«Организация предметно-пространственной среды группы, посредством бережливых технологий»
материал
“Бережливость — важный источник благосостояния” (Цицерон)
«Бережливость» - это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка»
г. Губкина, Белгородской области
«Организация предметно-пространственной среды группы, посредством бережливых технологий»
Подготовила: Жеребцова Е. Ю.
г. Губкин 2021
“Бережливость — важный источник благосостояния” (Цицерон)
«Бережливость» - это моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности. Одной из важных задач на современном этапе развития образования является формирование основ бережливости у воспитанников.
Воспитание бережливости – одна из существенных сторон в воспитании ребенка. В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние народа, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.
Важно сформировать у детей умение понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, уважать людей, умеющих трудится. С ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия. У детей должны быть сформированы начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения являются частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания РППС при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации образовательной программы. Мы хотим показать, как используем инструменты бережливых технологий в организации развивающей среды группы.
Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе. Организация рабочего пространства (5S). Система 5S служит для организации и рационализации рабочего места или пространства, суть которой заключается в сортировке, соблюдении порядка, содержании в чистоте, стандартизации и совершенствовании установленных правил, процедур и технологических операций. Данный инструмент позволяет организовать рабочее пространство таким образом, чтобы сделать его рациональным.
Система 5S состоит из пяти шагов:
- Сэйри (сортировка) – все вещи делятся на необходимые и лишние. От последних избавляются.
- Сэйтон (соблюдение порядка) – хранение необходимых вещей организуется таким образом, чтобы их было легко отыскать, использовать по назначению и вернуть на место.
- Сэйсо (содержание в чистоте) – рабочее пространство должно быть тщательно прибрано. Сэйкэцу (стандартизация или поддержание порядка) – это условие нужно для того, чтобы выполнялись первые три правила.
- Сицукэ (совершенствование, появление привычки) – формируется привычка придерживаться установленных правил, технологий и процедур.
Использование стандартизации деятельности позволяет упорядочить процессы, закрепить наиболее оптимальные алгоритмы и процедуры.
Алгоритм «Заправления кровати», который помогает ребенку запомнить определенную последовательность (поправить простынь, заправить одеяло и т. д.). Сначала этот алгоритм идет как подсказка, выработка навыка (он есть в изголовье на каждой кроватке, а затем дети самостоятельно по памяти справляются с данным процессом.
Алгоритм «Укладывание и расположение вещей в детском шкафчике» помогает закрепить у детей навыки правильного, быстрого и аккуратного складывания вещей, раскладывания их в определенные места шкафчика. Схема имеется на внутренней стороне дверки каждого шкафчика.
Алгоритм «Моем руки правильно» используется в каждом детском саду, поэтому останавливаться подробно не буду.
Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей от части хлопот.
Следующий инструмент, который мы используем в организации развивающей среды – это визуализация( посмотрел, вспомнил, повторил в действии.) Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и т. п.
Алгоритм «Ухода за комнатными растениями», который напоминает детям, о том как необходимо ухаживать за тем или иным растением (например: фиалке необходимо…
Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его контур. Мы столкнулись с такой проблемой, после организованной деятельности все материалы необходимо сложить в определённое место, но всегда это получалось хаотично. Мы нашли такое решение - по контуру обвели тетрадь, коробку карандашей, дно подстаканников, контуры помогают детям аккуратно сложить материал.
Такая же проблема была, как сложить посуду после еды. Мы нас стол приклеили трафареты (для салфетки, суповой тарелки, тарелка для второго, поднос для бокалов и т. д.). Но т. к. все столы используются для образовательной деятельности, мы перенесли данные трафареты на клеенку, которую используем по мере необходимости.
Следующий инструмент - зонирование – это выделение и разметка специальных зон для размещения предметов определенного вида. Для наведения определенного порядка, мы решили на веранде выделить места для транспортных средств и место для спокойных игр детей. В групповой комнате также условно обозначены уголки для мальчиков и для девочек. Так же игры и полочки обозначили цветной картинкой. Когда ребенок взял ту или иную игру ставит ее на место, а помогают ему в этом условные обозначения.
Метод дорожных знаков - это графические указатели, информирующие о расположении помещений, оборудования, инструментов и материалов, маршрутах и направлениях движения в здании и т. п. Кабинки в туалетной комнате мы распределили для мальчиков и для девочек, повесив соответствующие значки. Во-первых - это ускоряет процесс похода в туалет, во-вторых, мальчики и девочки в этом возрасте уже осознают свою разнополость, в – третьих - это способствует соблюдению личной гигиены
Значок «Капелька воды» нужен для того, чтобы дети экономили воду: включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца. Такие же подобные значки есть в буфетной, как напоминание для помощника воспитателя.
В образовательной деятельности мы используем игровой персонаж - куклу SOS. Она появляется в том месте, где есть неполадки в группе.
Благодаря внедрению бережливых технологий дети свободно ориентируются в группе (каждая вещь на своём месте, дети приучаются к аккуратности и т. д.).
Вместе с тем, среда образовательного учреждения не является единственной, сознательно формируемой для воспитания ребенка. Значимыми факторами являются уклад жизни в семье, социально-бытовые условия, экономическая ситуация в обществе и государстве.
Родители приняли нововведения и благодарны за них. Постигнутые навыки дети применяют и дома. Дети стали более собранными и приобщаются к порядку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ
ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...
Представление опыта: «Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ»
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-п...
Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы
Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной...
Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в детском саду
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя...
Роль инновационных технологий Лего в организации предметно-пространственной развивающей среды
LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка....
Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"
Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодейс...