Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (в предметной области аттестуемого)
материал

Внеурочная деятельность в ДОУ направлена на реализацию следующих задач:

- создание единого пространства воспитательно-образовательного пространства в ДОУ;

- расширение мировоззрения и кругозора воспитанников;

- развитие мотивационной и познавательной сферы;

- предоставление возможности для самораскрытия и реализации личностных возможностей каждого ребенка. 

Внеурочный план составляю с учётом запросов и пожеланий родителей, а также возрастных и личностных особенностей детей. 

https://nsportal.ru/node/2939710 Фотоматериал по внеурочной деятельности

https://nsportal.ru/node/6724174 Экскурсии

https://nsportal.ru/node/6751356 Акции

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация «Как проводить Беседы о важном»

Содержание бесед – какие темы взять

Содержание «Бесед о важном» должно соответствовать направлениям воспитательной работы в детском саду. Согласно ФОП ДО теперь их семь. Темы бесед следует выбирать с учетом знаменательных дат, а также значимых для дошкольников событий в текущем году, так как образовательный процесс воспитатели организуют по календарно-тематическому плану.

Пример

Беседа «Богатыри – защитники земли Русской» ко Дню защитника Отечества познакомит детей с ценностью Родины. Дошкольникам, которые живут в тех же городах, что жили известные богатыри, беседа также демонстрирует ценность малой родины. Другие темы бесед смотрите далее.

 

+Важно оставить возможность педагогам и самим определять темы «Бесед о важном» с учетом регионального компонента: праздников, традиций, обычаев и героев своего региона. Они могут включить беседы в план воспитательной работы, проводить их в рамках тематических недель и дней. Примерные планы бесед в конце статьи.

 

Примерные темы «Бесед о важном» со старшими дошкольниками

 

 

Патриотическое направление воспитания
Ценности: большая и малая родина, природа

 

Богатыри — защитники земли Русской: 23 февраля — День защитника Отечества

Природа и климат России: 23 марта — Всемирный метеорологический день

Что такое большая и малая родина: 6 мая — День герба и флага Москвы

Защитники Отечества: 9 мая — День Победы

Золотое кольцо России: 12 июня — День России

Символы России: 22 августа — День Государственного флага РФ 

Семь чудес России: 4 ноября — День народного единства

Праздники России: 31 декабря — Новый год

 

Социальное направление воспитания
Ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество

 

Почему надо уметь мириться и договариваться: 17 февраля — Международный День спонтанного проявления доброты

Гостеприимство: 8 марта — Международный женский день

Моя семья, моя родословная: 15 мая — Международный день семьи

Как надо знакомиться:  9 июня — День друзей

Семейные праздники и традиции: 8 июля — Всероссийский день семьи, любви и верности

Забота о пожилых людях: 1 октября — Международный день пожилых людей

Чему папа меня научил: 3-е воскресенье октября — День отца  в России

Родители наших родителей: 28 октября — День бабушек и дедушек в России

Скажем мамам: «Спасибо!»Последнее воскресенье ноября — День матери

 

Духовно-нравственное направление воспитания
Ценности: жизнь, добро, милосердие

 

Как быть добрым: 17 февраля — Международный день спонтанного проявления доброты

Как поступать правильно в детском саду: 5 апреля — Международный день нравственности

Как взрослые помогают друг другу: 23 августа — День милосердия и благотворительности в России

 

Познавательное направление воспитания
Ценность: познание

 

Что мы знаем о науке и технике: 8 февраля — День Российской науки

Что мы знаем о космосе: 1 сентября — День знаний

Планета Земля — наш дом: 22 апреля — День Земли

Солнце и Солнечная система:  3 мая — Всемирный день солнца

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого -10 декабря — День прав человека.

 

Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценности: жизнь и здоровье

 

Папа, мама, я — спортивная семья: 7 апреля — День здоровья

Как заботиться о своем здоровье: 2 июня — День здорового питания

Спорт и витамины — наши друзья: 4 апреля — День витамина С
Международный день спорта на благо мира и развития:  6 апреля —

Службы помощи на страже здоровья: 3-е воскресенье июня — День медицинского работника

Олимпийские игры: 23 июня — Международный олимпийский день

Трудовое направление воспитания
Ценность: труд

 

Службы, помогающие людям в быту: 1 мая — Праздник Весны и Труда

Службы безопасности на улицах города:14 августа — Международный день правил дорожного движения

Кто нас окружает или кто работает в детском саду: 27 сентября — День воспитателя и всех дошкольных работников

Службы, которые помогают людям путешествовать: 27 сентября — Всемирный день туризма

Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии: 9 октября — Всемирный день почты

Службы, которые помогают людям совершать операции с деньгами: 4 декабря — Международный день банков

Службы спасения в чрезвычайных ситуациях (МЧС): 27 декабря — День спасателя Российской Федерации

 

Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности: культура и красота

 

Как появились театры,  и за что мы их любим: 27 марта Всемирный день театра

Какие бывают музеи: 18 мая — Международный день музеев

Кирилл и Мефодий — братья, которые научили славян читать и писать: 24 мая — День славянской письменности и культуры

Волшебный мир кино: 27 августа — День кино

Что такое музыка и как она рождается: 1 октября — День музыки

 

Правила педагогической беседы – как проводить

Начинать беседу следует с вопроса, который заинтересует детей.

Беседа – словесный, а именно диалогический метод обучения. Поэтому в ходе беседы важно учить воспитанников задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую, близкую или противоположную. Педагоги должны через диалог обогащать, уточнять и систематизировать знания и представления детей из повседневной жизни.

Педагогические беседы необходимо планировать. Сначала воспитатель определяет их цели и продумывает ход. Затем определяет, какие эмоциональные средства включить в беседу. Они воздействуют на умственную деятельность и эмоции детей.

 

Пример

В качестве эмоциональных средств педагог может использовать загадки, стихи, иллюстрации, пословицы. Каждое из этих средств должно быть связано с темой и содержанием беседы.

Методика, по которой педагог проводит беседу с дошкольниками, предполагает основные структурные элементы – вопрос и ответ. Начинать беседу следует с вопроса, который заинтересует детей. Вопросы воспитателя – ведущие, потому что задают ход диалога. Они должны быть разными по типу.

 

Пример

Вопросы, чтобы уточнить у детей информацию: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?». Вопросы, чтобы выяснить причину: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?». Вопросы, чтобы узнать точку зрения ребенка: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?». Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате? Почему?». Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?».

 

Если ребенок отвечает неправильно, педагог с помощью дополнительных вопросов раскрывает ошибку и подводит его к тому, чтобы он сам нашел верный ответ. Только после этого педагог задает следующий вопрос. Так дети учатся внимательно слушать вопросы, рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать свои представления. Дополнительные вопросы также помогают дошкольникам концентрироваться и не отходить от темы беседы.

Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь, побуждает высказываться, учит грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом важно поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.

В ходе беседы необходимо следить за дисциплиной. Задача педагога – учить дошкольников слушать и не перебивать друг друга, не повторять то, что уже сказали другие дети, тактично оценивать высказывания товарищей.

______________________________________

Источник

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №2 февраль 2023г.



Предварительный просмотр:

Методическое руководство к ознакомлению и проведению экскурсий в детском саду.

«Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают  привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

-  По содержанию;

-  По составу участников;

- ​ По месту проведения;

- ​ По способу передвижения;

-​  По форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

- Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- Литературные;

- Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

-  Городские (обзорные и тематические);

-  Заочные (видеосюжеты);

-  Загородные (автобусные и пешеходные);

-  Музейные

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

- Учебные;

-​ Экскурсии – прогулки

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

Структура экскурсии:

- вводная беседа;

- коллективное наблюдение;

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала;

- игры детей с собранным материалом;

          - заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:заранее найти место (Куда? Зачем?);  что рассказать, с чем познакомить;Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
            Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды

При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания

Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

- ​ Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;

- ​ Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;

- ​ Шутки, юмор;

- ​ Вопрос-ответ;

Основные методические приемы проведения экскурсий:

- Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);

-​ Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»);

-​ Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т.д.)

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице

Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом: а) Научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность знаний; д) Воспитывающий характер знаний

 

Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии  в детском саду

Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия   одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику её проведения.  Надеемся, что  составленные краткие рекомендации для воспитателей  помогут успешно спланировать и правильно организовать  экскурсию с детьми дошкольного возраста.

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте.

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ.

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»

5. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

6. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

7. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь.

8. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

9. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

10. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

11. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

12. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения.

13. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат!

 Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки,  экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!

Список литературы

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. - URL: gramoteyka.jimdo.com

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. - URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm

6. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд // Дошкольное воспитание. -2014. - № 4. - С.81 – 84.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

8. Иванова А.И., Масленникова Н.П., Крепышева Л.Е. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 56 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 34 – 36.

10. Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. - С. 31 - 33.

11. Майер А.А. Актуальные проблемы развития ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании. - СПб.: Детство - пресс. - 2013. - 216 с.

12. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (в предметной области аттестуемого).

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (в предметной области аттестуемого).https://nsportal.ru/node/6547905  -  Фото материал внеурочной деятельностиhttps://...

КОЛИЧЕСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ОЧНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ПЕДАГОГОМ (в предметной области аттестуемого)

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (в предметной области аттестуемого)....

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом...

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом с детьми

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом с детьми...

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий,реализуемых педагогом с родителями и детьми

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий,реализуемых педагогом с родителями и детьми...

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом с детьми.

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом с детьми....

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом.

Количество и разнообразие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом....