лэпбук зимующие птицы
методическая разработка

Аюшеева Цыпилма Владимировна

Авторы: Аюшеева Цыпилма Владимировна, Доржиева Дина Викторовна, Пежемская Дора Владимировна. Паспорт-описание лэпбука «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Дидактическое пособие «Зимующие птицы» изготовлено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_zimuyushchie_ptitsy_zhuravlenok.docx228.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавленок» с.Сотниково.

Паспорт-описание лэпбука

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Дидактическое пособие «Зимующие птицы» изготовлено

для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова

Авторы: Доржиева Дина Викторовна

Пежемская Дора Владимировна

АюшееваЦыпилма Владимировна

Направление«Методические разработки»

Цель:Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих птицах, их внешнего вида, об условиях обитания; помочь закрепить знание детей о зимующих птицах, узнавать и называть их, формировать представление о птицах, развивать наблюдательность, любознательность, внимание, память, речь, логическое мышление, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

Пробудить интерес детей к зимующим птицам.

Систематизировать знания детей о внешнем виде птиц, их строении, среде обитания.

Обобщать знания детей о птицах.

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами.

Использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность через ознакомление с окружающим миром. 

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать умение узнавать птиц в природе (внешний вид, голос, повадки). Побуждать детей вести и оформлять наблюдения самостоятельно.

Развивать логическое мышление.

Развивать разные виды детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

Стимулировать речевую активность детей. Развивать навыки диалогической речи, тактильно – кинетическую чувствительность.

Воспитательные:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе (птицам)

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Воспитывать готовность к общению с окружающими.

Формировать экологически грамотное поведение детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Воспитывать желание выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Актуальность дидактического пособия.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время, т.к. в последние годы наблюдается значительное снижение познавательной активности у детей. У них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.

          Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

          В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Данное игровое пособие представляет собой тематическую игровую папку, в которой собраны различные игры на тему «Зимующие птицы», при этом игры помещаются в разного рода кармашки, детали имеют подвижные элементы, карточки, детали, натуральный наглядный материал.

C:\Users\pc\Desktop\1675772602021.jpgC:\Users\pc\Desktop\1675772602014.jpg


C:\Users\pc\Desktop\1675772602041.jpg

C:\Users\pc\Desktop\1675772601990.jpg

C:\Users\pc\Desktop\1675772602006.jpgC:\Users\pc\Desktop\1675772602034.jpg

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к оснащению предметно-пространственной развивающей среде:

информативен;

полифункционален;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка;

вариативен;

доступен детям дошкольного возраста;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук помогает систематизировать информацию по изучаемой теме, закрепить пройденный материал. Он эффективно используется для коллективной, групповой, подгрупповой, индивидуальной работы, а так же для самостоятельной игровой деятельности детей. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, так как можно выбрать задания под силу каждому. Именно поэтому для детей от 2-х до 7-ми лет мы и решили создать авторское дидактическое пособие – ЛЭПБУК «Зимующие птицы».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Поэтому нами было решено сделать дидактическое пособиелэпбук «Зимующие птицы». 

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

С помощьюлэпбука мы систематизировали и обновили материалы по теме «Зимующие птицы»; обеспечили игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; сформировали стойкий интерес к природе родного края, продолжили знакомство с зимующими птицами, воспитали у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах; представили пройденный материал в новом, более интересном для детей виде; пополнили предметно-развивающую среду в группе.

Приложение

1.Дидактическая игра «Найди птицу по описанию».

Цель: расширение и обогащение словаря детей по теме «Зимующие птицы».

Правила игры: педагог называет несколько фраз-описаний, характеризующих зимующих птиц и предлагает детям, отгадать к какой птице они подходят.

2.Дидактическая игра «Сложи пазлы».

Цель:учить различать птиц по внешнему виду, научить складывать целое изображение из нескольких частей, развитие зрительного восприятия. Моторику рук и координацию движений.

Правила игры. Предложить детямсложить картинки.

3.Дидактическая игра «Сосчитай».

Цель: закреплениенавыков счета.

4.Дидактическая игра «Строение птицы».

Цель: познакомить детей с внешним строением птиц.

Правила игры.Карта с птицей и отдельно маленькие карточки с названием её частей. Дети должны назватьна те части птички, которые

показывает стрелка. Можно предварительно обговорить, что, где и как называется, а потом дать как самостоятельную работу на закрепление материала.

5.Дидактическая игра «Угощение для птиц»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлении предложений.

Описание:

Педагог знакомит детей, чем питаются птицы. Для закрепления можно поиграть в игру:  «Что в мешочке?».

