Картотека опытов и экспериментов в средней группе
опыты и эксперименты (средняя группа)
Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 118.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР – ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СРЕДНЕЙ
ГРУППЕ
Экспериментирование с водой
Узнаем, какая вода
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней
растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна
пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с
окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением
ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать,
что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две –
тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды
открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй –
вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они
догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды:
наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился,
нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
Считалочка-купалочка
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Вам понадобятся ванночка с водой, игрушки.
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка
движется по направлению движения их руки, а так же она переливается,
льётся.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными
предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Вам понадобятся поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы,
резиновая груша, ванночка с водой.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка
заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько
интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и
ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике
тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это
здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по
трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И
потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых
домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А
сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу
и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик,
приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите
ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку.
Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью
То же самое проделайте и со шприцом.
Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды
образуется пузырь, затем пена.
Вам понадобятся мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая
игрушка.
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте
воды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в
миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у
ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем
самостоятельно.поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую
игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через
сачок.
Вам понадобятся таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие
игрушки.
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок,
небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте
несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же
лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно
попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий
шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление
движения.
Вам понадобится пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины
пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют
наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по
картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:
лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что
вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки
по-другому (направление движения воды изменится) .
Ветка в вазе
Цель: показать значение воды в жизни растений.
Вам понадобятся ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки.
Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся
деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».
Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку
в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь
всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что
произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день
наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.
Окрашивание воды
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной,
некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем
интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Вам понадобятся ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для
размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они
хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду
(добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках
с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее
растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя
будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается,
если в воду класть предметы.
Вам понадобятся мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в
воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если
дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в
сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Помощница вода
Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения
познавательной задачи.
Вам понадобятся банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности,
ёмкость с водой. Стаканчики.
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к
ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый
предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя
ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предмет
Времена года
Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Вам понадобятся ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода
превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила,
водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало,
и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом
прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в
лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в
гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за
Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую –
тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето».пусть малыш потрогает
ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке.
Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре
чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек
льда («зима», в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью –
тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»).
Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она
соответствует.
Тает льдинка
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Вам понадобятся свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и
холодной водой.
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в
дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда
проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка
пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи:
«Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во
что лёд превратился? В водичку! »
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её
можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он
тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает
лёд в воде разной температуры.
Игры-эксперименты с красками
Кто живёт в воде
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Вам понадобятся синий и голубой карандаши или акварельные краски,
альбомный лист
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а
также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными
человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на
картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их
в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные
краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных
человечков.
Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в
воде и изменять её цвет.
Вам понадобятся акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые
стаканы с водой.
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные
стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки) .
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не
простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты
показывай пальчиком, где какая) .
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь
привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в
стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится.
Какой это сок? »
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками.
Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый,
жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.
Сказка о том, как радуга в воде купалась
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании
красной и жёлтой, синей и зелёной.
Вам понадобятся семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов
гуашевых красок.
Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на
землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в
зеркало и подумала: «Какая же я красивая! ». Потом она решила искупаться в
тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро.
Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый,
зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и
альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга
вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а
малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду
красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем
опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с
другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам
радуги.
Рисовальнички
Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски
смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
Вам понадобятся большой лист бумаги для акварели, смоченный водой,
клеёнка, краски и кисти.
Солнце жёлтое на небе
Красные цветут цветы
В синем море плещет рыбка
Нарисуй всё это ты.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными
красками на мокром листе. Для этого на стол постелите клеёнку, намочите
плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и
осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если
используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы
случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски –
вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Игры-эксперименты с воздухом
Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Вам понадобятся бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны
Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть! »
Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть! » Нагрело Солнышко
воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь.
Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки!
Помогите нашим корабликам поплыть! » Звёзды им отвечают: «Мы вам
можем дорогу указать, куда плыть нужно! » Обиделись капитаны: «Куда
плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться! » Вдруг подул
Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам
отправиться в путь! » «Это очень просто! » - сказал Ветер и стал дуть на
кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут
ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?
Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где
«взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Мыльные пузырьки
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при
попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материал: мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным
дном, корпус гелиевой ручки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль! »
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем
разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая
прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный
пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльнуюплёночку в ваших ладонях,
помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка
самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки
из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку,
пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из
плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку
(коктельные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно
разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную
пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя
жидкость для мытья посуды.
Кто разбудил китёнка
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Вам понадобятся ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.
Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает.
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:
«Ну, на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет –
Не даёт нам всем покоя! »
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди! »
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка
подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в
ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена
и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».
Надувание мыльных пузырей
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при
попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Что нужно для опыта: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка,
палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать
туалетное мыло).
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора,
кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его
стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как
образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее
пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком
(можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько
маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям, как получается пузырь,
и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают
и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух);
откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри
маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Ветер по морю гуляет
Цель опыта: Обнаружить воздух. Что нужно для опыта: Таз с водой, модель
парусника. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной
силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет
лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его
выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее
доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть,
чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно
или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет
пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если
«вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.
Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый
спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в
пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.
Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь
спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего
нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот
перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает
почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Игры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить
его.
Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с
водой.
Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для
чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают).
Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под
струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули,
откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он
попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не
только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку,
конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда
появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он
легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже
перестанут выходить).
Игры-эксперименты с различными источниками света
Солнечный зайчик
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью
зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как
солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.
предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра,
поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем
встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более
эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия:
«Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он
на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех
ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Что-то в коробке
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик,
свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Вам понадобятся коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик,
лампа.
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с
фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь
шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и
как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и
отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что
нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь
или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри
неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в
коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и
лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети
увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае
лучше видно, и делает вывод о значении света.
Игры-эксперименты с различными материалами
Бумага, ее качества и свойства
Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять
ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина,
впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички,
емкость с водой.
Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или
шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее.
Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его
на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как
быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал
непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу
в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги,
используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные
виды бумаги.
Древесина, ее качества и свойства
Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины
(вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая,
шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит,
не бьется, не тонет в воде).
Что нужно для опыта: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие
дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.
Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает
у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить
качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их,
делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства,
опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается —
значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска
небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших
усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины.
Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны
из древесины.
Ткань, ее качества и свойства
Цель опыта:Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества
(толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства
(мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Что нужно для опыта: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов,
ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств
материала.
Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани.
Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета
ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества
и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета,
ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань
в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает
кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость
с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде,
с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага).
Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.
Сказка о камешке
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и
тяжёлыми.
Вам понадобятся ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы,
камешки.
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и
кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые,
плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать! » пришёл на берег озера
мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то
сбылась моя мечта! Я буду плавать! » Но оказалось, что плыть он не может,
потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала
он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок,
других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и
подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться
на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку)
и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например,
камешек, ключик, монетку). Наполните ванну или тазик водой. Дайте
ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите
ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый!
Лепесток плавает – он лёгкий! ».
Волшебная рукавичка
Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые
предметы.
Что нужно для опыта: Магнит, мелкие предметы из разных материалов,
рукавичка с вшитым внутрь магнитом. Взрослый демонстрирует фокус:
металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.
Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы
из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка
перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то»,
что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают
рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Волшебный театр
Цель опыта: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют
с магнитом.
Что нужно для опыта: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки.
Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки
персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили
герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи пробуют его
на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие предметы могут
притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические
пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки
не притягиваются).
Мы — фокусники
Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Что нужно для опыта: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан
с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик,
подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет
с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную»
рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет
взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети
рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами
двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими
пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться.
Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то
металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый
«нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как
достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
Игры-эксперименты с почвой
Воздух в почве
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на
каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве —
обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они
дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в
почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить
понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем ребенок повторяет
опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.
Тропинки
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на
тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных
обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно
прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый — с участка,
который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с
плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них
наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать
образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого
следа, а на другой — рисунок любого растения).
ТЕПЛОТА
Горячо — холодно
Задачи: Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры,
ванночка.
Ход: Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать
воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей,
холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой
умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую);
как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости;
осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься).
Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную
температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись поразному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый
спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в
тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за
изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в
которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли.
Взрослый обсуждает это с детьми.
Чудесный мешочек
Задачи: Научить определять температуру веществ и предметов.
Материалы и оборудование: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла
(кубики, пластины, шарики).
Ход: Дети рассматривают мелкие предметы из дереве, металла, стекла
(зеркало), называют их, определяют материалы и складывают Предметы в
чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать из мешочка
предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют,
из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка
предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать
металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы
(теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают
их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они
полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети
выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют
(через 5—10 минут), как изменилась их температура (стали прохладными,
остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы
определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что
металлические предметы самые холодные; деревянные — теплее.
Вес, притяжение
Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить
определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие –
тяжелые).
Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и
игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом,
водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который
каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько
вариантов выбора игрушек:
1. игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый
спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и
проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
2. игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие
заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет
Чебурашка и почему;
3. игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто
какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые
могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко
сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет
предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.
Звук.
Что звучит
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина,
емкость с водой, стакан.
Ход игры: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей,
что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет
лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают
предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо
взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев
(прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными
предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья,
цокот копыт, стук дождя и т.д.).
Музыка или шум?
Задачи: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные
и шумовые звуки.
Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон,
деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со
«звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой,
бумагой и др.).
Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый
выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети
называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них.
Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и
спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если
просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум).
Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и
определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные
предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки,
стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают
глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с
завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента
или звучащего предмета.
ЧЕЛОВЕК
Веселые человечки играют
Задачи: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки,
стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.
Материалы и оборудование: Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой
зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека
(туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).
Ход: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»:
найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди
выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что
это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не
выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).
Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно
провести музыкальную игру«Где же, где же наши...» (название частей тела) и
«Измерялки», когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче
ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то,
что я скажу» (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т.п.).
Нарисуем свой портрет
Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным
расположением его частей.
Материалы и оборудование: Маркеры, губки, зеркала (одно большое,
например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть себя в зеркале, запомнить цвет
глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его
частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.
Починим игрушку
Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным
расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической,
одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека
(его настроение).
Материалы и оборудование: Образцы контура тела человека, части руки,
нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения
эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения
причесок; одежда для девочки и мальчика.
Ход: Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались;
при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на
образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур,
взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы
обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у
них, чем они отличаются (разным настроением), и как дети догадались (по
линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагает детям выбрать лицо,
например веселое или грустное; подумать, мальчик это или девочка;
приклеить подходящую прическу; подобрать одежду. Придумать им имена.
Примечание: всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по
контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два
гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры
можно добавлять мебель, посуду и т.д.
Наши помощники
Задачи: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза —
смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус,
пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов
чувств.
Материалы и оборудование: «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы
уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный
мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.
Ход: Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и
др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах
лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в
коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали
руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети
выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком.
Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о
том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду,
растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром
и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить
лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон,
размешивают и пробуют.
Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые
позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет
о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их
сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов в средней группе
Картотека опытов и экспериментов в средней группе...
Картотека опытов и экспериментов в средней группе
Картотека опытов и экспериментов в средней группе...
Картотека опытов и экспериментов в средней группе
Картотека опытов и экспериментов в средней группе...
Картотека опытов и экспериментов в средней группе.
Игры с красками, игры со звуком, со светом и тенями, с воздухом, с камешками,cо льдом и водой, весенние игры....
Картотека опытов и экспериментов в средней группе.
Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?&ra...
Картотека опытов и экспериментов для средней группы
Экспериментирование с песком, глиной, водой....
«Картотека опытов и экспериментов в средней группе»
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и ...