Методы, приемы, способы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
материал (младшая группа)

ирина вячеславовна трапезникова

Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Методы, приемы и способы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста в условиях ДОУ

Самообслуживание - обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых.

Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а так же от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности.

Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы практический метод и игровой

К практическому методу относятся :

  1. Показ действия.
  2. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
  3. Метод приучения (систематические упражнения).
  4. Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).
  5. Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)

Игровой метод заключается в таких принципах как :

  1. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
  2. Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).
  3. Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»).

Таблица 1

Методы формирования навыков самообслуживания

№ п\п

Цель

Методы

 

 

 

 

 

I группа методов Практические

 

 

 

 

Обеспечить создание у детей

практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует

отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность

самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе

игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

 

 

 

II группа методов Игровые

 

Формирование эмоционального отношения к

процессу

самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя

испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

проект: "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки само...

Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)

Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста"     ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...

Актуализация знаний педагогов по теме "Методы и приёмы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

С первых дней жизни при формировании навыков самообслуживания идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых....