Программа саморазвития по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования произведений фольклора»
материал
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель МБДОУ Заведующий МБДОУ
детский сад № 27 "Сказка" детский сад № 27 "Сказка"
____________Фролова Е.С. __________Ильичева М. А.
Программа саморазвития педагога
Дюкиной Юлии Владимировны
на 2023 – 2024 учебный год
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования произведений фольклора»
Г.о.г. Выкса, 2023 г
1. Пояснительная записка.
В современных условиях модернизации системы дошкольного образования меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с этим саморазвитие педагога является важным составляющим фактором его деятельности.
Программа саморазвития разработана для повышения профессиональной компетенции в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Срок реализации программы - 1 год.
2. Актуальность
Одной из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая, культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В наши дни проблема духовно-нравственного воспитания становится еще более актуальной. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – одно из главных направлений духовно нравственного воспитания. Эффективным средством достижения данных целей является устное народное творчество, народный фольклор.
3.Цель программы
Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.
4.Задачи:
1.Изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством фольклора;
2.Разработать проекты по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством использования фольклора;
3.Использовать в работе с детьми разработанные методические материалы;
4.Обогатить РППС группы;
5.Привлечь родителей к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством фольклора;
6.Транслировать полученный опыт среди педагогов ДОУ и в сетевых сообществах.
5.Ожидаемые результаты.
- Повышение собственной педагогической компетентности по вопросу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
- Серия проектов по данной теме;
- Обогащение РППС;
- Повышение компетентности родителей по теме;
- Распространение собственного педагогического опыта.
6. Этапы работы
№ | Этапы работы | Содержание | Сроки выполнения | Результаты |
1. | Организационный. | Определение и постановка задач по работе над данной темой | Август 2023 | Определены этапы работы над темой. Составлен план самообразования с учетом программы и годовых задач ДОУ. |
2. | Образовательный. | Подобрать, ознакомиться и проанализировать методическую литературу по изучаемой теме: 1.Василенко, В. А. Детский фольклор 2.Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор 3.Гавриш, Н. В. Использование малых фольклорных форм 4.Ларионова, Д.Н. Устное народное творчество, как фактор социального и духовного развития личности ребенка 5.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников 6.Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе 8.Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста 9.Изучение материалов по теме на сайтах: http://www.nsportal.ru http://www.maam.ru | Сентябрь-октябрь 2023 | Аналитическая справка по изученным материалам |
3. | Практический. | Проведение диагностики нравственных чувств по методике «Сюжетные картинки», «Закончи историю». Разработка конспекта проведения режимного момента «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» Апробация конспекта проведения режимного момента «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» Разработка конспекта проведения режимного момента «Чтение сказки Ютты Лангройтер и Штефани Дале «А дома лучше»» Апробация конспекта проведения режимного момента «Чтение сказки Ютты Лангройтер и Штефани Дале «А дома лучше»» Разработка проекта «Масленица» Реализация проекта «Масленица» Разработка летнего проекта «В гости сказка к нам пришла» Реализация проекта «В гости сказка к нам пришла» Обогащение РППС: Изготовление серии лепбуков | Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Февраль 2024 Март 2024 Май 2024 Июнь 2024 - июль 2024 В течение года В течение года | Итоги диагностики Конспект «Гуси-Лебеди» Анализ проведения режимного момента Конспект «А дома лучше» Анализ проведения режимного момента на уровне ДОУ Проект «Масленица Фотоотчет Проект «В гости сказка к нам пришла» Фотоотчет Приобретение атрибутов для игр-драматизаций, оформление выставки книг по русскому фольклору для детей, изготовление настольного, варежкового театра. Лепбук «Фольклор», «Масленица», «Народные промыслы», «Народные игрушки» |
Консультации для родителей: | В течение учебного года | Консультации: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Детский фольклор», «Роль фольклора в воспитании детей», Праздник «Масленица» | ||
Оформление буклетов: «Как выбирать детскую литературу для чтения дома» | Январь 2024г | Буклеты для родителей | ||
4. | Аналитический. | Проведение итоговой диагностики нравственных чувств | Май 2024 | Результаты диагностики. |
Выступление на заседании педагогического совета. | Сентябрь 2024 | Текст выступления по результатам реализации летнего проекта: «В гости сказка к нам пришла». | ||
5. | Результативный. | Трансляция опыта в педагогических интернет-сообществах | Март-сентябрь 2024 | Публикации на сайтах https://solncesvet.ru |
Систематизация методического и игрового материала для дальнейшей работы. | Май-июнь 2024 | Рекомендации для родителей на летний период. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств. Вызвать интерес к сказкотерапии...
Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»
Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...