Программа "Шахматы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа разработана для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_2024_1.doc | 539 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №1 от 30.08.2024 года | УТВЕРЖДЕНА приказом №83-о от 30.08.2024 года заведующий МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Матвеева М.К. |
м.п. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы»
направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Башкова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2024 год
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 года №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Устав МБДОУ д/с «Золотая рыбка».
-Локальные акты образовательной организации.
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.
Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.
Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – физкультурно-спортивная.
Отличительные особенности программы
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели». Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в творческом переосмыслении существующих систем и методик преподавания предмета, современных технологий в сочетании с личным практическим опытом и методическим сопровождением программы. Методическое сопровождение включает в себя интересный шахматный материал и направлен на активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся, способности действовать в уме, учет их индивидуальных и коллективных творческих способностей. Теоретической основой программы являются современные методики обучения по шахматам, с добавлением упражнений из собственного опыта работы.
Дополнительным ресурсом данной программы является возможность психолого-педагогической коррекции, которая является необходимым элементом для дошкольного возраста.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании обучающегося. При этом творческий подход педагога является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Обучение по данной программе обладает и мощным воспитательным потенциалом. Дети, участвуя в играх, учатся взаимному уважению, преодолевают психологические и коммуникативные сложности. В ходе реализации программы они знакомятся со спортивным сообществом города и страны, что, безусловно, положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии. И наконец, занятия данного курса стимулируют развитие потенциальных творческих возможностей дошкольников.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на обучающихся 6-7 лет. Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. К 6-7 годам дети способны внимательно слушать, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Шахматы – это, прежде всего, игра. При помощи игрового метода воспитанники приобретают способность к абстрактно-логическому мышлению, к умению выбирать, анализировать, проводить игровой план.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Мотивационная сфера старших дошкольников расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы один год обучения в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Форма организации образовательного процесса: очная, групповая.
Виды занятий
Обозначенный объем программы планируется к реализации в различных формах.
Это традиционное занятие, комбинированное занятие, игра, турнир, конкурс решения задач и этюдов, сеанс одновременной игры,
- дидактические игры и задания: «Шахматное лото», «Волшебный мешочек», «Перехитри часовых»
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- практическая игра;
- теоретические занятия, шахматные игры;
- шахматные турниры.
Срок освоения программы определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; продолжительность программы 1 уч.год. (с сентября по май).
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 6-7лет – 30 минут согласно нормам СанПин.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Условия реализации программы.
Естественная для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ. Организация игровой деятельности строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Планируемые результаты освоения программы.
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении самостоятельной практической работы;
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;
- сформировать умение ставить мат с разных позиций;
- сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов;
- сформировать умение записывать шахматную партию;
- сформировать умение проводить комбинации;
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- соотнесение целей с возможностями;
- определение временных рамок;
- определение шагов решения задачи;
- видение итогового результата;
- распределение функций между участниками группы;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- делать выводы в результате совместной работы с педагогом;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- выполнять различные роли при совместной работе.
Формы контроля/аттестации:
Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
- выполнение практической работы;
- индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;
- тестирование;
- соревнование (на занятии, на итоговом занятии).
Виды контроля:
- вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий - проводиться в ходе учебного занятия для закрепления знания по данной теме;
- итоговый - проводиться после завершения всей учебной программы;
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- индивидуальные и коллективные проекты.
Оценочные материалы – диагностический инструментарий, позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов.
Количественный анализ результатов мониторинга:
Фамилия, имя ребёнка | Шахматные термины | Названия шахматных фигур | Правила хода и взятия каждой фигуры | Ориентироваться на шахматной доске | Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами | Правильно помещать шахматную доску между партнёрами | Правильно расставляют фигуры перед игрой | Умеет различать горизонталь, вертикаль, диагональ | Объявлять шах | Ставить мат | Решать элементарные задачи на мат в один ход | итог | |
Условные обозначения:
2 - высокий уровень.
