Дидактические игры для дошкольного возраста
картотека

Некрасова Анна Николаевна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_1.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для дошкольного возраста

МЛАДШАЯ ГРУППА

1.Волшебный кубик

Цель: развитие памяти, внимания и речи.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры: Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игри:

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

2. Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

3.«Угадай, кто это?»

Цель: учить детей различать и называть гуся, утку, курицу, упражнять в четком произношении звуко- подражательных слов.

Материалы: игрушки и картинки

Ход:

На столе воспитателя – медвежонок. Он заглядывает в коробку, спрашивает: «Что там?»

«Игрушки, - отвечает воспитатель. – Сейчас я покажу их детям, а они назовут их». Достает курицу, гуся, утку. Дети называют птиц.

Если ребенок отвечает правильно, птица одобряет его ответ. Гусь гогочет, утка крякает, курица кудахчет!

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. «Наведи порядок»

   Цель: развивать умение обобщать предметы по определенному признаку.

   Игровой материал: набор из 12 картинок

   Ход:

Воспитатель предлагает ребенку набор из 12 картинок [21] и говорит: «Здесь много разных картинок. Нужно навести порядок. Сначала отобрать все картинки с изображением посуды, затем все картинки с изображением… Да ты сам догадаешься, что следует сделать, если внимательно рассмотришь картинки».

Педагог проверяет правильность выполнения задания и просит ребенка назвать предметы каждой группы соответствующим обобщающим словом: посуда, овощи, животные.

.

2. «Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Игровой материал: мяч

Правила игры:  воспитатель придумывает слово, к кторому ребенок сможет подобрать противоположное по смыслу. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово, а он, в свою очередь, говорит слово-антоним.

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

3. «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь

Игровой материал: карточки

Правила игры: Каждому ребенку раздается карточка, где изображены четыре картинки, три из которых связаны по определенному признаку. Ребенок должен найти лишнюю картинку.

Ход игры: Воспитатель раздает карточки и спрашивает какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

- и т.д.

СТАРШАЯ ГРУППА

  1.  «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

2.«Найди  листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

3.«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч

Ход игры: Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

1. «Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

2.«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Материалы: мячик

Ход игр:. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

3.«Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Материалы: фишки

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.


Список литературы

  1. Бондаренко  А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
  2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» - Москва «Просвещение», 1989
  3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008)
  4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий (М.: Мозаика-Синтез, 2010)

  5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий (М.: Мозаика-Синтез, 2010)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Теоретический семинар для воспитателей ДОУ...

Доклад на тему"Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Дидактические игры детей дошкольного возраста"...

Теоретический семинар для воспитателей "Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Как играть, когда играть и в какие игры с детьми дошкольного возраста....

«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»

Консультация для педагогов«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»...

Музыкально-дидактические игры (Старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры(Старший дошкольный возраст) Игры для развития чувства ритма Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки...

Дидактическая игра в дошкольном возрасте.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они  по желанию . объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир....