Пособие "Учимся играя"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ (ДО КСПК)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
ДЕТСКИЙ САД № 125
__________________________________________________________________________
664048, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 241, тел . (3952) 44-89-40
e-mail: mdou125irk@yandex.ru https://rused.ru/irk-mdou125
ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2023г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ г. Иркутска детским садом № 125 ________________ Л.А. Константинова Приказ № 14 п.2 от 31.08.2023г. |
Методическое пособие
«Учимся, играя»
на основе дидактической системы Ф. Фрёбеля
для детей 5-6лет
Авторы пособия:
Ващекина О.Д., воспитатель
Людвиг О.А., воспитатель
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2. Основная часть ………………………………………………………………………..6
3. Приложения…………………………………………………………………………....11
4. Список литературы…………………………………………………………………...25
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда призвана создавать условия для:
1.Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
2.Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
3.Формирования предпосылок учебной деятельности;
4.Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
5.Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
6.Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «Дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Актуальность
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» открывают новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации образовательных программ дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.
Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей.
Цель пособия: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка на основе дидактической системы Ф. Фрёбеля.
Задачи:
-Развивать игровую деятельность детей;
-Развивать продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
-Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира.
-Развивать речевые способности и умения;
-Формировать творческое воображение.
Принципы дидактической системы Ф. Фрёбеля:
1. Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
2. Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
3. Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.
4. Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
5. Принцип систематичности и последовательности - предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть предлагаемый материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Характеристика особенностей развития детей:
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
В этом возрасте интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить уже 5-9 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку в 5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В старшем возрасте ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова). Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Мышление – логическое. Способен, понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.
Происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.
В этом возрасте внимание становится все более устойчивым, важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по плану. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.
В 5-6 лет, важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению с взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах, стремятся получить новую информацию познавательного характера, главное не отмахиваться от детских вопросов, так как ребенок активно осваивает окружающий его мир.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, на замечания взрослых реагирует повышенной обидчивостью.
Важный показатель этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети, могут, критически относится к некоторым своим недостаткам, могут дать личностные характеристики своим сверстникам. Общение со сверстниками тесно объединено, в игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информаций, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточное сплоченное общество.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее. Слушая чтение книг, сопереживают, сочувствуют героям, обсуждают их действия.
Игра. Сюжетно ролевая игра достигает своего расцвета, в игре присутствует развернутая ролевая речь, обращение к другим участникам игры, при этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Действия в игре короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет.
В играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретённого при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Планируемые результаты
Для воспитанников 5-6лет:
1.Развитие сенсорных навыков, элементарных математических представлений, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти;
2.Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования;
3.Формирование координации движений, ловкости, мелкой моторики;
4.Понимание на слух текста художественного произведения;
5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей;
6.Формирование первичных представлений о себе и других людях.
Основная часть
Пособие ориентировано на детей 5-6 лет. Игровая образовательная деятельность проводится один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25 - 30 минут. Форма организации подгрупповая / индивидуальная. Организация игровой деятельности строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Описание и технические характеристики дидактической системы Ф. Фрёбеля
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1) Мячи разного цвета на ниточках;
2) Небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.;
4) Такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) Куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части;
6) Кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:
- Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей;
- Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Направления:
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Методические рекомендации по использованию дидактической системы Ф. Фрёбеля
Объекты
• Дети 5-6 лет.
• Семьи детей, посещающих детский сад.
• Педагогический персонал детского сада.
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | № занятия | Тема, цель ОД |
Сентябрь | 1 | Игра «Золушка» Цель. Приобщение воспитанников к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). |
2 | Игра «Для чего еще» Цель: развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. | |
3 | «Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице | |
4 | «Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память | |
Октябрь | 1 | Игра «Подарок» Цель. Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной деятельности детей. |
2 | «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки | |
3 | «Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность | |
4 | «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
5 | «В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности | |
Ноябрь | 1 | «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений |
2 | «На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира | |
3 | «Воздушный футбол» Цель: учить придавать движение шарику, развивать координацию движений | |
4 | «Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере) | |
5 | «Вверх дном» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира | |
Декабрь | 1 | «Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении |
2 | «Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения | |
3 | «Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
4 | «Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству | |
5 | Игра «Красная шапочка». Цель. Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности | |
Январь | 1 | «Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
2 | «Что было раньше?» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии | |
3 | «Спрятанная игрушка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики | |
4 | «За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции | |
5 | «Путешествие» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности | |
Февраль | 1 | «Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности |
2 | «В лес» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в природе | |
3 | «Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук | |
4 | Игра «Ее величество точка» Цель: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора. | |
Март | 1 | Игра «Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. |
2 | «Умею - не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи | |
3 | «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности | |
4 | «Пианино» Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте | |
Апрель | 1 | Игра «Волшебники» Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. |
2 | «Космос» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения | |
3 | Игра «Морские обитатели». Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. | |
4 | Игра «Путешествие» Цель. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. |
Приложение 1
1.«Цветные тела» - цилиндры, шары, кубы разного цвета, шнурок для нанизывания.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности. В фигурах есть отверстия, можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданной схеме.
2. Игра «Золушка»
Цель. Приобщение воспитанников к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).
Предварительная работа.
Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Золушка». Беседа по содержанию сказки Ш. Перро «Золушка». Чтение стихотворения Е. Благина «Про хрустальный башмачок.
Конструирование современных бытовых приборов, облегчающих труд «Золушек» из игровых наборов.
Ход.
Ребята, что это? (Туфелька) Как Вы думаете из какой сказки? А что случилось с героиней этой сказки? Как вы думаете почему Золушку называли Золушкой?
Воспитатель предлагает детям побыть в роли Золушки, а сама в роли –злой мачехи. Высыпает из наборов круги и полукруги и просит рассортировать предметы по одному или нескольким признакам.
Ребята, а как можно облегчить труд Золушки? Детям предлагается сконструировать современные бытовые приборы, облегчающие труд Золушки.
Рефлексия.
Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре? Как мы облегчили труд Золушки?
3.Игра «Подарок»
Цель. Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа. Выкладывание картинок из элементов на плоскости по образцу.
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была, -
А всё-таки подружке
Лягушку отдала. (Е. Благинина, «Подарок»)
Ход игры: «Я пришла к вам с подарками. У меня в руках вот какие красивые коробочки для всех вас». Идет по комнате, приговаривает: «пойду к Саше, Танечке, Наташе». Специально называются имена тех детей, которые в этот момент чем-то отвлечены. Затем подходит к самой большой группке детей и говорит: «Здравствуйте, дети! Я к вам пришла, вам подарки принесла. Этот подарок – Маше», – подает коробочку, делает паузу, чтобы понять, догадается ли ребенок сказать «спасибо» или он может просто забыть это сделать, так как увлечен игрой. Ведущий тогда напоминает: «Что нужно сказать, когда получаешь подарок?»
Раздает коробочки до тех пор, пока все дети не получат их. Важно не затягивать этот процесс. Ведущий: Вам понравились подарки? А вы, любите дарить подарки? Кто хочет сделать приятное своим друзьям и близким? Я предлагаю подарки сделать из игровых наборов «Дары Фрёбеля».
Дети выполняют. Далее обсуждается: что сделали? Кому? Почему?
Рефлексия. «Эмоции»
-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.
4. Игра «Красная шапочка».
Цель. Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.
Предварительная работа. Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Красная Шапочка». Беседа с детьми о важности помощи близким людям, пожилым, заболевшим. Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.
Обыгрывание ситуации «Встреча Волка с Красной Шапочкой». Оригами «Красная Шапочка».
Ход.
Иду через лес по тропинке,
Не ведая вовсе печали.
Несу я гостинцы в корзинке.
Кому? Вам уже рассказали?
У речки в соседней деревне
Стоит моей бабушки домик.
Мне птицы поют на деревьях
И все мне их песни знакомы.
Здесь прыгают с ветки на ветку
Бельчата и прячут под ёлкой
Свои непростые секреты.
Ох, только не встретить бы волка!
Ребята, о ком это? Ребята, а зачем Красная Шапочка пошла к бабушке? А почему важно помогать близким людям, пожилым, заболевшим? Как вы думаете правильно ли вела себя Красная Шапочка с волком? Интересно, а как выглядел дом бабушки и лес, в котором произошла эта ситуация? Я предлагаю вам построить из наборов декорации к этой сказке. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых наборов).
Ребята, как вы думаете, что было бы если Красная Шапочка была послушной девочкой и не стала разговаривать с волком. Каким был бы её путь? Кого она могла бы встретить в лесу? Как прошла бы встреча с бабушкой?
Рефлексия.
Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре?
5. Игра «Ее величество точка»
Цель: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Предварительная работа.
Презентация «Сказка про точку». Презентация «Картинная галерея».
Ход.
Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка. И на листе получается точка.
Ребята посмотрите, какой красивый у меня шар. Какой он? (Воспитатель отходит дальше) А теперь какой он? Правильно, наш шар превращается в точку.
Вы когда –ни будь были в картинной галереи? Как вы думаете, что находится в ней? Я предлагаю создать свои картины из точек и организовать картинную галерею. Для каждой картины необходимо придумать название.
Ребята, как вы думаете, кого можно пригласит в нашу галерею? Кто хочет начать экскурсию первым?
Дети выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных наборов.
Рефлексия.
После посещения «картинной галереи» дети могут нарисовать понравившуюся картину.
6.Игра «Пир на весь мир»
Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.
Ход деятельности:
- Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Ну конечно это….(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?-
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш….(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …. (дед)
Кто веселый карапуз-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой….(братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?-
Очень модная девчонка-
Моя старшая….(сестренка)
Воспитатель: - В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой - ни будь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.
- Мы салат для мам готовим.
- Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)
- Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)
- Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)
- Есть и зелень и салат (разводят руки в стороны)
- То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».
- Я обед готовить буду.
Достою свою посуду,
Вот кастрюля – суп сварился.
В этой миске винегрет.
Чай зелёный заварился.
Приходите на обед! (Р. Горенбургова).
Дети садятся за стол. Делают из наборов (мебель) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.
Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.
Рефлексия. «Солнышко»
Приложение 2
Технологическая карта
Тема занятия «Откуда берется мед»
Возрастная группа: средняя 4-5 лет
Культурная практика: «Познавательно - исследовательская деятельность»
Культурно-смысловой контекст: мнемокарты для уголка экспериментирования.
Цель: Формирование представлений детей о процессе изготовления меда пчелами, его свойствах в познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
-Обобщить и расширить знания детей о меде, его свойствах и пользе для здоровья;
-Узнать, какими способами можно исследовать свойства меда;
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Формировать представления о том, что пчелы — полезные насекомые
(собирают цветочный сок — нектар, из которого получается мёд);
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, умение высказывать
свои мысли.
Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиозапись «Звуки леса», умная пчелка мини-робот Веe - Воt, логические блоки, карточки со схемами, цветочки с красителем, баночка для меда, для экспериментирования на каждого ребенка: палочки, розетки с медом, салфетки, ватные шарики,
Предварительная работа:
-просмотр презентации «Эти удивительные насекомые - пчелы»;
- наблюдение за насекомыми в природе;
- рассматривание иллюстраций и картинок с изображением пчел;
- занятия «В мире насекомых»;
- чтение стихотворений о пчелах.
Планируемый результат:
1.Знать, называть 2-3 свойства меда и его пользы для здоровья.
2.Знать и применять 2-3 способа исследования меда
3.Понимать последовательность процесса изготовления меда.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Введение в ситуацию | Воспитатель вносит баночку с медом. Предлагает по запаху угадать, что в ней. -Что вы знаете о меде? (он сладкий) Сегодня я приглашаю вас в лабораторию для исследования свойства меда. | Дети пытаются по запаху определить содержимое баночки. Дети выяснили, что о меде они знают очень мало. |
Актуа- лизация умений | Воспитатель обращает внимание на емкости с медом и предлагает исследовать свойства меда. Знакомство со свойством меда (Вкус, запах, вязкость, липкость) | Дети исследуют мед: пробуют на вкус и запах. Затем обмакивают палец в мед, соединяют с другим пальцем и пытаются рассоединить их. Делают вывод: мед сладкий и липкий. Перемешивают мед палочкой и делают вывод: мед густой и вязкий. |
Затруд- нение в ситуа- ции | -Кто из вас знает, откуда берется мед? -Как и где можно узнать, об этом? Воспитатель предлагает вместе с роботом- «Умные пчелки» отправиться на цветочную полянку. Слайд «Пчелка собирает пыльцу» Задание 2«Собери нектар» - Правильно задать путь для умных пчелок вам помогут кубики со стрелками. -Пчелки собрали нектар и отправляются на пасеку и мы вместе с ними. Физминутка «Пчелки» | Дети затрудняются в ответе. Дети предлагают свои варианты: спросить у взрослых, посмотреть в интернете. Дети с помощью робота «Умные пчелки» отправляются на цветочную полянку. Дети рассматривают пчелку, которая собирает пыльцу. Помогают пчелкам собрать нектар, прокладывая маршрут с помощью кубиков до цветов. Выполняют физкультурную минутку. |
Откры- тие ново- гозна- ния | Беседа «Как пчелка делает мед» Педагог рассказывает о процессе сбора и изготовления пчелами меда. Знакомит с понятием «Пасека», «Улей», «Соты», «Нектар» Эксперимент с ватными шариками и красителем «Собираем пыльцу» Воспитатель выясняет знание детей о пользе меда. | Дети рассматривают слайд «Пчела собирает нектар», высказывают свои предположения, как пчелка собирает нектар. Слушают педагога о том, как пчелы делают мед. С помощью эксперимента, дети получают знание, как пчелка собирает пыльцу. Дети рассказывают о пользе меда для человека. |
Включение нового знания в систему знаний ребенка | Воспитатель обращает внимание на ульи в которых поломаны дверки и предлагает их отремонтировать, чтобы пчелки смогли попасть в свои ульи. Задание 3. «Логические блоки» - Оказывается двери у домиков пчел разного цвета, размера и формы. Найдите, пожалуйста, нужные фигуры и прикрепите к домику. Работа с Мнемокартой | Дети с помощью логических блоков ремонтируют дверки и помогают пчелкам попасть в свои ульи. Дети на мнемокарте прорисовывают последовательность создания меда. |
Осмысление | -Что нового вы узнали сегодня? -Что было самым интересным? - Что было самым трудным? Рефлексия «Настроение» Воспитатель предлагает детям дорисовать пчелке настроение. | Дети отвечают на вопросы. Дети дорисовывают настроение пчелке. |
Конспект «Использование Даров Фребеля в стране Математики».
Цель: развитие интереса к предмету математики с использованием Даров Фрёбеля на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательные.
Способствовать формированию умения применять математические знания и использовать игровой набор Фребеля .
Развивающие.
Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование, экспериментирование;
Развивать слуховое внимание, восприятие;
совершенствовать навыки устного счета до 10;
обобщать знания, касающихся геометрических фигур, расположение тел в пространстве.
Воспитательные.
Содействовать поддержанию интереса к математике;
Взаимодействия друг с другом на доброжелательной основе, воспитывать взаимопомощь.
Материал: Дары Фребеля, карточки с примерами, схемы, модульные геометрические фигуры, письмо, краски, салфетки, ноутбук, проектор, интерактивная доска, интерактивная песочница.
Ход занятия:
У нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Сегодня перед вами стоит непростая задача. Посмотрите по сторонам и скажите, что сегодня не так в нашей группе? Наша группа сегодня превратилась в царство геометрических фигур. Посмотрите, внимательно к фигурам прикреплены конверты, а в них задания. Давайте присядем за столы и будем начинать наше занятие. Мы будем сейчас выполнять наши задания, а для их выполнения нам будут помогать дары Фребеля. Для каждого задания я вам буду давать подсказки, чтобы вам было легче их выполнять.
Воспитатель: Ребята, все готовы выполнять задания?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам надо из наших мячиков сделать круг. Круг–это что?
Дети: Геометрическая фигура. А как можно сделать круг?
Дети: Нужно соединить мячики.
Воспитатель: И что у нас получилось?
Дети: Круг.