1 – средний уровень
0 – низкий уровень
Критерии уровней развития детей
17 – 24 баллов - высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. “Назови вертикаль”. “Назови горизонталь”. “Назови диагональ”. (например: “Диагональ е1 – а5”) “Какого цвета поле?”.“Кто быстрее”.“Вижу цель”. | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
2 | Ценность шахматных фигур Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Достижение материального перевеса. Способы защиты. “Кто сильнее”. “Обе армии равны”. “Выигрыш материала”. “Защита”. | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
3 | Техника матования одинокого короля Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Шах или мат”. Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. “Мат в один ход”. “На крайнюю линию”. “В угол”. “Ограниченный король”. | 6 | 3 | 3 | Анализ деятельности |
4 | Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
5 | Шахматная комбинация Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Сделай ничью”. “Выигрыш материала”. | 16 | 8 | 8 | Анализ деятельности |
6 | Повторение Повторение Турнир | 2 | 1 | 1 | Турнир |
Всего: | 36 | 18 | 18 |
3. Содержание учебного плана
1. Теория:
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практика:
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
2. Теория:
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Практика:
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
3. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практика Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
4. Теория:
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практика:
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
5. Теория:
Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Практика:
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
4. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
2. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | Запись шахматной партии. Запись начального положения. | гр. помеще-ние | творческое задание | |
3. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Назови вертикаль”. “Назови горизонталь”. “Назови диагональ”. (например: “Диагональ е1 – а5”) | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
4. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Какого цвета поле?”.“Кто быстрее”.“Вижу цель”. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
5. | октябрь | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
6. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | гр. помеще-ние | соревнование | |
7. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Кто сильнее”. “Обе армии равны”. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
8. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Выигрыш материала”. “Защита”. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
9. | ноябрь | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. | гр. помеще-ние | Игра |
10. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
11. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
12. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | Шах или мат”. Шах или мат черному королю? “Мат или пат”. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
13. | декабрь | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Мат в один ход”. “На крайнюю линию”. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
14. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | “В угол”. “Ограниченный король”. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
15. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
16. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | Защита от мата. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
17. | январь | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание |
18. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. | гр. помеще-ние | Занятие комплексного контроля. | |
19. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). | гр. помеще-ние | творческое задание | |
20. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). | гр. помеще-ние | соревнование | |
21. | февраль | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
22. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
23. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
24. | Вторая половина дня | 1 | Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | ||
25. | март | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
26. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание | |
27. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
28. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
29. | апрель | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. | гр. помеще-ние | Опрос, творческое задание |
30. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
31. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
32. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса | гр. помеще-ние | соревнование | |
33. | май | 1 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание |
34. | 2 нед. | Вторая половина дня | 1 | “Сделай ничью”. “Выигрыш материала”. | гр. помеще-ние | Игра, творческое задание | |
35. | 3 нед. | Вторая половина дня | 1 | Повторение | гр. помеще-ние | творческое задание | |
36. | 4 нед. | Вторая половина дня | 1 | Турнир | соревнование |
5.Методическое обеспечение программы
5.1.Методическое обеспечение программы предусматривает:
Материально-техническое обеспечение:
- групповое помещение;
- комплекты шахматных фигур;
- шахматные доски;
- магнитная шахматная доска с фигурами.
Информационное обеспечение:
- программное обеспечение курса (шахматные программы);
- книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты, эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия);
- задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации);
- видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту);
- портреты чемпионов мира по шахматам;
- компьютерные программы для начинающих шахматистов.
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования.
5.2.Принципы и подходы к формированию программы.
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.
Использование различных методов обучения позволит увлечь ребенка.
Метод развивающего обучения.
При развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
Метод игрового обучения влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Метод эвристического обучения позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения: По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
- Словесный (диалог, беседа, дискуссия, объяснение): без рассказа, объяснения и других словесных форм организации занятий невозможно ничему научить.
- Наглядный, или демонстрационный метод: наглядность присутствует во многих формах организации занятий. При изложении учебного материала тренер пользуется демонстрационной доской и другими наглядными пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением.
- Практический (соревнование, сеанс одновременной игры и др.): шахматы – это игра. Поэтому собственно игра, практика имеет наибольшее значение для совершенствования шахматиста, где он моет использовать различные приемы шахматной тактики, проявить свое воображение и изобретательность.
