Мастер -класс для родителей "Привитие и воспитание у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков"
методическая разработка (младшая группа)

ирина вячеславовна трапезникова

Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_dlya_roditeley.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

  Мастер – класс

«Привитие и воспитание у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков»

Тема мастер – класса: «Культурно – гигиенические навыки – важная составляющая часть развития детей раннего возраста (умывание, мытьѐ рук)».

Цель мастер-класса: Продемонстрировать способы и алгоритм действий для самостоятельного мытья рук детей раннего возраста и желание родителей использовать их на практике.

Актуальность: Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Огромное значение для охраны и укрепления здоровья ребенка имеет его гигиеническое воспитание. Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания

дошкольников. Глубоко ошибаются некоторые родители, думая, что привитие детям гигиенических знаний и навыков является уделом только лишь детсадовских работников, в реальности это дело родителей. Культурно-гигиенические

навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. У детей раннего возраста преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков, т.к. дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок. А всѐ должно начинаться в семье.

Заботливые родители должны начинать приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду.

Наиболее благоприятным периодом формирования культурно-гигиенических навыков является ранний дошкольный возраст, так как нервная система ребенка в данном возрасте пластична, а действия, которые связаны с принятием пищи, одеванием, умыванием, систематические и неоднократные. Поэтому этот процесс нельзя откладывать на более поздние периоды. Именно до трѐх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других

детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 

Организационный момент

Деятельность родителей

Деятельность ведущего

Примечание

Родители включаются в деятельность добровольно, из интереса к предложениям ведущего.

 

Ответы родителей: легко сказать, приучите ребенка как можно чаще мыть руки. А если ребенок маленький? Если он не стремится мыть руки самостоятельно, а за каждым шагом не уследишь; не умеет, он ещѐ маленький и т.д..

Выступающий:

- Здравствуйте, уважаемые родители.

-Скажите, ваш ребенок при поступлении в детский сад умеет мыть руки и умываться?

Родители        сидят полукругом                за столами.

Участники                мастер- класса        принимают активное участие.

Обеспечение благоприятного комфорта.

2. Основная часть.

Деятельность родителей

Деятельность ведущего

Примечание

 

 

Ответы родителей: ему не нравится,        когда        его контролируют, не любит, не умеет.

Выступающий:

- Предлагаю вашему вниманию подробно остановиться на процессе умывания – мытья рук.

-Давайте, подумаем, чему именно сопротивляется ребенок в время мытья рук?

….

-Чтобы ребенок научился ладить с процессом мытья рук, необходима «умная» организация быта, сделайте процесс мытья рук более интересным для ребенка:

  1. Делайте мыло привлекательным. Сделайте сами маленькие кусочки прозрачного мыла, в которые спрячьте фигурки из лего или другие мелкие игрушки. Пусть ребенок усерднее мылит руки, чтобы побыстрее добраться до игрушки. Вообще используйте побольше, необычного мыла, которое уже просто лежа в мыльнице, вызывает желание его взять в руки. Усилить такое желание можно с помощью готовых наборов для юного мыловара, ведь результатом своего труда ребенок будет охотнее пользоваться, чем куском обычного палмолива.

Во флакон с жидким мылом поместите кубики лего и другие мелкие игрушки, бусины, чтобы ребенку тоже было интересно наблюдать, как фигурки перемещаются внутри.

  1. Детское полотенце должно висеть на уровне роста ребѐнка, чтобы ребѐнку было удобно его брать.
  1. Объяснение. Начать следует с объяснения, почему важно не ходить грязным. Можно рассказать о микробах и бактериях. Здесь важно не перегнуть палку. У ребенка может развиться фобия страшных черно-зеленых существ, которые ползают у него по рукам после того, как он

вернулся с прогулки или погладил кошку.

 

 

 

Родители проявляют заинтересованность к вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители собирают из разрезных картинок алгоритм мытья рук.

Не следует употреблять абстрактных понятий как здоровье, инфекция, гигиена. Лучше расскажите про войну хороших бактерий с плохими, и о том, что нужно помочь хорошим бактериям в решающий момент битвы и помыть руки с мылом.

  1. Регулярность. Приучайте малыша к регулярным процедурам. Ребенок будет стараться избежать умывания, но родители должны быть непреклонны и

последовательны.

  1. Собственный пример. Универсальный совет —

показывайте на собственном примере. Сами почаще мойте руки, и ребенок привыкнет, что это обычно и обязательно.

