Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»
консультация

Кракулинская Светлана Юрьевна

консультация для воспитателей - по развитию музыкального слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_krakulinskaya_s.yu_.docx21.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Консультация для педагогов

«Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.

МУЗЫКА   НАЧИНАЕТСЯ  В  СЕМЬЕ.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Каждый человек  идет  к  музыке  своим  путем. Помогите детям  полюбить  музыку.  Детство  -  самая  счастливая  пора  жизни.  Яркость  и  богатство  впечатлений  остаются  в  памяти  навсегда.  Праздники   детства…  они греют нас  своим  светом  всю  жизнь!  Считается,  что  ребенок,  с  раннего  возраста погруженный  в  атмосферу  радости, вырастет   более  устойчивым  ко  многим  неожиданным  ситуациям,   будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

ПОСТАРАЙТЕСЬ:

Ищите  везде  музыку:  дома,  в  городе,  на  природе  (в лесу,  на  даче , на  море,  у  реки и т.д.).  Создайте  дома  фонотеку  записей  классической,  народной,  современной  детской  музыки;

Приобретайте  музыкальные  игрушки (погремушки,  гармошки,  бубны,  музыкальные  книги,  дудочки,  барабаны  и  т. д.)  и  изготавливайте  их  сами.  Тем  самым  Вы  создадите  домашний 

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ  УГОЛОК

Поощряйте  любое   проявление  песенного  и  танцевального  творчества  малыша,  пойте  и  танцуйте  вместе  с  ним,  сочиняйте  песни  и  танцы;

Если  Вы  владеете  игрой  на  каком - либо   музыкальном  инструменте,  как  можно  чаще  музицируйте,  аккомпанируйте  своему  малышу;

Посещайте  со  своим  ребенком    музыкальные  сказки,  театры,  концерты;

Мы стремимся воспитывать у  детей  любовь  и  интерес  к  музыке,  помочь  каждому  ребенку  самореализоваться  в  каком - либо  виде  музыкальной  деятельности,  развиваться  более  гармонично,  почувствовать  радость.

Приобщившись  к  музыке  в  детстве,  они  не  вырастут равнодушными,  черствыми  людьми.  Наш  совместный  труд  приносит  радость  детям,  счастье  родителям,  а  результат  этого  труда – счастливое  детство  наших  малышей!

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

Развитие музыкального слуха у детей можно начинать с самого раннего возраста. Ведь уже тогда малыши проявляют интерес к музыке. Восприятие свойств музыкального звука развивают у ребенка не только слух, но и сенсорные способности.

    Для первых несложных занятий приобретите несколько детских музыкальных инструментов– дудочку, барабан, ксилофон, бубен, игрушечное пианино и так далее. Нажимайте на клавиши пианино и поясняйте ребенку, как именно она звучит. Нижний регистр – рычит медведь, верхний – поют птички. Пропойте звук сами, чередуйте громкие и тихие звуки и объясняйте разницу между ними. Используйте голоса животных (цыпленок говорит «ПИ-ПИ», корова мычит «мууу»), изменяя тембр голоса. Попросите ребенка повторять все ваши действия. Предложите малышу ритмично постукивать в бубен под музыку. Выбирайте разные по темпу и характеру мелодии.

    Придумайте характерные движения для часто прослушиваемой музыки. Колыбельная (например, из мультфильма об Умке)– ребенок плавно машет ручками, под маршевую мелодию начинает топать и двигаться резко. Попутно объясните малышу понятие «жанр», чем песня отличается от танца и так далее. Спрашивайте, как звучит музыка – грустно, весело, задорно? Быстрая ли она или медленная?

Как развить слух у ребенка при помощи игры

Для тематических игр подберите подходящий музыкальный материал и игрушки.

Например: пальчиковые или резиновые игрушки медведь, заяц, лиса и еж помогут вам и вашему ребенку поставить небольшой музыкальный спектакль. Выучите и пойте вместе потешку «Тень-тень-потетень», надевая на пальчик (или показывая) в нужный момент ребенку зверя, от имени которого в данный момент поется песня. Медведь должен петь басом, лиса – высоким голосом и так далее. Плюсы такой игры очевидны – развиваются слух, голос, мелкая моторика и творческие задатки вашего малыша.

Не ограничивайтесь только этой песней, используйте и другие известные ребенку мелодии. Выучите несколько колыбельных – малыш может петь, укладывая спать куклу или мишку. Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий. Например, всем известный «Каравай» — малыш показывает, какой он ширины, «низины», вышины и т. п.

Развитие тембрального музыкального слуха и эстетическое воспитание ребенка

   Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (бас – ребенок «гудит» в низком регистре; сопрано – поет в высоком). Купите диски с записанными на них песенками из мультфильмов, народными, детской классикой и эстрадой. Постоянно прослушивайте их вместе с ребенком, уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш малыш не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.

   

                 Консультация для родителей: Музыка Летом!

Вот и пришло долгожданное лето!

Любой ребенок ждет это теплое время с нетерпением. У ребенка в летний период появляются огромные возможности порадоваться общению с прекрасным миром живой природы. 

Родитель должен подсказать и направить детскую любознательность в мир поиска, наблюдений и открытий, и тюлько тогда ваш ребенок научится понимать, любить, оберегать и приумножать то прекрасное и неповторимое, без чего не может быть жизни на земле.

В летний период для музыкального развития детей очень важна роль родителей.               

 Летом дети получают яркие впечатления, так как больше времени находятся на природе, на даче, на речке вместе с родителями. Важно научить ребенка слышать и слушать музыкальные произведения, полноценные в художественном отношении.

     Для этого надо сначала научиться слушать звуки природы: пение птиц, звучание ручейка, шелест листьев, звуки леса, стрекотание кузнечика, сверчка, звуки ветра и дождя - это развивает слуховое внимание.

Самодельные детские музыкальные инструменты — отличный способ увлечь ребенка в игру, и отвлечь от планшетов и мультиков. Фантазия, которая включается в тот момент, когда начинаешь делать музыкальные инструменты из того, что есть под рукой помогает по-другому видеть мир. С таким оркестром можно даже концерты устраивать на свежем воздухе.

Развитию музыкальных способностей способствуют обучающие мультфильмы или видео с детскими  песнями из программного материала. Например, с Бурёнкой Дашей, Кукутиками и другими героями. Дети с удовольствием и необыкновенным интересом и скоростью запоминают тексты и мелодии.

Музыкально развиваться помогают: инсценирование русских народных песен и игры – забавы с пением и движениями, например, «Сорока - белобока», «По кочкам, по кочкам», «Жили у бабуси», «Мы едем, едем, едем». Эти игры помогают развитию коммуникативности, способствуют тесному взаимодействию ребенка и родителя на тактильном уровне, а также певческому развитию детей.

   Для того, чтобы ребенок научился красиво петь, необходимо с раннего возраста петь ему, как можно больше любых песен: колыбельные, попевки, прибаутки, например: «Ладушки», «Андрей - воробей», «Петушок», «Дождик, дождик, пуще», «Дин – дон, загорелся Кошкин дом», или знакомые родителям песни. Музыка помогает обогатить впечатления ребят, показать прекрасное в окружающем, формировать их чувства.

Лето - самое замечательное время года для творчества. 

Музыка летом необходима в любых условиях.

                        Отличного Вам отдыха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация».

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а чер...

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»...

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а чер...

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Консультация для педагогов «Игры звуками — это музыкальная импровизация»...