- Поисковый (самостоятельное решение заданий и др.): прежде всего, это решение шахматных задач, дидактические игры и игровые задания. Также это аналитическая работа. Такие задания могут быть разного уровня сложности, но в любом случае их решение показывает, насколько хорошо усвоил полученные знания ребёнок.
- Проблемный (анализ партий и позиций): при объяснении нового материала, и при повторении, закреплении, перед учащимися ставится проблема, задача, и предлагается найти варианты, или единственно возможный путь ее решения. Это развивает логическое мышление ребенка, воспитывает в нем целеустремлённость, учит находить выход из сложных, запутанных ситуаций.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
-Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
-Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
- Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
-Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
-Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Педагогические технологии, используемые при реализации ДООП «Шахматы»
Технология формирования приёмов учебной работы позволяет направлять работу учащихся в виде правил, образцов, алгоритмов. Применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных задач, этюдов, позволяют учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале.
Игровые технологии.
На занятиях используются самые разнообразные игры, специально разработанные для группового обучения: «Шахматный веер», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Фигура по кругу», «Большая и маленькая», «Что общего», «Узнай по силуэту», «Нади половинку», «Найди пару» , в том числе увлекательные игры - путешествия в шахматное королевство, с использованием сказок, легенд, загадок из книг В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы", «Путешествие в шахматное королевство».
Альтернативный сеанс – это сеанс одновременной игры. Здесь сеансерами выступают шахматисты-воспитанники более высоких разрядов. Их противники – игроки на один-два разряда ниже. Это полезный тренинг для одних и других.
Технология развивающего обучения.
Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная подготовка) — путем формирования у ребёнка потребности и способности к саморазвитию, а в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования - за счёт усиления этой способности и создания условий для её максимальной реализации. Прежде всего — способам самостоятельного достижения знаний.
В анализе сыгранных партий применяется исследовательский метод в исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара.
Юные шахматисты мыслят схемами. Мышление схемами - это оперативное планирование игры, осуществляемое несколькими ближайшими ходами, для достижения оптимальной расстановки шахматных фигур, которая может служить ориентировочной основой действия.
Технология проблемного обучения.
На учебно-тренировочных занятиях возможно создание проблемных ситуаций за счет подбора проблемных заданий. Особенно при рассмотрении различий в разных школах шахматной игры. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала
Хорошее подспорье – это шахматные обучающие и игровые компьютерные программы «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика», «Шахматный задачник» «Шахматная стратегия», «Шахматные этюды».
ИКТ играет решающую роль в системе адаптивного обучения шахматам и, в дальнейшем, для социальной реабилитации глухих и слабослышащих инвалидов. Шахматный портал “Шахматная Планета” позволяет выполнять функции спарринг-партнера не только для глухих детей, но и для обычных учащихся в летний период и период болезни. Используются обучающие материалы, разработанные специально для этой группы инвалидов Федерацией глухих шахматистов России (доменное имя сайта в Интернете - http://chessdeafrussia.ucoz.ru/), а также обучающие видеоролики интернет - портала “Шахматная Планета” (http://chessplanet.ru/demo/intro.htm).
Здоровьесберегающие технологии.
На занятиях уделяется внимание правильной осанки учеников. Физические упражнения на шахматных занятиях варьируются различным образом, например, в конце занятия на силу фигур предлагается отжаться, попрыгать, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) используется "гусиный" шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног. Обязательно включаются в тренировку подвижные игры, активные игры в мяч. На занятиях обязательно проводится здоровьесберегающая «минутка релаксации», т.е. предлагается учащимся выполнить несколько упражнений на расслабление мышц глаз, шеи, плеч, кистей и других частей тела. Проводится дыхательная гимнастика, позволяющая не только развивать дыхательную систему, но и повышать культуру общения,
С целью недопущения перегрузок особое внимание уделяется объему и сложности материала.
Использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.
5.3. Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся
В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 27 июля 2022 года N629, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.
Программа дошкольного образования «Шахматы» рассчитана на детей 6–7 лет, проявивших к ней заинтересованность, и доступна для различных категорий обучающихся.
