей!
51. Чучело.
Водящий-чучело. Ему надевают рваную, старую шляпу и дают длинную палку с висящими на ней тряпочками. Дети стоят вокруг чучела и поют песню, по окончании слов разбегаются. До кого дотронется чучело, тот тоже превращается в чучело. Слова: Чучело наскучило воробьев пугать,
Очень хочет чучело с нами поиграть.
Как услышит чучело песни, шум и смех
Крутится, волнуется на глазах у всех.
Очень хочет чучело с нами поиграть,
А ему приходится воробьев пугать.
52. Казаки и разбойники.
Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, а другая - разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. (Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют дома сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники будут пойманы.
Указания: Чтобы отличить разбойников от казаков, можно повязать косынки на шею или приколоть отличительный знак на рукав.
53. Челночок.
Все участники игры встают парами друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят через ворота и встают впереди колонны, за ними следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.
Правила
1. Пробежать нужно так, чтобы не задеть ворота.
2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки.
Указания: ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.
54. Гуси-лебеди.
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
55. Охотники и собаки.
Избирается «охотник», который берет мяч и становится в центр группы играющих. «Охотник» подбрасывает мяч и ловит его, когда тот отскакивает от земли. Пока «охотник» трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные играющие разбегаются в разные стороны. Поймав мяч в третий раз, «охотник» должен тут же бросить его в кого-нибудь из играющих. Тот, кого настиг мяч, становится
«собакой», помощником «охотника».
«Собаки» не могут самостоятельно выбивать играющих, но могут ловить отскочивший мяч и бросать его «охотнику».
Если играющий поймает мяч, то он может выбить одну из «собак». Выбитая
«собака» становится снова играющим. Игра заканчивается, когда «охотник» с помощью «собак» выбьет всех участников игры.
56. Филин и пташки.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
57. Кот и мышь.
Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом, друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход — нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают
в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры: коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
58. Мишка косолапый.
Выбирается медведь. Медведь садится на корточки и притворяется, что спит. Остальные дети ходят вокруг него и произносят слова:
Как то мы в лесу гуляли Растянулся и храпит.
И медведя увидали, Мы вокруг него ходили,
Он под ёлкою лежит,
Косолапого будили: Ну-ка, Мишенька, вставай и скорей нас догоняй!»
На этих словах Мишенька вскакивает и бросается ловить детей.
59. Воробьи.
Считалкой выбирается сторож. Он стоит в стороне с мячом в руках. Остальные игроки - воробьи. Воробьи вылетают в поле, «воруют коноплю». Сторож говорит слова:
Ах, вы воробьишки, Сторож придёт, Серые шейки, Вам ножки перебьёт. Коноплю не воруйте. После слов сторож выходит и старается мячом попасть по ногам. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры.
60. У медведя во бору.
Рисуют два круга: один — «деревня», другой - «лес». В этот круг кладут «ягоды». Один из участников изображает медведя и садится в «лес». Остальные идут из
«деревни» в «лес» по ягоды, у одного из играющих и руках корзина. Все поют:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь постыл, На печи застыл.
Затем окружают «лес». Перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в нее «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра продолжается.
61. Утка и селезень.
Играющие становятся в круг, в середине — «утка», за кругом «селезень», который как в игре «Кошка и мышка» ловит утку. Стоящие в кругу поют песенку:
Селезень ловит утку, Молодой ловит серую, Пойди, утицa, домой, Пойди, серая, домой, У тебя семеро детей, Восьмой селезень
Убегающая «утка» должна пробежать под руками стоящих в ряду, «заплетая плетень», то есть, обегая последовательно каждого стоящего в ряду, одного спереди, а следующего сзади.
62. Коршун.
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:
Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
- Коршун, Коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- На что тебе ямка?
- Копеечку, ищу.
- На что тебе копеечка?
- Иголочки куплю.
- Зачем тебе иголочки?
- Мешочек cшить
- Зачем мешочек?
- Камешки класть,
- Зачем тебе камешки'?
- В твоих деток кидать.
- За что?
- Ко мне в огород лазят!
- Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
63. Дети и петух.
Один из игроков изображает петуха. Он выходит из своего «дома», ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки, гуляя по «полянке», в ответ:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка,
Шелкова бородушка! Что так рано встаёшь- Детям спать не даёшь?
Услышав эти слова, петух вновь кукарекает и , взмахнув крыльями, бросается ловить детей, задача последних - найти убежище у себя в домике. Если петух никого не поймает, его заменяют. Победитель — водящий тот, кто больше всех поймал ребят.
64. Ваня — простота.
Дети идут по кругу, дразнят (показывают рожки). Ваня сидит в стороне.
Барашеньки - крутороженьки,
По лесам ходили,
(поворачиваются в круг, играют на скрипке)
В скрипочку играли.
Ваню потешали.
Ваня, Ваня простата
(прыгнули назад, перёд)
И поехал в огород.
Дети разбегаются по залу, Ваня их ловит.
