Программа саморазвития по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования произведений фольклора»
материал

Дюкина Юлия Владимировна

программа саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                               Утверждаю:

Старший воспитатель МБДОУ                                 Заведующий МБДОУ

детский сад № 27 "Сказка"                                        детский сад № 27  "Сказка"                              

____________Фролова Е.С.                                            __________Ильичева М. А.

        

     

Программа саморазвития педагога

Дюкиной Юлии Владимировны

на 2023 – 2024 учебный год

Тема:

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования произведений  фольклора»

                                              Г.о.г. Выкса, 2023 г

1. Пояснительная записка.

В современных условиях модернизации системы дошкольного образования  меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с этим саморазвитие педагога является важным составляющим фактором его деятельности.

Программа саморазвития  разработана для  повышения  профессиональной компетенции в вопросах духовно-нравственного воспитания  дошкольников. Срок реализации программы - 1 год.

2. Актуальность

Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В наши дни проблема духовно-нравственного воспитания становится еще более актуальной. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор. 

3.Цель программы 

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.

4.Задачи:

1.Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством фольклора;

2.Разработать проекты по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством использования фольклора;

3.Использовать в работе с детьми разработанные методические материалы;

4.Обогатить РППС группы;

5.Привлечь родителей к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством фольклора;

6.Транслировать полученный опыт среди педагогов ДОУ и в сетевых сообществах.

5.Ожидаемые результаты.

- Повышение собственной педагогической компетентности по вопросу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

- Серия проектов по данной теме;

- Обогащение РППС;

- Повышение компетентности родителей по теме;

- Распространение собственного педагогического опыта.

6. Этапы работы

Этапы работы

Содержание

Сроки выполнения

Результаты

1.

Организационный.

Определение и постановка задач по работе над данной темой

Август 2023

Определены этапы работы над темой.

Составлен план самообразования с учетом программы и годовых задач ДОУ.

2.

Образовательный.

Подобрать, ознакомиться и проанализировать методическую литературу по изучаемой теме:

1.Василенко, В. А. Детский фольклор

2.Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор

3.Гавриш, Н. В. Использование малых фольклорных форм 4.Ларионова, Д.Н. Устное народное творчество, как фактор социального и духовного развития личности ребенка

5.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников

6.Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе 8.Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста 9.Изучение материалов по теме на сайтах:

http://www.nsportal.ru

http://www.maam.ru

Сентябрь-октябрь  2023

Аналитическая справка по изученным материалам

3.

Практический.

Проведение диагностики нравственных чувств по методике «Сюжетные картинки», «Закончи историю».

Разработка конспекта проведения режимного момента «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди»

Апробация конспекта проведения режимного момента «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди»

Разработка конспекта проведения режимного момента «Чтение сказки Ютты Лангройтер и Штефани Дале «А дома лучше»»

Апробация конспекта проведения режимного момента «Чтение сказки Ютты Лангройтер и Штефани Дале «А дома лучше»»

Разработка проекта «Масленица»

Реализация проекта «Масленица»

Разработка летнего проекта «В гости сказка к нам пришла»

Реализация проекта «В гости сказка к нам пришла»

Обогащение РППС:

Изготовление серии лепбуков  

Сентябрь 2023

Октябрь  2023

Ноябрь 2023

Ноябрь

2023

Декабрь 2023

Февраль 2024

Март 2024

Май 2024

Июнь 2024 - июль 2024

В течение года

В течение года

Итоги диагностики

Конспект «Гуси-Лебеди»

Анализ проведения режимного момента

Конспект «А дома лучше»

Анализ проведения режимного момента

 на уровне ДОУ

Проект «Масленица

Фотоотчет

Проект «В гости сказка к нам пришла»

Фотоотчет

Приобретение атрибутов для игр-драматизаций, оформление выставки книг по русскому фольклору для детей, изготовление настольного, варежкового театра.

Лепбук «Фольклор», «Масленица», «Народные промыслы», «Народные игрушки»

Консультации для родителей:

В течение учебного года

Консультации:

 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,

«Детский фольклор», «Роль фольклора в воспитании детей»,

Праздник «Масленица»

Оформление буклетов: «Как выбирать детскую литературу для чтения дома»

Январь 2024г

Буклеты для родителей

4.

Аналитический.

Проведение  итоговой диагностики нравственных чувств

Май 2024

Результаты диагностики.

Выступление на заседании педагогического совета.

Сентябрь 2024

Текст выступления по результатам реализации летнего проекта: «В гости сказка к нам пришла».

5.

Результативный.

Трансляция опыта в педагогических интернет-сообществах

Март-сентябрь 2024

Публикации на сайтах

http://www.nsportal.ru

https://solncesvet.ru

Систематизация     методического  и игрового   материала  для дальнейшей работы.

Май-июнь 2024

Рекомендации для родителей на летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...