В рамках объединения«Шахматы» представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые могут занимаются согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивать навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.
Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников.
Программа дошкольного образования «Шахматы» доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно. Она уже существует в виде естественной для ребенка среды жизнедеятельности, помещения и территории ДОУ.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации доступна.
Программа дошкольного образования «Шахматы» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
- Булычев К. Сто лет тому вперед.
- Велтистов Е. Победитель невозможного.
- Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
- Крапивин В. Тайна пирамид.
- Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
- Лагин Л. Старик Хоттабыч.
- Надь К. Заколдованная школа.
- Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
- Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
- Раскатов М. Пропавшая буква.
- Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
- Воспитательный компонент
Реализация программы воспитательной работы направлена на взаимодействие педагога с обучающимися (индивидуально), с детским коллективом, с семьей обучающегося.
Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а также методы воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от особенностей реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся.
При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием является соответствие тематике и направленности проводимого мероприятия целям и задачам воспитательной работы, отраженным в содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Воспитательная составляющая ДООП «Шахматы» является:
- формирование здорового растущего человека;
- формирование готовности к преодолению трудностей в достижении новых спортивных результатов.
Основная цель – это формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития.
Воспитательный потенциал ДООП «Шахматы» обусловлен возможностями реализации освоением новых двигательных действий, развитием волевых качеств, установлением новых межличностных контактов. Несомненно, на формирование личности ребёнка влияет повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи. Для возникновения мотивов саморазвития большое значение имеет преодоление барьеров объективного и субъективного характера.
Занятие в ДООП «Шахматы» отличается тесным взаимодействием педагога с ребенком, при котором устанавливаются доверительные отношения.
При этом решаются следующие воспитательные задачи: самопознание собственного потенциала; взаимной ответственности и ответственной зависимости; личной организованности; мотивации здорового образа жизни; готовности отстаивать интересы своего коллектива в соревнованиях различного уровня; направленности на результат и победу в спортивных шахматных соревнованиях.
Воспитательный потенциал ДООП «Шахматы» реализуется посредством:
- установления доверительных отношений на занятии, активизации познавательной деятельности обучающихся;
- побуждения обучающихся на занятиях соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы дисциплины и самоорганизации;
- привлечения внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, к получаемой на занятиях социально значимой информацией;
- демонстрации примеров ответственного, гражданского поведения, проявления гуманизма, человеколюбия, добросердечности (на основе подбора соответствующих текстов, задач, проблемных ситуаций и пр.);
- применения на занятиях интерактивных форм обучения, интеллектуальных игр для получения навыков групповой работы, установления партнерских, позитивных межличностных отношений в группе,
- подбора проблемных ситуаций для обсуждения в группе, детском объединении;
- установления доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога,
- привлечения внимания обучающихся к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- демонстрации обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения и обсуждения в коллективе;
- соблюдения на занятии общепринятых норм поведения, правил общения с педагогом и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
- Применение на занятиях различных форм творческой деятельности для получения возможности самореализации и осмысления изученного материала.
Основой воспитательной работы в рамках ДООП являются следующие составляющие:
- ключевые образовательные события;
- создание условий для социального роста обучающихся;
- поддержка творчества и социальной активности обучающихся.
В ходе освоения ДООП «Шахматы» обучающиеся будут включены в следующие воспитательные практики:
- коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
- шахматные турниры;
- кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения);
- ТРИЗ технологии
- Игры драматизации
- Соревнование (игра-приключение, квест-игры на заданную тему) и т.д.
Результатом освоения программы воспитания станет:
- привитие нравственных ценностей через освоение азов финансовой грамотности;
- формирование гармоничной, социально-активной личности обучающихся, способных к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
- развитие самоконтроля, формирование ценностного отношения к труду взрослых, своему труду, бережное отношение к деньгам как к ресурсу.
Календарный план воспитательной работы конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий с учетом единого плана (программы) ДООП «Шахматы».
7.Литература
- Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
- Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
- Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
- Сухин И. От сказки – к шахматам.
- Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
- Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
- Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып.
- Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.