Консультация для родителей "Роль сказок в жизни дошкольника"
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06.12.24_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx122.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль сказок в жизни дошкольника»

C:\Users\Solnishko\Desktop\69904643-4ecd-5454-a8c5-64d4abff11ed.jpg

«Сказка - ложь, да в ней намёк...» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказка - это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям. Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям. Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»). Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:  красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые...» (Хаврошечка);  картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост...» (Лисичка-сестричка и серый волк). Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир. Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка. На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. Чем полезны сказки? Во-первых, слушая сказку, ребёнок получает Красивый и правильный образец речи, что очень важно для речевого развития. Сказка помогает правильно строить диалог с собеседником. Сказка помогает развивать связную речь. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить. Также сказки являются источником новых незнакомых ребенку слов, на которые важно обращать внимание, объяснять значение и, тем самым, увеличивать его словарный запас. Также благодаря рассказыванию сказок, ребенок в дальнейшем учится последовательно передавать сюжет, т. е. - пересказывать. Во-вторых, сказки являются уроками нравственности. Ведь сказочные герои бывают очень разные: добрые - злые, ласковые - грубые. С их помощью можно показать детям плохое и хорошее, как можно поступать, а как нельзя. Сказка учит сопереживать, развивается фантазия, мышление, творческий потенциал, память. В-третьих, сказка - это способ общения с малышом на понятном им языке. Почему дети любят сказки? Дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, поэтому волшебство сказки завораживает и сюжет разворачивается прямо там, где вы читаете сказку. Сказочные образы - лиса, петух, волк - оживают, умеют разговаривать, тем самым развивают детскую фантазию. Фантазировать детям очень полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у ребенка. Читать сказку лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от прослушивания. Какие сказки НУЖНО ДЕТЯМ читать? Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение. Главное - правильно выбирайте ребенку сказки для чтения, в первую очередь учитывая возраст ребенка и возможные особенности развития. Прежде чем рассказывать сказку детям, проанализируйте ее сами, так как часто можно встретить непонятные выражения или слова для детского слуха. Также в некоторых сказках можно увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить или огорчить ребенка. С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, где ребенок сам придумывает концовку сказки. Можно поиграть в Игру «Новые сказки» Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событии в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в стало подругому: изменилось место действия или появился новый герои. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на море. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник. Фантазируйте вместе с детьми. ЧТЕНИЕ СКАЗОК РАЗВИВАЮТ МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ РЕБЕНКА. Игра «Звукорежиссеры» поможет вам как бы "озвучить” понравившуюся картинку из сказки. Для этого прочитайте сказку, рассмотрите иллюстрации и остановитесь на самой яркой для ребенка. Предложите вашему ребенку вспомнить, что говорили герои в данный момент. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем придумать концовку. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе. С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. Но если ваш ребенок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок, не огорчайтесь, ведь ем можно предложить поиграть со сказкой и сделать домашний мини-театр своими руками. И вы обязательно убедитесь, что время, проведенное в беседе с ребенком, откроет вам много нового о вашем ребенке.

Рекомендации родителям по чтению сказок детям

1. Не забудьте познакомиться со сказкой предварительно

2. Постарайтесь найти и объяснить все сложные и непонятные слова, встречающиеся в тексте (можно в процесс или после рассказывания)

3. Сказку лучше рассказывать, чем читать, старайтесь очень выразительно, передавая речь героев, выделять интонационным голосом, жестом, мимикой особенности интонации.

4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.

5. После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков, рассмотрите при этом иллюстрации из книги)

6. Можно рассказать сказку еще раз.

Прочитайте ребенку:

 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

 Про Иванушку дурачка

 Жихарка

 Привередница

 Красная шапочка

 Три поросенка

 Бременские музыканты

 Петушок и бобовое зернышко

  Лисичка-сестричка и волк

 Лиса и козел

Дорогие родители! Читайте детям сказки! Тем самым вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего ребенка на примере положительных героев. Сказка учит доброте, преданности, уважению, поэтому ребёнок хочет подражать любимым героям. Учиться различать добро и зло. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растении, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в жизни дошкольника

Сказки предназначены для детства.Чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из котор...

Консультация для родителей: «роль сказок в жизни дошкольника»

Консультация для родителей: «роль сказок в жизни дошкольника»...

консультация для родителей "Роль сказок в жизни дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27341256","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация на тему: "Роль сказок в жизни дошкольников"

ldquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский...

Консультация для родителей на тему "Роль сказок в жизни дошкольников"

Как родителям знакомить детей со сказками. Какова роль сказки в воспитании детей....