Картотека русских народных игр
картотека (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Русские народные игры
Цель: приобщение детей к культуре народов России.
Задачи:
- Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
-Развивать координация движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Подвижная игра «Гори, гори ясно»
для подготовительной группы:
Цель: развивать выдержку и ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.
Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию.
Все говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три — беги!».
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой — справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удаётся сделать, он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся — ловящий.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2–3 раза.
Баба Яга
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку или метлу (помело) и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка – костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.
Золотые ворота.
- Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
- Все дети говорят: «Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота!»
- Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
- Дети — «ворота» говорят: «Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй — запрещается. А на третий раз Не пропустим вас!»
- С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.
- «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Дедушка Мазай
По считалке выбирается водящий – Дедушка Мазай, он находится на одной из сторон площадки. Остальные игроки, собираются на противоположной стороне площадки в «доме». Они договариваются о том, какое действие будут выполнять (рисовать, стирать бельё, одеваться на прогулку и т.п.). Договориться нужно так, чтобы водящий не слышал. Затем дети подходят к Дедушке Мазаю.
Диалог:
Дети: Здравствуй, Дедушка Мазай!
Из коробки вылезай!
Мазай: Здравствуйте, дети!
Где вы были, что вы делали?
Дети: Где мы были, мы не скажем,
а что делали покажем
(дети показывают движениями, что они делали)
Дедушка Мазай угадывает, что делали дети. Если он называет правильный ответ, дети говорят: «Да!» и убегают в «дом». Водящий догоняет детей. Тот, кого коснулся Дедушка Мазай, становится водящим.
Тише едешь.
Водящий и и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на разных сторонах площадки (5-6 м). Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова: «Тише едешь, дальше будешь, стоп!». На слово «Стоп» все играющие замирают.
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелился, а водящий это заметит, то этому игроку придётся уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеётся, так же возвращается за черту. А затем игра продолжается.
Молчанка.
Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки били,
По-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби,
Прилетели журавли,
и сказали нам «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Вадящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримассами. Если кто-тот из игроков засмеётся или скажет слово, то отдаёт водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняет различные действия ( поют, читают стих…)
Ручеёк
Игроки становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя длинный коридор. Участник, оставшийся без пары, проходит по коридорчику через ручеёк, и разбивает любую пару, выбирает себе напарника. Игрок, у которого похитили напарника, отправляется в начало коридора и ищет нового компаньона, проходя через ручеёк.
Жмурки.
Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком, хорошенько раскручивают его и спрашивают:
- Кот, кот, на чём стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если водящий успешно справился с испытанием, то вместо него встанет пойманный участник.
Казаки-разбойники.
Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течении игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.
Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своём доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того, чтобы запутать казаков. Через 10-15 минут казаки начинают поиски
Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы. Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.
Испорченный телефон.
Дети садятся в круг. Один из игроков (водящий или взрослый) говорит шепотом на ухо первому сидящему игроку слово или предложение. Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал, тот – следующему, и так далее, по кругу. Последний игрок произносить предложение вслух. Потом водящий говорит первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от первоначального варианта.
Салки.
Одна из самых популярных игр, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Участники расходятся по площадке, закрывают глаза, руки прячут за спину. Ведущий даёт одному из игроков в руки предмет. На счёт «раз, два, три» все открывают глаза, при этом руки по-прежнему спрятаны.
Участник, которому достался предмет, говорит: «Я – салка!». Остальные игроки должны удирать от него, прыгая на одной ноге. Тот, кого салка поймает, становится водящим. Кстати, водящий также перемещается на одной ноге – прыгает.
Колечко.
Ведущий берёт в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладини, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду, колечко несу. Угадайте ка, ребята, где золото упало?». Одному из игроков ведущий незаметно кладёт в руки кольцо. Потом отходит несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдёт,
Тот колечко найдёт!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русских народных игр с мячом
Всё новое - это хорошо забытое старое. ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.
Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека "Русских народных игр"
Русские народные игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"
Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...