По горам бродили,
Купил лошадь без хвоста Сел задом наперёд Раз - два - три лови!
65. Жмурки 2.
Выбирается вожак. Ему завязывают глаза платком. Игроки произносят слова:
1) Кот, кот, Ананас, Лови три года нас, Лови три года нас! Не развязывай глаз! 2)
- Где стоишь?
- На мосту!
- Что продаёшь?
- Квас!
- Ищи три года нас!
(несколько раз поворачивают вожака на одном месте).
После слов все разбегаются, а кот Ананас принимается их ловить.
66. Рыбаки и рыбы.
По считалке выбираются двое ребят - «рыбаки», остальные «рыбы» Они ведут хоровод со словами:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют. Есть крылья - не летают,
Ног нет, а гуляют. Гнёзда не заводят, А детей выводят.
Закончив слова «рыбы» разбегаются в разные стороны.
«Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» (пойманной считается «рыба», которую «рыбаки» берут руками в захват) составляют с «рыбами» «невод». Они присоединяются к «рыбам» и ловят оставшихся «рыб».
67. «Скучно, скучно так сидеть».
Играющие сидят на стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть; Не пора ли пробежаться И местами поменяться?
Как только ведущий закончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
68. Огородник 2.
Чертят круг - «огород», в центре складывают «репу» - кубики, камешки, мячики... Все играющие стоят за кругом, а «огородник» стоит в центре, стережёт «репу» и говорит:
На пенёчке я сижу, Огород горожу,
Мелки колышки тешу, Белу репоньку сажу.
По команде все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».
69. Птицелов.
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке. На зеленом дубочке Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры: Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
70. У дядюшки Трифона.
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий — в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья. Они не пьют, не едят, Друг на друга глядят И все делают вот так.
При этом водящий выполняет какие-либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
71. Молчанка.
Перед началом игры все играющие произносят певалку: Перненчики, бубенчики. Летали голубенчики. По свежей росе, По чужой полосе,
Там чашки, орешки, Медок, сахарок — Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают по желанию: поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры: Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.
72. Огородник и воробей.
Выбираются «огородник» и «воробей». Остальные образуют круг, берутся за руки. «Огородник» поет:
Эй, воробей, не клюй конопель, Я за ту коноплю тебе ножку
Ни моих, ни своих, ни соседовых. перебью
«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети «воробья» в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.
73. Кружева.
Играющие выбирают двух водящих, один — «челнок», другой— «ткач». Остальные встают парами, образуя круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у второй пары, а «ткач» — у первой.
«Челнок», по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца полукруга, то становится « челноком», а « ткач» выбирается из других играющих.
74. Жаворонок.
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем, Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает) — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
75. Палочка-выручалочка.
Дети выбирают водящего считалкой: Я куплю себе дуду И на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50—60 см, диаметром 2—3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве:
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей.
Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» — и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
76. Ручеек.
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»),
Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.
Игра продолжается, пока не надоест.
77. Медом или сахаром.
Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть - «медом» или
«сахаром». Затем берут палку и тянут за оба конца - соревнуются, на чьей стороне больше силы: на стороне «меда» или на стороне «сахара».
78. Горшки.
Играющие делятся, на две равные команды. Одна команда становится
«горшками» и садится на землю в кружок. Друга команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
— Почем горшок? Хозяин отвечает: — По денежке.
— А он не с трещиной?
— Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
— Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
— Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному «горшку» — тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
79. Чепуха.
Выбирается водящий. Каждый играющий загадывает какой - либо предмет. Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:
— Чем ты сегодня умывался? — Лаптем.
— На чем летал?
— На метле.
— Что ты утром съел?
— Башмак.
Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим. Нельзя повторять один и тсуг же вопрос
80. Воробей.
Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза), Водящий говорит:
— Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел на яблоню.
«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.
За медлительность и рассеянность с прозевавшего берется фант.
Фанты разыгрываются обычным порядком.
81. Арина.
Играющие встают в крут, в середине водящий — Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:
Долгая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду,
узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
82. «Ай да птица, что за птица!»
Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:
Ай да птица, что за птица! Что за птица, за орел!
Сосед поднимает предмет и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица-ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не споткнется, забыв назвать птицу.
83. Водяной.
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий - «водяной». Он закрывает глаза и садится па корточки в центре ре круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка-водяной, Выйди хоть на час
Что стоишь ты под водой? И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь»,— и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанным становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль,
84. Бабки.
Это игра в кости. Играющие выбирают себе по 4 бабки. По 2 ставят на кон, в одну или две горизонтальные линии. Третьей бабкой стараются сбить, как можно больше костей, стоящих на линиях. Сбил-забрал себе, промахнулся-поставил на кон свою бабку.
85. Шишка не боюсь.
По считалке выбирается «шишек». Играющие подходят к нему по - одному со словами «я шишка не боюсь» Водящий должен рассмешить, издавая звуки, гримасничая. Кто засмеется - водящий.
86. Домовой.
Дед, дед, домовой, Отгадать тебе пора,
Обливай нас водой! Что мы делали вчера?
Ребята мимикой изображают какие-либо действия, а Домовой отгадывает.
87. Золотые ворота.
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его двое играющих, берутся за руки и поднимают их верх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один их участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все поют:
В золотые ворота проходите, Второй раз запрещается,
господа: А на третий раз не пропустим вас! Первый раз — прощается,
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой и его центре ветке, Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
88. «Веретено».
Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. По команде
«Начинаем», дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено обернуться округ себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоём и т. д. Пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее.
89. Дедушка – рожок.
Один из играющих — «дедушка -рожок» (водящий), ему отводится дом. Затем все остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на две противоположные стороны до «дома» водящего, При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самым свой «дом». Свободное пространство между домами называется нолем. Когда для игры все готово, «дедушка-рожок» из своего «дома» спрашивает:
— Кто меня боится?
— Никто,— отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой через поле, поддразнивая при этом водящего:
— Дедушка-рожок на печи дыру прожег.
Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит к себе в «дом». Перебегающие могут выручать пойманных, пока водящий занят ловлей кого-либо из бегущих, один из играющих подбегает к «дому» водящего и дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается вырученным и может снова присоединяться к своей группе. Когда водящий переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманным прежде других.
Иногда же пойманные водящим становятся его помощниками и вместе с ним ловят остальных играющих.
90. Горелки.
Играющие встают парами друг за другом.
Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка.
Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно. Чтобы не погасло Стой подоле. Гляди на поле - Едут там трубачи Да едят калачи, Погляди на небо Звезды горят. Калачи едят
— Гу, гу, убегу раз - два, не воронь, А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры: Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
91. Бабка –Ежка.
В середину круга встает водящий — Бабка - Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка – Ежка,
Костяная Ножка. С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу —
Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар. Бабка - Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
92. Краски.
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски вы брали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
93. Почта.
Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь – динь – динь! - Кто там?
- Почта.
- Откуда?
- Из города.
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играю-щие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
94. Пирожок.
Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний - пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает:
« Где мой пирожок?»
Булочник отвечает:
« За печкой лежит»
Последний игрок – пирожок кричит:
«Я бегу, бегу!»
С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становиться булочником, а последний игрок – пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель булочника.
Правило: Покупатель не должен стоять на одном месте, после слов «За печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.
95. Свечи ставить.
В земле делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске. Игра продолжается.
Вариант:
Можно вместо мяча класть корзиночку с шариками по числу играющих. Каждый ребенок старается поймать или найти шарик и положить его в корзинку. Тот, кто прибежал с шариком последним, становится водящим.
96. Петушиный бой.
Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов. Прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Правила:
1. играющие должны одновременно приближаться друг к другу
2. руками толкать друг друга нельзя
97. Зайчик.
На площадке чертят большой круг. Одного из детей выбирают зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг.
Правила:
- прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать
- передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках.
98. Зайцы в лесу.
Выбирают зайцев и лису. Остальные дети – деревья. На противоположных сторонах площадки проводятся линии- это поля. На одном из них перед началом игры стоят зайцы. Дети, изображая деревья. Встают друг от друга на расстоянии, позволяющим им взяться за руки. Лиса живет в норе на краю леса.
Зайцы вбегают в лес, им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Пойманных она уводит в свой дом.
Лисе по лесу мешают бежать деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, машут руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону. Начиная игру повторно, дети выбирают снова лису и зайцев.
Примечание: в игре количество зайцев и лис может быть разное, в зависимости от числа играющих.
99. Сторож.
Все, кто принимает участие в игре, берут мячи, встают полукругом, и каждый свое место отмечает кружком. На расстоянии 3-6 метров, в середине полукруга, лежит большой мяч, его охраняет сторож с палкой. Играющие по очереди стараются сбить его своими мячами, а сторож палкой отбивает их мячи. Если отбитый сторожем мяч не докатится до игрока, он остается в поле.
Играющий может мяч взять, но так, чтобы сторож его не осалил. Осаленный игрок становится сторожем.
Когда один из игроков собьет большой мяч, сторож быстро возвращает его на тоже место. Но в это время играющие, чьи мячи лежат на кону, стараются их взять.
Правила: 1. сторож отбивает мячи только палкой
2. играющие сбивают мяч, соблюдая очередность
3. сторож может осалить игрока только рукой.
100. Купи Бычка.
На ровной площадке чертят круг, встают за его чертой на расстоянии шага друг от друга. Водящий- хозяин встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч.
Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прокатывая мячик, приговаривая, обращаясь к детям:
«Купи бычка!»
Он старается мячом осалить кого-то из играющих. Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русских народных игр с мячом
Всё новое - это хорошо забытое старое. ...
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.
Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...
Картотека русских народных игр
картотека подвижных народных игр...
Картотека "Русских народных игр"
Русские народные игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"
Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...