Игры в раннем возрасте
консультация
Предварительный просмотр:
В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.
1 ЭТАП - ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА (ОТ 2-3 МЕСЯЦЕВ ДО 8МЕС- 1,5 ЛЕТ)
ребенок играет
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия-операции с игрушкой.
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.
2 ЭТАП - ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА (ОКОЛО ГОДА)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий? наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной.
3 ЭТАП СЮЖЕТНО – ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА (ОКОЛО 2 ЛЕТ)
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.
В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
ребенок показывает Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет). Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр.
Так, например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.
Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в раннем возрасте или Учимся, играя
Игры в раннем возрасте или Учимся, играя Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтоб...
Предпосылки формирования игры детей раннего возраста.
Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготско...
«Учим играть детей раннего возраста»
руководство игрой с 1г. 6м. до 3 лет...
Процессуальная игра в раннем возрасте
Особенности развития ребёнка в ходе процессуальной игры....
Подвижные игры для раннего возраста 2-3 года. Играем вместе с родителями.
Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...