Воспитатель: И вот наше первое задания это фигура круг. Маршрут.
Воспитатель: Как мы попадем к этой фигуре?
Дети: ответ
Воспитатель: Читает письмо.
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Давайте попробуем. (Дети встают) Покажите свои буквы. Какое слово получилось?
Дети: Получилось слово «Квадрат»
Воспитатель: Я думаю, это наша подсказка. И следующая наша фигура «Квадрат». В каком направлении нам нужно пойти, чтоб прийти к квадрату?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Попробуем, дойдем или не дойдем? Пришли мы к нашему квадрату. И что там в нашем письме? И здесь у нас логические задачки. Если мы дадим правильные ответы на математические вопросы, то получим подсказку. Чтобы узнать, какая фигура следующая.
1) И так, сколько ушей у 4 мышей? (8) Я согласна.
2) Сколько ножек у двух стульев? (8) Правильно.
3) По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе? (3)….. Объясни, почему? (Воспитатель: т.е. у одного гуся две ноги)
4) На столе стоит 5 стаканов с компотом. Папа из одного стакана выпил компот, стакан поставил на стол. Сколько стаканов осталось на столе? (5)
5) На березе три толстых ветки. На каждой толстой ветке по три тоненьких веточки, на каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок растет на березе? (Ни сколько. Яблоки не растут на березе)
Воспитатель: Будьте внимательнее, у нас вопросы с подковыркой. Такие сложные, сложные.
6) Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько всего летело птиц? (3)
7) Сколько яиц можно съесть натощак ? (одно, второе будет не натощак)
8) А, теперь скажите, сколько будет у человека пальцев на руке, если он спрячет из них три? (2)
Воспитатель: Правильно. (Он три спрятал, осталось два пальца)
Воспитатель: Все разгадали, а теперь нужно прочитать слова и мы узнаем какая у на следующая фигура. Слайд
Воспитатель: Получилось? Полукруг. У нас есть такая фигура? В каком направлении нам надо пойти, чтоб попасть на полукруг?
Дети: прокладывают маршрут. И здесь нас ждут еще необычные задания. Воспитатель: Как вы думаете, что нам надо сделать в этом задании?
Дети: Провести эксперимент.
Воспитатель: Давайте вспомним, какое у нас сейчас занятие?
Дети: Математическое.
Воспитатель: А что у нас в математике есть?
Дети: Форма, цифры, фигуры.
Воспитатель: Давайте сейчас понаблюдаем, как вращаются на шнурке фигуры и сравним их действия при вращении.
Воспитатель: Какие выводы сделаем?
Дети: (шар, апельсин, куб сколько квадратов, цилиндр, бумага) Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму при вращении, в отличии от куба и цилиндра.
Воспитатель: Ребята, а что с кубом происходит?
Дети: Куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Воспитатель: Я совершенно согласна. И следующая наша фигура «Цилиндр». Мы можем найти в нашей группе цилиндр?
Дети: Да
Воспитатель: Как нам надо до него добраться?
Дети: Повернуться вперед и пойти прямо, повернуться налево и пойти вперед.
Воспитатель: И вот теперь мы попали к нашей следующей фигуре «Цилиндр». У цилиндра нас ждёт тоже задания для самых внимательных. Объясняю правила. На нашей доске я выложу схему, которая будет на доске, пока я досчитаю до 7. Вам надо в это время запомнить схему, а потом при помощи геометрических фигур отобразить у себя на листе. Все готовы? Включаю (воспитатель тихо считает до 7 и выключает схему.) Дети работают самостоятельно. У кого одна ошибка? И так, мы сейчас потренировались. Следующая будет схема, чтоб все выполнили правильно. Готовы? (Воспитатель считает1-7) Не забывайте, у вас должен совпадать цвет, форма и место положения. Проверяем. У кого ни одной ошибки?
Большинство из вас справились, но были ошибки. Что вам было трудно в этом задании? (Запомнить цвет, место расположения, форму)
Воспитатель: И у нас осталось еще одно задание. Посмотрите внимательно по сторонам, какая фигура с конвертам осталась? «Треугольник». Куда же нам надо пойти?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Физ. минутка:
1,2,3,4,5 все умеем мы считать –
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться разогнуться.
Три! В ладоши 3 хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - на стульчик тихо сесть.
А теперь приступим к заданию. Перед вами на столе карандаши, бумага. Умеете с этим обращаться? Сейчас даю вам математические задания. Выбираем любой цвет карандаш, какой вам понравится, и делаем трапецию. Что такое трапеция кто мне ответит? Сейчас надо дорисовать две линии так, чтоб получилось три треугольника. Теперь надо добавить еще две линии, чтоб получился один большой треугольник. А теперь дорисовать еще две большие линии, чтобы получился один большой ромб. У всех получился ромб?
Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие, скажите, у кого-то возникли трудности при выполнении заданий?
Давайте мы с вами вспомним, какие фигуры мы сегодня с вами повторили?
Дети: Круг, квадрат, полукруг, цилиндр, треугольник, ромб.
Воспитатель: Согласна.И еще один небольшой момент.А с каким настроением вы сегодня работали? Давайте каждый из вас выберет себе настроение.
Разовый цветок – веселое настроение
Желтый – грустное настроение
Конспект «Знакомство с солнечной системой»
Тема занятия: «Знакомство с солнечной системой»
Возрастная группа старшая группа 5-6 лет.
Культурная практика: продуктивная
Цель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знание детей о космосе.
Задачи:
- Познакомить детей с планетами Солнечной системы. Формировать у детей представление о целостной картины мира, расширять кругозора.
- Пробуждать интерес к познанию космоса.
-Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение.
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Игры и рассказы о космосе», «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия». Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. «Солнечная система»- лепка. Просмотр презентаций и видео о космосе. Рассматривания плаката «Космос», Разучивание физминутки. Проведение экспериментов «День-ночь», «Откуда на луне ямы», «Как движутся планеты»
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, слайды: «Обсерватория», «Звездное небо», «Солнечная система», «Следы на планете», фонарь, конверт.Наборы Даров Фрёбеля. Диск с записью космической музыки, звуковой эффект «взлет ракеты»
Дети стоят перед интерактивной доской. Педагог обращает внимание на изображение.
Слайд 1.
- Ребята скажите, что это за место? (обсерватория)Как вы узнали?
И что там делают? (ответы детей)
Посмотрю сейчас на небо
Я в огромный телескоп.
И увижу то, что раньше
Я увидеть бы не смог
-И сегодня я приглашаю вас в обсерваторию для наблюдения за планетами и звездами. (Дети садятся за столы).
-Для наблюдения за звездами нужен зоркий глаз
Физминутка для глаз.
Слайд2 «Звездное небо»
-Люди с давних времён в разное время суток любовались небом, давайте мы тоже посмотрим .
-Что вы видите на небе? Что такое звезды? Что вы можете сказать про них? (ответы детей)
-В какое время суток можно увидеть звезды?
Слайд 3- «Дневное небо»
-Конечно, звезды хорошо виды темной ночью, но вот наступило утро и они, исчезли. Куда же пропали звезды? (ответы детей)
- Нет ребята звезды никуда не исчезают, они так -же светятся на небе. Но мы их не видим. Может, вы знаете, почему? Тогда мы сейчас с вами и узнаем.
Опыт №1 «Дневные звезды»
-Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становиться хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
-Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находиться зажженный фонарик, но видно их становиться только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи.
А сейчас я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в космос, чтобы узнать все подробнее. На чем совершают космические путешествия? Какие летательные аппараты вы еще знаете? Почему мы не можем полететь в космос на самолете или вертолете? Поэтому конструкторы для полетов в космос придумали и сконструировали ракету. Вы знаете, что такое космодром? (это место откуда запускают ракеты). Тогда мы отправляемся на космодром, где мы построим свою ракету для полета в космос.
Задание 1. Выложи ракету (Дары Фребеля)
Итак, наши ракеты готовы ….
Мы немножко устали, и я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка«Полет в космос»
-Предлагаю продолжить наше наблюдение в космосе. Наши ракеты готовы и ждут нас для полета.
-Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет! Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7, 6… .1! Пуск! (Взлет ракеты звук.эффект).
-Как вы думаете, что еще можно увидеть в космосе?
-Конечно планеты.
Слайд 4 «Солнечная система»
У нас за иллюминатором замечательный вид. Это планеты и солнце. Планеты и солнце напоминают дружную семью, которая называется -…..(Солнечной системой).
Слайд 5
Обратите внимание на то, что все планеты движутся по своей дорожке- орбите и вертятся вокруг солнца. А что произойдет, если планета сойдет со своей орбиты? (ответы детей)
-Можно провести опыт, чтобы это узнать. Шарики - это планеты, ниточки – орбиты.)
- Что произойдет с шариками – планетами, если оторвется ниточка? (они упадут).
Правильно, так может произойти и с планетами. Вы можете проверить это.
Эксперимент «Шарики на ниточках» с Дарами Фрёбеля .
-. Ребята посмотрите, все планеты одинаковы? Чем отличаются?(они большие и маленькие, разных цветов, круглые)
- Сколько всего планет? Посчитайте их.
-У каждой планеты свое имя.
По порядку все планеты
Назовет любой из вас.
Раз- Меркурий
Два- Венера
Три – Земля
Четыре- Марс
Пять- Юпитер
Шесть- Сатурн
Семь- Уран
За ним НептунОн идет восьмым по счету
А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон
Рассказ воспитателя о планетах.
Первая планета от солнца называется Меркурий. Она быстрее всех планет вертится вокруг солнца. Вторая планета- Венера на ней очень жарко и идут кислотные дожди. Это ребята Земля, какая она по счету( 3) На Земле есть жизнь, растут растения, живет люди, животные потому что на планете есть вода. А это Марс четвертая планета по счету. Ее еще называют Красная планета, потому что она покрыта красной пылью, нет воды и нет жизни. Это Юпитер, пятая планета, самая большая планета в нашей солнечной системе называют ее еще планета гигант. Шестая планета Сатурн она имеет кольца, которые вертятся вокруг планеты и состоят из камней и льда. Уран, Нептун седьмая и восьмая планеты состоят изо льда и камней там вечный холод. Плутон медленней других планет вертится вокруг солнца и что бы увидеть его, нужен большой телескоп.
-Сколько планет я насчитала?Назовите их.
-Ребята, чтобы запомнить, как расположены планеты мы с вами можем воссоздать солнечную систему с помощью Даров Фребеля. Сначала определим место солнца, а затем вокруг будем выкладывать планеты.
Задание1 «Солнечная система»
(дети на столах из Даров Фребеля выкладывают систему из планет, находя характерные свойства: цвет, кольцо Сатурна, и т.д.)
Слайд 6
- Я вижу планету, наверно это Юпитер, а может Марс. И я вижу там, чьи - то следы. Как вы думаете, чьи это следы? (инопланетян). Как они могут выглядеть? А вы можете придумать своих инопланетян. Перед вами лежат фигуры, какие?
Задание 2 «Инопланетяне»
(самостоятельная работа детей с Дарами Фрёбеля).
Какие замечательные инопланетяне у вас получились. Как мы назовем жителей планеты Марс? (марсиане) А жителей Земли? (земляне). Правильно мы с вами земляне.
(Слайд - 7)(космическая музыка)
Нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1 Земля!
- Вот мы с вами и на Земле. Чем запомнилось вам путешествие? А что именно понравилось? Что нового и интересного вы узнали о солнечной системе? Какая планета вам показалась самой загадочной? Какая планета самая лучшая и почему? Планета Земля, на которой мы живем - самая главная, самая красивая, потому, что является нашим домом. Землю нужно беречь и любить. И может быть через много лет кто - то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет «Как прекрасна наша Земля!
Конспект «Построим новый дом»
Тема занятия «Построим новый дом»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет
Культурная практика: «Социально–коммуникативное», «Познавательное развитие», «Конструктивная деятельность»
Культурно- смысловой контекст: постройка домиков для сказочных героев
Цель: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; пополнить знания о конструкциях домов.
Задачи:
- Формировать умение сооружать постройку дома по замыслу из разного строительного материала.
- Продолжать развивать умение различать и называть строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина);
- Расширять знания детей о домах и их архитектурных особенностях (колонна, балкон, крыша, крыльцо и. т.д.)
- Воспитывать желание работать в команде, умение договариваться.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Строители», чтение стихотворения «Кем быть? » В. В. Маяковского, «Есть у каждого свой дом» С.Сон. Рассматривание иллюстраций и картин «Дома нашего города», чтение р. н. сказок «Теремок», « Три поросенка», «Заюшкина избушка», просмотр презентации «Какие разные дома», «Сказка про архитектора». Разучивание физминутки «Мы построим новый дом…». Знакомство со схемами, архитектурными элементами.
Оборудование и материал:
Интерактивная доска, презентация, Дары Фребеля, схемы
Планируемые результаты: ребенок проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к конструировании. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята я узнала, что в сказочном лесу что-то случилось.
Давайте посмотрим и узнаем.
Слайд 1На поляночке лесной
Стоял домик расписной.
Был не низок, не высок,
Всех зверушек спрятать мог!
Жили там зверушки: мышка, зайка да лягушка, волк да лиса
Но случилась там беда…..
Слайд 2-Что же там случилось? (ответы детей)
- Да, ребята жалко их, остались они без домика.
-В каких сказках еще звери потеряли свои домики? (Заюшкина избушка, Три поросенка).
Слайд 3
-Что такое избушка, теремок? (такие дома)
-Что, произошло в этих сказках? (ответы детей)
- Почему так произошло?( Были не прочные, они не умели строить дома)
-А почему у Наф-Нафа дом не развалился? (он был крепкий)
- Из чего лучше строить дома, чтоб они были крепкие и надежные? (Кирпича, дерева)
- Они умели строить дома? Нет.
- Как мы можем помочь зверям? ( Построить новый дом )
-А вы умеете строить дома?
- Кто нам может помочь построить дома правильно, чтоб они были надежные? (архитектор)
-Кто такой архитектор и что он делает?
-Правильно ребята: есть такая профессия «архитектор», еще его называют художник-строитель, который создает вначале дома на бумаге. Рисует, делает чертеж, подбирает материал и называется это - проект дома.
-Я обратилась за помощью к одному архитектору, и он приготовил рисунки и схемы домов. Давайте мы их рассмотрим.
Рассматривание иллюстраций с различными видами зданий.
Слайд4.
-Что общего есть у всех домов?- фундамент, корпус, крыша, окна, двери.
-Чем они отличаются? (Есть балконы, крылечки, арки, колонны, разные окна и крыши, перила)
-С чего надо начинать строить? (с фундамента), затем…( стены)
-Чтобы строение было прочным, нужно от стены до стены класть….. перекладины.
-А чтобы дом был красивый и отличался от других, можно добавить …. архитектурные элементы.
-Давайте расскажем, как мы будем строить.
Физминутка.
Мы построим новый дом. (стучат кулак об кулак)
Чтобы звери жили в нем. (показать крышу)
Будет в нем фундамент крепкий (приседают и показывают руками)
Кирпичи положим в ряд, стены ровные стоят. (Стоят смирно)
Посчитаем этажи -1,2.3, а для прочности перекладины клади. (считают, руки перед собой- полочкой)
Будут окна, будет дверь (показывают окна, дверь)
Не ворвется страшный зверь.
Слайд 5, 6 деревянный конструктор, Дары Фребеля
-Чтобы построить дом надо знать детали из чего он будет построен.
Дидактическая игра «Назови детали, необходимые для постройки»
(Кубики, кирпичики, призма, цилиндр, арки, конус, пластины, блоки.)
Практическая часть за столами и у доски.
-Вы можете построить по схеме или по замыслу т.е свое здание, выбрав по желанию мелкий деревянный строительный конструктор, Дары Фребеля.
- Аккуратно располагайте строительный материал при строительстве дома, чтобы постройка была прочной.
Какие дома вы построили. Молодцы! А теперь расскажите, какие дома у вас получились. Рассказы детей.
Рефлексия: чем вы сегодня занимались?
Что нового вы узнали о строительстве домов?
Что в работе было интересного, а в чем испытывали затруднение?
Список литературы
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...