Картотека русских народных игр
картотека (старшая, подготовительная группа)

Коржавина Людмила Михайловна

Картотека русских народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека русских народных игр23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные игры

Цель: приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:

- Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

 -Развивать координация движений, мышечный тонус, артистические умения.

  - Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

для подготовительной группы:

Цель: развивать выдержку и ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге. 

Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. 

Все говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо — птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три — беги!».

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой — справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удаётся сделать, он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся — ловящий. 

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2–3 раза. 

Баба Яга

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку или метлу (помело) и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:

Бабка Ёжка – костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

- У меня  нога болит.

Пошла на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

Золотые ворота.

  1. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. 
  2. Все дети говорят: «Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота!» 
  3. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. 
  4. Дети — «ворота» говорят: «Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй — запрещается. А на третий раз Не пропустим вас!» 
  5. С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. 
  6. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков. 

Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. 

Дедушка Мазай

По считалке выбирается водящий – Дедушка Мазай, он находится на одной из сторон площадки. Остальные игроки, собираются на противоположной стороне площадки в «доме». Они договариваются о том, какое действие будут выполнять (рисовать, стирать бельё, одеваться на прогулку и т.п.). Договориться нужно так, чтобы водящий не слышал. Затем дети подходят к Дедушке Мазаю.
Диалог:
Дети: Здравствуй, Дедушка Мазай!

Из коробки вылезай!
Мазай: Здравствуйте, дети!

Где вы были, что вы делали?
Дети: Где мы были, мы не скажем,

а что делали покажем

(дети показывают движениями, что они делали)
Дедушка Мазай угадывает, что делали дети. Если он называет правильный ответ, дети говорят: «Да!» и убегают в «дом». Водящий догоняет детей. Тот, кого коснулся Дедушка Мазай, становится водящим.

Тише едешь.

Водящий и и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на разных сторонах площадки (5-6 м). Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего непросто.

     Играющие двигаются только под слова: «Тише едешь, дальше будешь, стоп!». На слово «Стоп» все играющие замирают.

     Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелился, а водящий это заметит, то этому игроку придётся уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеётся, так же возвращается за черту. А затем игра продолжается.

Молчанка.

Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него и поют:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки били,

По-турецки говорили:

«Чаб-чаляби, чаб-чаляби,

Прилетели журавли,

и сказали нам «Замри!»

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только споют последнее слово, все замолкают. Вадящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримассами. Если кто-тот из игроков засмеётся или скажет слово, то отдаёт водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняет различные действия ( поют, читают стих…)

Ручеёк

Игроки становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя длинный коридор. Участник, оставшийся без пары, проходит по коридорчику через ручеёк, и разбивает любую пару, выбирает себе напарника. Игрок, у которого похитили напарника, отправляется в начало коридора и ищет нового компаньона, проходя через ручеёк.

Жмурки.

Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком, хорошенько раскручивают его и спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если водящий успешно справился с испытанием, то вместо него встанет пойманный участник.

Казаки-разбойники.

  Играющие  делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течении игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.

  Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своём доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того, чтобы запутать казаков. Через 10-15 минут казаки начинают поиски

  Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы. Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

Испорченный телефон.

Дети садятся в круг. Один из игроков (водящий или взрослый) говорит шепотом на ухо первому сидящему игроку слово или предложение. Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал, тот – следующему, и так далее, по кругу. Последний игрок произносить предложение вслух. Потом водящий говорит первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от первоначального варианта.

Салки.

  Одна из самых популярных игр, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Участники расходятся по площадке, закрывают глаза, руки прячут за спину. Ведущий даёт одному из игроков в руки предмет. На счёт «раз, два, три» все открывают глаза, при этом руки по-прежнему спрятаны.

  Участник, которому достался предмет, говорит: «Я – салка!». Остальные игроки должны удирать от него, прыгая на одной ноге. Тот, кого салка поймает, становится водящим. Кстати, водящий также перемещается на одной ноге – прыгает.

Колечко.

  Ведущий берёт в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладини, при этом он приговаривает: «Я по горенке иду, колечко несу. Угадайте ка, ребята, где золото упало?». Одному из игроков ведущий незаметно кладёт в руки кольцо. Потом отходит несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдёт,

Тот колечко найдёт!

  Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр с мячом

Всё новое - это хорошо забытое старое.                                              ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека русских народных игр

картотека подвижных народных игр...

Картотека "Русских народных игр"

Русские народные  игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...