  1. Играйте. Не превращайте процесс обучения в скучную рутину. Поиграйте с ребенком. Кто сделает больше мыльные пузыри из мыла?. Используйте картинки, мультфильмы и книжки объясняющие важность чистоты и ухода за собой. Ваш малыш не сразу освоит навыки ухода за собой. Процесс этот долгий. Могут потребоваться

недели и даже месяцы. Но ваша настойчивость, терпение и доброта окупятся хорошим здоровьем и чистоплотностью вашего ребенка в его будущей жизни.

  1. Обязательное поощрение, создание ситуации успеха.

Даже маленький ребѐнок — личность, и в силу

возможностей стремится к достижению целей. Поддержать его в этих стремлениях, создать условия для дальнейшего развития — обязанность педагога. Похвала, фиксирование положительного результата в работе с малышами необходимы. «Ты старался, хорошо вымыл руки после прогулки, посмотри на свои ручки: они стали ароматными, чистыми, теперь и за стол садиться будет приятно».

 

 

Родители        с

удовольствием принимают участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители        получают подробную информацию

 

 

 

 

 

Участники        выполняют упражнение индивидуально.

 

 

Выступающий:

-Перед вами детская игра «Собери картинку». Когда вы справитесь с заданием, то узнаете схему правильного поэтапного процесса мытья рук.

Выступающий:

-Приучая действовать по алгоритму, ребенок никогда не забудет        что сначала, что потом.

Выступающий:

-Сначала нужно засучить или закатать рукава, если они длинные.

Выступающий:

-Потом открываем кран, если он туго открывается, значит брать в свою руку- руку ребѐнка.

Выступающий:

  • Дальше моем руки с мылом: берѐм мыло и мылим руки, делая мыльные перчатки, если ребѐнку трудно проворачивать мыло, также берѐм его руки в свои, смываем пену.

Выступающий:

-Закрываем кран.

Выступающий:

-Потом вытираем руки полотенцем.

Выступающий:

-Опускаем рукава, ели они были длинные.

Выступающий:

  • Во время умывания и мытья рук желательно использовать художественное слово: стихи, потешки. Например. Ай, лады, лады

Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители        действуют        по инструкции ведущего.

Умоет наше личико, Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Всем мы улыбаемся !

Или любую другую, какая вам нравиться.

Выступающий:

-Очень важно: все эти способы рассчитаны на то, чтобы малыш был максимально самостоятелен в мытье рук. Взрослый лишь помогает ему в случае, если что-то не получается.

Итак, задача родителей приучить ребенка постоянно мыть руки; научить его мыть руки правильно; убедить в необходимости соблюдать правила безопасности и гигиены.

Выступающий:

- А сейчас давайте на примере с одним из вас, из родителей продемонстрируем мытьѐ рук по алгоритму. Я буду воспитатель, а кто-то из вас ребѐнок. ……………

 

3. Заключительная часть.

Деятельность родителей

Деятельность ведущего

Примечание

Родители        благодарят полученную информацию.

Уважаемые родители, наш мастер-класс подошѐл к концу! Всем большое спасибо за участие.

Чтобы вам было легче применять полученные знания, я приготовила для вас алгоритмы мытья рук. Если вас заинтересовала эта тема, то мы можем продолжить еѐ обсуждение на следующей консультации для родителей.

СДЕЛАТЬ  МЫТЬЕ  РУК  ВЕСЕЛЫМ  И  ПРОСТЫМ

Активное участие в рефлексии принимают родители, принимавшие участие в мытье рук вместе с воспитателем.

 

 

ЗАНЯТИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Рефлексия «Ботиночки»

Ботиночки красные - ваши ощущения от        мастер – класса;

Ботиночки желтые - упущения со стороны ведущего; Ботиночки зеленые – пригодится ли вам        полученная

информация.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков во время умывания

Обучает детей ясельной группы правильному увмыванию поэтапно....

Конспект организованной образовательной деятельности на развитие у детей раннего возраста культурно – гигиенических навыков "Девочка чумазая"

Развитие культурно – гигиенических навыков.Воспитание  у детей стремления к самостоятельности....

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков посредством фольклора

«Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь вол...

Воспитание у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков.

Воспитание культурно- гигиенических навыков  - одна из главных задач, поставлення мною в 1 младшей группе....

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ.

Для  достижения высокого уровня   самостоятельности   необходимо,   чтобы   к   ребенку   предъявляли  одинаковые,...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Программное содержание:Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежд...

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков посредством фольклора

Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь воло...