Педагог предлагает пощупать мешочки и определить, что в мешочках.

Педагог предлагает детям угостить птиц. Ребенок выбирает понравившуюся ему мешочек с кормом и говорит: «Я угощу синицу салом», «Я накормлю снегиря ягодами рябины», «Я дам семечки воробью» и т.д.

6. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя?»

Цель: закрепить знания о том, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.

Материал: вертушки.

Описание: педагог предлагает детям вертушки на которых дети должны указать, чем можно кормить птичек и чем нельзя.

7. Алгоритм рассказывания «Птицы» (мнемотаблицы)

 Цель: Развитие связной речи у ребенка, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, зрительной, образной памяти.

Материал: карточки схемы или алгоритмы рассказа (мнемотаблицы).

Описание: Педагог предлагает составить описательный рассказ по предложенной схеме.

8. Дидактическая игра «Загадки о зимующих птицах»

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

 Материал: карточки с загадкой.

Описание: Педагог читает загадку с карточки. Ребенок называет отгадку, если ответ правильный взрослый показывает птичку, которую ребенок угадал.

9. Дидактическая игра «Кто с кем поменялся местами?»

Цель: Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»; развивать лексико – грамматический строй речи; познакомить детей со зрительным образом зимующих птиц.

Интегрированная игра для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Описание:Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время меняет местами птичек. Затем взрослый спрашивает: «Какие птицы поменялись местами?» Дети отвечают: «Воробей поменялся местами с сорокой», «Дятел поменялся местами со снегирем» и т.д.

«Про кого так говорят? Почему?»

Цель: Активизировать словарь.

Материал: птицы из фетра.

 Чернокрылая (ворона, сорока)

Белобокая (сорока)

Красногрудый (снегирь)

 Желтогрудая (синица)

Большеглазая (сова)

 Длиннохвостая (сорока)

Сизокрылый (голубь)

Короткохвостый (воробей)

10. Дидактическая игра  «Чем похожи? Чем отличаются?»

11. Дидактическая игра «Какой птицы не стало»

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть птиц; упражнять в употреблении падежных форм существительных (родительный падеж), развивать зрительную память, внимание, развивать мелкую моторику (отклеивание или приклеивание  на липучки)

Материал: птицы из фетра.

Описание: на странице лэпбука приклеены на липучках зимующие птицы. Педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из птичек. Затем взрослый спрашивает: «Какой птицы не стало?» Дети отвечают: «Не стало воробья», «Не стало снегиря» и т.д. и потом один из детей прикрепляет обратно птицу на место.

12. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Цель: Учить детей узнавать и называть голоса птиц; пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы».

Описание: Педагог бросает мяч ребенку и называет какую-либо птицу. Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол.

Голубь – (воркует).

Ворона – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (свистит).

Сова - (ухает).

Сорока – (стрекочет).

13. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть птиц;развитие логического мышления, памяти, внимания;активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Материал: вертушки.

Описание: Педагог предлагает детям на вертушке указать и назватькакая птица лишняя и объяснить, почему она лишняя.

14. «Пальчиковые игры»

Цель: активизировать движения пальцев рук;

формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.

Воробей

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

Лесной лекарь

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.

Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками.

Сорока

Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко,

Недалеко,

Чтобы солнышко видать.

Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.

Руку поднимаем вверх.

Кисть руки прикладываем к глазам.

Рисуем в воздухе круг.

Результат:

          Новизна и оригинальность игрового дидактического пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого. Удовлетворяет потребность в эмоционально насыщенных переживаниях, поддерживает самостоятельность, вовлекает детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.

При знакомстве с лэпбуком «Зимующие птицы» были реализованы поставленные педагогами цели и задачи.

Таким образом, дидактическое пособие лэпбук«Зимующие птицы» может быть полезно педагогам в организации игровой деятельности с детьми: в утренние и вечерние часы, в индивидуальной и подгрупповой формах, совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Можно рекомендовать родителям для совместного времяпровождения и общения, повышения эмоционального контакта с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "Зимующие птицы"

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное...

ЛЭПбук "Зимующие птицы" для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Представленный материал по теме "зимующие птицы" в виде лэпбука поможет детям освоить необходимые начальные понятия по данной теме....

Лэпбук "Зимующие птицы Югры"

Лэпбук "Зимующие птицы Югры" для детей подготовительной группы...

ЛЭПБУК "Зимующие птицы"

Реализация ФГОС требует от педагогов вннедрения в свою практику все больше новых технологий. Одним из видов новой технологии проекта является ЛЭПБУК....

Лэпбук "Зимующие птицы Приангарья"

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...