Консультация для родителей Как приучить к горшку
консультация (младшая группа)

Пяткова Елена

Консультация для родителей

Как приучить к горшку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priuchit_rebenka_k_gorshku.docx814.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как приучить к горшку

Составила Пяткова Е.Л.

  1. Как происходит приучение к
    горшку глазами ребенка

Просто представить себя на месте ребенка, вообразить, какой длинный путь он проходит Новорожденный младенец не задумывается, когда и куда ему писать.

Детки постарше, если у них есть время без подгузника, уже после 6мес начинают забавно экспериментировать с позами, писают пунктиром (начинают тренировать мышцы сфинктеров).

Но только к 2 годам большинство детей начинают сознательно ходить на горшок.Это действительно сложный навык, в котором задействованы две стороны:

  1. физиология - способность контролировать свои сфинктеры. Вопреки частому заблуждению, это возможно еще в 6мес. Просто в этом возрасте это происходит исключительно забавы ради. И к осознанному пользованию горшком не имеет никакого отношения.
  2. потому что для него нужна еще и вторая сторона - психологическая. Чтобы принять идею о том, что ходить в туалет следует в определенных местах, малыш должен быть достаточно зрелым в психологическом плане и воспринимать такую сложную категорию, как «принято». Ведь требование справлять свои дела в определенном месте - это именно социальная норма. И именно это происходит в возрасте около 2 лет (очень-очень приблизительно, плюс-минус несколько месяцев) - мышление ребенка к этому моменту становится достаточно развитым, чтобы вместить эту норму. Понять, ЗАЧЕМ ему нужно ходить на горшок?

Плюс у процесса похода в туалет довольно сложная логическая цепочка:

-почувствовал позыв

-сообразил, к чему это

-сообразил, что "это" надо делать на горшок

-ищу горшок

-зажимаю сфинктеры, чтобы добежать

-снимаю штанишки (или прошу маму помочь)

-наконец-то можно расслабиться.

Ребенку нужно довольно много времени, чтобы собрать все это воедино.

В любой момент этой цепочки что-то может отвлечь малыша - и вот она лужа.Это может случиться, даже если вы предлагали горшок пять минут назад - тогда ребенок, возможно, просто не хотел. Он еще не в состоянии планировать и рассуждать, как мы. Но с возрастом эти качества развиваются. В основном, через подражание нам, родителям.. От нас

нужно только создание условий для спокойного освоения навыка.

  1. Методики приучения к горшку

На сегодняшний день существует две официально одобренных методики приучения к горшку:

  1. Метод Бразелтона - подход, ориентированный на степень готовности ребенка. Есть перечень признаков, которые говорят о том, что ребенок готов к приучению. До того, как они появятся, начинать обучение горшку бессмысленно.

- На момент появления методики (1962 г.) это была по-настоящему революционная идея. Она шла вразрез с господствовавшими тогда методиками раннего приучения, которые часто предполагали давление на ребенка, элементы «дрессировки» и все, что мы сегодня так не любим в воспитании детей.

- Эта идея действительно очень важна, и подтверждает опыт большинства мам. До определенного момента ребенок действительно просто не может взять на себя ответственность за пользование туалетом.

*Есть и минусы. Первый - что этот подход предлагает мало конкретных действий. И в практическом, бытовом плане так и остается непонятным - а что же все-таки делать? *Оригинальный список признаков готовности довольно длинный. В нем много противоречивых пунктов (мы разберем их подробнее в следующих постах). Впоследствии разные авторы видоизменяли этот список, и сейчас в сети гуляет много разных версий. И мамам опять-таки не всегда понятно, какие же в итоге признаки должны быть у ребенка.

  1. Экспресс-метод, впервые предложенный Азрином и Фоксом. Обучение проводится в максимально короткие сроки, очень интенсивно. Целый день (или 2, 3 дня) родители только и говорят, что о горшке - игры, книжки, сказки про горшок, медальки за успешные попадания. В случае, если такой интенсив не увенчался успехом, предлагается отложить обучение на пару месяцев.

-удобно для родителей - минимум луж, отмучились 1-3 дня и все.

-богатый арсенал инструментов: игры, сказки.

*Минусы. Подходит только для довольно взрослых деток, не раньше 2 лет.

*может вызвать стресс у ребенка (и у родителей тоже, кстати), что часто приводит к боязни горшка.

*если долго откладывать, и при этом все время держать ребенка в подгузниках, это может вызвать сильный эффект привыкания к ним, и ребенку будет сложно сходить в туалет вне подгузника.

Как нам кажется, наиболее эффективный метод это миксовать разные элементы обеих методик.

Большинство специалистов от Бразелтона берут принцип ориентации на ребёнка, а от Фокса и Азрина сами действия. Просто дают из не концентрированно, в один день, а аккуратно, ненавязчиво, встраивая все это в жизнь ребёнка.

  1. Оптимальный возраст приучения к горшку

Самый популярный вопрос мам: "Когда же начинать приучать ребенка к горшку?"

Большинство психологов и специалистов сейчас сходятся на возрасте 18-24 месяцев. Это обусловлено развитием нашего головного мозга. Нейронные связи, необходимые для произвольного мочеиспускания, созревают в мозге лишь к 18-24 месяцам, а это 1,5-2 года. Поэтому раньше 18 месяцев истинное хождение на горшок редко возможно.

Безусловно, есть и случаи, когда детей начинают высаживать раньше, в 6-10 месяцев! Но! По последним исследованиям высаживание не ускоряет процесс. Более того, очень часто происходят ситуации, когда приучили ребенка к горшку в год, а в 2-3 этот ребенок вдруг начал снова бояться горшка, писаться или просто "как отшибло", пошел откат назад. Поэтому мы рекомендуем ориентироваться не на возраст, а на готовность ребенка. Не стоит спешить из-за того, что вам сказали мама, свекровь, другие мамы на площадке, что уже пора. Нужно смотреть, готов ли ваш ребенок!

  1. Как понять, что ребенок готов к приучению

С другими навыками вопроса готовности не возникает. Когда ребенок учится ходить, он просто делает это. Условия у малыша уже есть по умолчанию: мы все время ходим вокруг него, размещаем на полках интересные вещицы, до которых так хочется добраться.

С горшком все сложнее, поэтому встает вопрос: а готов ли ребенок? Когда имеет смысл вообще начинать об этом думать?

Классический список признаков готовности по методике доктора Бразелтона:

-Ребенок начинает расставлять вещи по своим местам.

-Становится социальным, хочет порадовать родителей.

-Проявляет свою независимость при помощи слова «нет».

-Загрязненные подгузники вызывают дискомфорт.

-Проявляет интерес к обучению туалетным навыкам.

-Способен почувствовать необходимость сходить на горшок и выразить это желание каким-либо образом.

-Достаточно уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать небольшие предметы.

-Умеет снимать и одевать штанишки.

-Способен оставаться сухим в течение не менее двух часов или просыпаться сухим после дневного сна.

-Время испражнений стало более регулярным.

-Понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова. На самом деле многие пункты тут противоречивы. Дискомфорт от грязных подгузников часто испытывают и новорожденные, а снимать и одевать штанишки многие детки начинают уже после освоения горшка (до этого просят маму помочь), я уже не говорю про речь, которая у многих появляется после 2 лет. И не совсем правильно откладывать приучение к горшку, если какие-то другие умения ребенка (по сути мало связанные с этим напрямую) не соответствуют чьим-то требованиям.- Но смысл этого списка был в том, чтобы донести до родителей, что их желания приучить ребенка к горшку недостаточно. Нужна еще определенная зрелость малыша. И обычно этот этап как раз и наступает между 1,5 и 2 годами - что и соответствует современным рекомендациям педиатров.- Ждать выполнения всех списков вовсе не обязательно! Главное, понять суть - что освоение горшка - это навык РЕБЕНКА, а не наш. И чтобы все прошло успешно, важно, чтобы совпали с одной стороны готовность ребенка (которую косвенно можно оценить по спискам), и с другой - наши помогающие, подталкивающие, но ненавязчивые действия.


Как выбрать горшок?

Сегодня у нас с вами важный день: мы выбираем горшок!

Итак, основные правила при покупке горшка:

  1. .Горшок должен быть максимально простым.
  2. .Горшок НЕ должен быть музыкальным.
  3. .Горшок должен быть ярким.

После покупки горшка необходимо найти ему место. Именно на нем он и будет стоять постоянно, то есть горшок по квартире мы не носим. Также горшок не должен стоять среди игрушек, у него должно быть свое постоянное место. Поставили в туалет, значит, пусть там и стоит.

Задание: купить горшок или достать, если уже куплен, найти ему постоянное место и поставить его туда. Какое место вы выбрали для горшка постоянным?


  1. Девайсы для приучения к горшку

Заботливые производители детских товаров предлагают нам множество девайсов для приучения к горшку. Давайте рассмотрим, что из этого действительно может помочь, а что нет:

  1. Трусики для приучения к горшку.
  • Сами трусики к горшку не приучат, как бы заманчиво это не звучало. Они представляют собой подгузники, в которых внутренний слой остается влажным, если малыш сделает туда свои дела. Но наружный слой не пропускает влагу и сохраняет в чистоте наши полы и мебель. А ребенок будет чувствовать дискомфорт после мочеиспускания и начнет понимать процесс.
  • Конечно, это помогает в бытовом плане - когда мама устала вытирать лужи, или на прогулке, в гостях. Особенно в период, когда ребенок вроде уже ходит на горшок, но не вовремя замечает свой позыв и хоть чуть-чуть, но мочит штанишки.
  • Но! Время совсем без подгузника (в обычных трусиках или голышом) тоже очень важно, чтобы ребенок мог изучить свою выделительную систему.
  1. Музыкальные горшки, горшки-игрушки (в форме машинок, уточек…)
  • Это может казаться хорошей идеей - ребенку на таком горшке и правда будет интересно сидеть. Но ведь нам нужно, чтобы он не сидел на нем, а дела делал, правда?
  • А подобные навороты будут скорее мешать ребенку уловить суть, для чего нужен горшок. Поэтому от таких заманчивых предложений на начальном этапе приучения лучше все же отказаться.
  1. Писающие игрушки
  • Забавная вещь: пупс, которого можно напоить, а потом усадить писать на горшок.
  • Хороший наглядный пример пользования туалетом, большинству деток интересно играть с ними.
  • Но вовсе не обязательно - не хуже пупса пример покажут другие детки или сами родители.
  1. Туалетные книжки.

- Иллюстрированные инструкции, сказки, в которых мишки/зайки осваивают этот навык.

- Внимательно оцените посыл таких книжек.

  1. Как начать приучение к горшку

Мы уже говорили о том, что умение ходить на горшок формируется с двух сторон, сегодня применим эти знания на практике:

Со стороны физиологии:

  1. Начинаем оставлять ребенка на 1 час в день без подгузника. Постепенно увеличиваем это время. Малыш начнет обращать внимание, что что-то происходит, будет связывать свои наблюдения с внутренними ощущениями наполненности мочевого пузыря или кишечника.
  2. Сначала лучше НЕ пытаться по любому поводу сажать ребенка на горшок (это только расстроит всех). Важно какое-то время понаблюдать и самим, и ребенку дать освоиться с новыми ощущениями.
  3. Нам нужно найти то время, когда мочевой пузырь максимально переполнен и вы в этом уверены(завтра, чтобы Вам было удобнее понимать это время, мы расскажем о ритмах мочеиспускания). Например, ребенок не писал несколько часов. Это нам нужно для того, чтобы ребенок понял связку "переполненный пузырь - горшок". У кого-то это утро после сна, у кого-то подъем после дневного сна. Если вы уверены, что малыш играл 3-4 часа и не писал, значит, это тоже то самое время.
  4. Когда вы поняли, что это время вы знаете, начинайте сажать ребенка на горшок именно в это время. Например, каждое утро после сна или после каждого дневного сна. Нам важно, чтобы он ощутил эту связь наполненности и горшка, поэтому нужно действовать без осечек.
  5. Стараемся сажать ребёнка с полным мочевым пузырем. В остальные разы просто предлагаем.
  6. Не ругаем за казусы. Не заставляем насильно. Если ребенок не хочет - не настаиваем. Но и играть на горшке или с горшком не даём.
  7. Если ребенок пописал с переполненным пузырем в горшок- ярко проявляем радость и положительные эмоции, громко хлопаем в ладоши, хвалим.

