Рабочая программа
рабочая программа

Агафонова Светлана Сергеевна

Рабочая программа педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа78.54 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 216 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Принят:                                                                                    Утверждаю:

На педагогическом совете                                                     Заведующий детским садом

Протокол №1                                                                          ___________/ Артюшина С.В.

От 30.08.2022г.                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

Агафоновой Светланы Сергеевны

на 202-2023 учебный год

Иркутск 2022г.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 Рабочая программа педагога – психолога  разработана  в соответствии  с основной образовательной программой дошкольного образования «Детский сад № 216 ОАО «РЖД», в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога – психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

          Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих образовательных программ:

  1. Программа воспитания детей раннего возраста «Кроха» (автор Г.Г. Григорьевой).
  2. Программа психолого-педагогического сопровождения детей второй младшей группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
  3. Программа психолого -  педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей средней группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
  4. Программа психолого-педагогических занятий для старших дошкольников «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
  5. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
  6. Программа «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» (М.Н. Ильиной, Л.Г. Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г. Сырицо).
  7. Программа  «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет» (автор И.Л. Арцишевская).

            Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей   дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1.    Пояснительная записка ………………………………………………….4

  1. Цели и задачи реализации программы ………………………………...5
  2. Принципы  и подходы формирования программы …………………...7
  3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ………………7

1.5.    Планируемые результаты освоения программы ………………………11

II. Содержательный раздел

2.1.     Психологическое просвещение …………………………………….......13

    2.2.     Психологическая профилактика ……………………………………….13

    2.3.     Психологическая диагностика …………………………………………14

    2.3.1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития

              детей дошкольного возраста ……………….............................................14

    2.3.2. Методики исследования познавательной сферы …………………........16

    2.3.3. Методики изучения особенностей личности дошкольников ……........16

    2.3.4. Диагностика готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе ………17

    2.4.    Развивающая и коррекционная работа …………………………………18

    2.4.1. Календарно – тематическое планирование коррекционно-

               развивающей работы  в подготовительной к школе группе

              «Приключение будущих первоклассников: психологические

               занятия с детьми 6 – 7 лет» ………………………………………….......18

     2.4.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми групп с нарушением

               речи ………………………………………………………………………..22

     2.4.3. Календарно-тематическое планирование коррекционно-

                развивающей работы  в  старшей группе по программе

                Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» ………………………….......22

     2.4.4.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-

                развивающей работы  в  подготовительной к школе  

                группе по программе М. Н. Ильиной, Л.Г. Парамоновой,

                Н. Я. Головневой,  Т. Г. Сырицо «Развитие интеллекта

                и навыков общения у детей» ……………………………………………27

     2.5.     Психологическое консультирование ………………………………......29

     III. Организационный раздел

     3.1.   Учебно – методическое и информационное обеспечение

              программы …………………………………………………………………30

      Литература ………………………………………………………………………32

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Рабочая программа педагога-психолога   разработана  в соответствии:

с законами РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98г.
  • Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  • Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
  • Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практики проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

с документами Федеральных служб

Санитарными правилами СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г

с локальными документами

  • Уставом Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 216 ОАО «РЖД».

1.2 Цели и задачи программы

Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально- психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в

зависимости от возраста детей, уровня их развития. Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

 Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

 Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

 Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

          Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.

 Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

 Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

 Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

 Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  Уважительное отношение к результатам детского творчества;

 Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

 Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

 Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

 обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

 сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

 гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;

  защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;

 повышения эффективности и качества дошкольного образования;

 обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

 оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

 признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;

 создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;

 сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка

Подходы:

            - Рефлексивно – деятельностный подход (развитие психических функций через использование различных видов деятельности,      свойственных данному возрасту);

       - Личностно – ориентированный  подход (Г.А. Цукерман,  Ш. А. Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);

      -  Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

1.4. Возрастные особенности детей

Возраст от 2 до 3 лет

     Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

     Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

     Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

     К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

    Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

      В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

     Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.             Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

      Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

     В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

     Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

    Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

     Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

     Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

     Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

     Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

     Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

     Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

     В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

     Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

     Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

     Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

     Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

      Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

      При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

      Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

      Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

     Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

     В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

     В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

      К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Планируемые результаты освоения программы

(Целевые ориентиры)

Социально-коммуникативное развитие:

      Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;  подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие:

        Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие:

       Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическое развитие:

       Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.

Физическое развитие:

        Сформированные точные, четкие и координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.

2.1. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

2.2. Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие

участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

2.3. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в

ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы педагог- психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

2.3.1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

БЛОК I

Психологические показатели:

  1.  способов взаимодействия с реальностью

(познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности);

  1.  мотивационно-потребностные сферы;
  2.  возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные);
  3.  психомоторной сферы;
  4.  личностно-эмоциональных особенностей.

БЛОК II

Психофизиологические показатели психофизических особенностей (темп,

стеничность, адаптивность, динамичность и лабильность нервной системы).

БЛОК III

Психолого-педагогические показатели:

  1.  обучаемости и предпосылок к учебной деятельности;
  2.  специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.);
  3.  достижений (знания, умения, навыки);

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия

педагогического коллектива ДОУ с детьми:

  1.  Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый- ребенок);
  2.  Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания);
  3.  Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ);
  4.  Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива).

Показатели особенностей семейных взаимодействий:

  1. Показатели стиля взаимоотношений в семье.
  2.  Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их заменяющих).
  3.  Показатели сформированности и активизации (актуализации)  родительской позиции (негативной, позитивной).
  4.  Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих).

2.3.2. Методики исследования познавательной сферы

Возрастная группа 5-6 лет

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-

моторного восприятия»

3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

4. Методика П. Торренса

Возрастная группа 6-7 лет

1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе»

2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе»

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду»

4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня равзития зрительно-

моторного восприятия

5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта»

6. Методика П. Торренса

2.3.3. Методики изучения особенностей личности дошкольников

  • Методика «Несуществующее животное»
  • Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
  • Методика «Моя семья»
  • Тест Розенцвейга
  • Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ)
  • Тест на определение уровня притязаний ребенка
  • Методика родительских оценок притязаний
  • Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика

Торренса)

  • Опросник для определения сферы предпочтительных интересов
  • Графическая методика «Кактус»
  • Тест «Страхи в домике»
  • Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
  • Социометрия
  • Методика «Кинотеатр»
  • Методика «Паровозик»

2.3.4. Диагностика готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

Компоненты готовности к учебной деятельности

Критерии готовности к учебной деятельности

Методы исследования

1. Личностно-мотивационная готовность

1. Знания о школе.

Представление о школе: полнота и точность знаний, осознанность.

Индивидуальные беседы с детьми

2. Отношение к школе, обучению.

Желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника.

Тест  «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер).

Методика «Рисунок школы (А.И. Баркан).

3.Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности.

Поисковые задачи.

4.Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

Методика изучения типа общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина).

5.Уровень самооценки ребенка.

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).

6.Статус ребенка в коллективе.

Методика «Два дома» (М.И. Лисина).

7.Социальная приспособленность, особенности межличностных отношений.

Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля

2.Интеллектуаль

ная готовность

1.Качества мышления:

- умение анализировать;

- умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия, классифицировать, обобщать;

- умение пользоваться схемами и условными изображениями.

«Четвертый лишний»

«Простые аналогии», «Парные аналогии», «Разрезные картинки».

Методика»Лабиринт» (А.Л.Венгер).

2.Особенности памяти:

объем, прочность, точность

«Запомни картинки» (О.Н.Земцова).

«Запомни фигуры и нарисуй»

Тест «Пиктограмма» (А.Р.Лурия).

3.Особенности внимания:

устойчивость, объем, распределение, переключение, произвольность

Методики: «Треугольники», «Корректурные пробы», «Домик» (Н.И.Гуткина).

4.Особенности воображения

Методики «Дорисуй», «На что это похоже?».

3.Эмоционально-

волевой уровень

Волевая готовность

1.Произвольность действий и поведения

Наблюдение в разных видах деятельности

2.Формирование основных элементов волевого действия

Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин).

4.Психомоторное развитие

Развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации: точность движений, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

Методика «Дорожки» (А.Л.Венгер).

Пространственно-арифметический диктант.

2.4. Развивающая и коррекционная работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами,

их заменяющими.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с

группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей,

лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

2.4.1. Календарно – тематическое планирование коррекционно-развивающей работы  в подготовительной к школе группе «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет»

Тема

Цель

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Время проведения

Занятие № 1.

  1. Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.
  2. Знакомство со школьными правилами.
  3. Развитие произвольности поведения.
  4. Развитие тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.

Упр. «Вежливые слова»

Упр. «Школьные правила»

Игра «Трутень и пчелы»

Физкультминутка

Упр. на развитие тонкой моторики

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя ноября

Занятие №2.

  1. Повторение школьных правил.
  2. Развитие произвольного поведения.
  3. Развитие внимания и мышления.

4.   Развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.

Упр. «Вежливые слова – вежливые ответы»

Упр. «Школьные правила»

Упр. «Отгадывание загадок»

Игра «Пол – нос – потолок»

Физкультминутка

Упр. «Фигурки из счетных палочек – 1»

Упр. «Рисунок человека»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя ноября

Занятие №3.

  1. Развитие произвольного поведения
  2. Тренировка тонкой моторики.
  3. Диагностика работоспособности, внимания, пространственного восприятия.
  4. Развитие фонематического восприятия.