Что ещё обязательно стоит сделать при приучении к горшку? Параллельно с приучением мы "подпитываем" малыша эмоционально. И это очень важный момент с психологической

точки зрения. Ни в коем случае нельзя его игнорировать. Что можно использовать

для "позитивного подкрепления"?

  • сказки
  • картинки
  • книги
  • наглядный пример с комментариями
  • объяснения

Работа должна быть ежедневной и в системе.

#1095;то нельзя делать во время приучения к горшку

К сожалению, не всегда все складывается гладко при приучении к горшку. Бывает, что ребенок все делает не так, как мы планировали или задумывали. Очень часто у детей случаются промахи, и здесь очень важна ваша правильная реакция!

  1. Если у ребенка случилась промашка, то мы ни в коем случае ребенка не ругаем! Не стыдим и тем более не бьём по попе! Мы берём в руки тряпку и просто молча убираем. Если вы чувствуете, что раздражены и не сможете смолчать - быстро бегите в другую комнату и отдышитесь или досчитайте до 10, попробовав успокоиться.

Крик на ребенка во время приучения к горшку - верный шаг к полному провалу! И к получению ребенком негативного опыта! Так что не ругаем! Если хотя бы однажды отругаете, то у ребенка может начать развиваться психосоматика. А за хорошее хвалим, восторгаемся, поем гимны и всячески показываем одобрение.

  1. Если ребенок отказывается идти на горшок, то насильно усаживать его на него не надо! Никакого насилия, иначе это снова будет шаг назад. Просто оставляете его в покое. Берете паузу с приучением: попробуйте ещё раз предложить ему горшок через 2-3 дня. Если опять ребенок никак не хочет садиться, сделайте перерыв на неделю/месяц, сколько нужно будет, чтобы успокоиться. И начинайте приучение по новой.

Это все касается и других возникающих проблемных ситуаций! Никакое насилие, давление недопустимо при обучении. Все должно быть на позитиве! Ни за какие казусы мы ребенка не ругаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Как приучить к горшку мальчика и девочку."

Маленький ребенок растет очень быстро и постоянно учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления малыша...

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к горшку?»

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к горшку?                 Шаг за шагом.Умение контролировать работу кишечника и мочевого пузыря...

Консультация для родителе "Как приучить ребенка к горшку?"

Данный материал содержит основные рекомендации для родителей по приучению ребенка 2-3 лет  к горшку., а также использование сказкотерапии в работе по формированию основных навыков самообслуживани...

Консультация для родителей - Как приучить ребенка к горшку

Консультация для родителей детей раннего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к горшку.Маленькие хитрости по быстрому знакомству малыша с горшком.»

Большинство мам хотят поскорее приучить свое чадо к горшку. И это разумно, ведь уходит довольно весомая статья расхода – не нужно покупать памперсы, а также уменьшилось количество стирок. С...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к горшку — методики и советы родителям"

Консультация для родителей детей раннего возраста "Как приучить ребенка к горшку — методики и советы родителям"...

Консультация для родителей «Как приучить к горшку»

Консультация для родителей «Как приучить к горшку»Как приучить ребенка к горшкуС взрослением малыша, с каждым новым месяцем все мамы начинают задумываться и задаваться вопросом когда нужно...