Упр. «Вежливость»

Упр. «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Корректурная проба»

Упр. на выявление пространственных представлений.

Физкультминутка

Упр. «Звуковые прятки»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя ноября

Занятие №4.

  1. Развитие внимания и произвольности.
  2. Развитие восприятия и мышления.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

Игра «Трутень и пчелы»

упр. «Потопаем – похлопаем»

Упр. «Складываем и считаем»

Физкультминутка

Упр. на развитие зрительно-моторной координации.

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя ноября

Занятие №5.

  1. Развитие групповой сплоченности.
  2. Тренировка тонкой моторики.
  3. Развитие слухо - моторной координации и внимания.
  4. Развитие кругозора, речи и мышления.

5.   Диагностика самооценки.

Игра «Паутинка»

Упр. «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «А в школе …»

Упр. «Цветные дорожки»

Физкультминутка

Диагностическое задание «Автопортрет»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя декабря

Занятие № 6.

  1. Развитие внимания и произвольности.
  2. Обучение работе в тетрадях.
  3. Тренировка тонкой моторики.
  4. Развитие понятийного мышления.

Упр. «Вежливые слова»

Упр. на развитие произвольности

Физкультминутка

Игра «Трутень и пчелы»

Упр. «Классификация»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя декабря

Занятие № 7.

  1. Развитие воображения и выразительных движений.
  2. Развитие произвольного поведения.
  3. Тренировка тонкой моторики.
  4. Развитие внимания и восприятия.

Упр. «Передаем по кругу»

Упр. «Говорит один – говорим хором»

Упр. «Фигурный диктант»

Физкультминутка

Упр. «Разрезные картинки»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя декабря

Занятие № 8.

  1. Развитие выразительности движений
  2. Развитие внимания и произвольности
  3. Тренировка тонкой моторики.
  4. Закрепление порядковых числительных.
  5. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги.
  6. Развитие логического мышления.

Игра «Изобразим животных»

Упражнение «Фигуры»

Упражнение «Говорит один – говорим хором»

Пальчиковая гимнастика

Упр. «Соединим точки по порядку»

Упр. «Фигурный диктант»

Физкультминутка

Упр. «Третий  - лишний»

Ритуал окончания. Рефлексия

4 неделя декабря

Занятие № 9.

  1. Развитие внимания и произвольности.
  2. Расширение кругозора и развитие речи.
  3. Тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности.
  4. Развитие пространственной ориентации.

Игра «Летает  - не летает»

Упр. «Фигуры»

Упр. «Разноцветные фигурки»

Физкультминутка

Упр. «Сортировка»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя января

Занятие № 10

  1. Развитие координации движений.
  2. Снятие мышечных зажимов.
  3. Тренировка умения работать по образцу.
  4. Развитие внимания и зрительно-моторной координации.
  5. Развитие речи, воображения и мышления.

Игра «Дотроньтесь до …»

Упр. «Марионетка»

Упр. «Сложим по образцу»

Физкультминутка

Упр. «Лежачая восьмерка»

Упр. «хорошо или плохо»

Пальчиковая гимнастика»

Ритуал окончания. Рефлексия

2 неделя января

Занятие № 11

  1. Развитие произвольного поведения и координации движения.
  2. Повышение уровня школьной компетентности.
  3. Развитие внимания и пространственной ориентации.
  4. Тренировка тонкой моторики.
  5. Развитие воображения и мышления.

Игра «Робот»

Упр. «Правильно – неправильно»

Упр. «Клеточный диктант»

Физкультминутка»

Упр. «Что в мешочках?»

Рисование «Подарок»

Ритуал окончания. Рефлексия

3 неделя января

Занятие № 12

  1. Развитие внимания и произвольного поведения.
  2. Знакомство с понятием «Симметрия».
  3. Развитие моторики и координации.
  4. Развитие конструктивного мышления.
  5.  Тренировка зрительной памяти.
  • Игра «Пол – нос – потолок»

Упр. «Симметрия»

Упр. «Ладонь – кулак – ребро»

Упр. «Что исчезло?»

Физкультминутка

Упр. «Фигурки из треугольников»

Ритуал окончания. Рефлексия

1 неделя февраля

2.4.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми групп с нарушением речи

Это направление работы включает:

  • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах (тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ);
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).

2.4.3. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы  в  старшей группе по программе

Н.Ю. Куражевойт «Цветик-семицветик»

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 5-6 лет логопедической группы.

Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Ноябрь

 Занятие №1

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков счета.

5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 Занятие №2 

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Совершенствование элементарных математических представлений.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 Занятие №3

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

 Занятие №4

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи расширение и (активизация словарного запаса,

совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Декабрь

         Занятие №5

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

         Занятие №6

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие речи и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №7

 1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Занятие №8 

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления речи (активизация и обогащение словарного запаса,

совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

4.Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Февраль 

         Занятие №1

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

         Занятие №2

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

 Занятие №3

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

 Занятие №4 

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Март 

Занятие №5

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

         Занятие №6

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №7

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков

монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Занятие №8

1. Развитие внимания и восприятия.

2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.

3. Развитие мимики и пантомимики.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

2.4.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы  в  подготовительной к школе  группе по программе М. Н. Ильиной, Л.Г. Парамоновой, Н. Я. Головневой,

Т. Г. Сырицо «Развитие интеллекта и навыков общения у детей»

Цель программы: развитие познавательных процессов, формирование

коммуникативных навыков. Подготовка к школе.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.

Октябрь

  Занятие №1 Знакомство

1. Повышение у детей уверенности в себе.

2. Сплочение группы.

         Занятие №2 Закрепление знакомства

1. Развитие произвольного внимания.

2. Развитие способности к переключению внимания.

3. Развитие памяти.

Занятие №3

1. Развитие произвольного внимания.

2. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

3.Развитие памяти и воображения.

         Занятие №4

 1. Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

2. Развитие внимания, быстроты мышления.

3. Развитие произвольного внимания.

4. Развитие воображения, речи.

Ноябрь 

Занятие №5

 1. Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения фонематического слуха.

2. Развитие внимания, речи, темпа мышления.

3. Развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности.

4. Развитие памяти, способности к переключению внимания.

5. Развитие наблюдательности.

         Занятие №6

 1. Развитие понятийного мышления.

2. Развитие слухового сосредоточения.

3. Развитие внимания, быстроты мышления.

Занятие №7 

1. Развитие внимания, быстроты мышления.

2. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Развитие способности к успокоению и организации.

5. Развитие памяти.

         

Занятие №8

1. Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

2. Развитие внимания, быстроты мышления, речи.

Декабрь

Занятие №9

1. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

2. Развитие способности к успокоению и организации.

3. Развитие внимания, воображения, мышления, речи.

 Занятие №10

1. Развитие воображения, памяти, мышления, речи.

2. Развитие слухового сосредоточения, мышления. Моторная разрядка.

2.5. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.        

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как

система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным

методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование

Задачи:

  • ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
  • своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
  • предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
  • составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
  • составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  • коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями,
  • педагогами.

Примерный перечень тем для психологического консультирования:

  • страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • спонтанная двигательная активность;
  • тревожность;
  • недостаточное развитие мелкой моторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • застенчивость;
  • нестабильность эмоционального состояния;
  • гиперактивность;
  • психологические проблемы детей с ОНР;
  • психологическая поддержка семьи;
  • роль игры в подготовке к школе;
  • система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в

поведении.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Учебно – методическое и информационное обеспечение программы

Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитная доска;
  • столы детские;
  • стулья детские;
  • песочница с подсветкой.

Консультативная зона включает в себя:

  • Рабочий стол педагога – психолога;
  • Шкаф для хранения документов;
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
  • Набор диагностических методик;
  • Ноутбук;
  • Принтер;
  • Телевизор;
  • Музыкальный центр

В кабинете педагога-психолога также имеются:

  • Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
  • Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • Шкаф  для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арцишевская, И.Л. «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет» –М.: Книголюб, 2009.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги.
  3. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками.
  4. Давыдова Ю. Как подготовить ребенка к школе.
  5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения.
  6. Кудрина Г.Я., Коваленко Г.Ф. «Школа душевных наук» уроки психологии в детском саду.
  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника.
  8. Калинина,   Р. Р., Психолого – педагогическая диагностика в детском саду-  СПб.: Речь,  2011.
  9. Куражева, Н.Ю., Вараева, Н.В., Тузаева, А.С., Козлова, И.А. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Цветик семицветик» (5-6 лет) - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  10.  Кумар В. Кто Я? Какой Я?
  11.  Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей.
  12.  Крылова Т.А. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей.
  13. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик» Программа эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.
  14. Лебедева А.И. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
  15. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг.
  16. Марцинковская, Т.Д.. Диагностика психического развития детей  -М.: Линка – Пресс, 1997.
  17. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.
  18.  Перькова О.И., Сазонова М.И. Интеллектуальный тренинг.
  19. Русаков С.А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.
  20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
  21. Рылеева Е.В. Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества.
  22. Свирская Л.А. Методика ведения педагогических наблюдений.
  23.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.
  24. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.
  25. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 2000.
  26. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. 
  27. Шорохова О.А. Играем в сказку.
  28. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.
  29. Шарохина, В.Л.  Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе - М.: Прометей; Книголюб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...