Роль современных игровых технологий в развитии речи дошкольников
консультация

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактическая игра; театрализованные игры; пальчиковые игры; игровые приемы при заучивании стихотворений; игровые приемы при развитии звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igrovye_tehnologii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль современных игровых технологий в развитии речи дошкольников»

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет).

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей мы применяем игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей.

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактическая игра; театрализованные игры; пальчиковые игры; игровые приемы при заучивании стихотворений; игровые приемы при развитии звуковой культуры речи.

Какие же технологии мы используем в своей работе?

Дидактическая игра: является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

На практике все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры. В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста» самостоятельно, создает образ с помощью комплекса средством вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.

Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

При заучивании стихотворения эффективно используются игровые приемы: сочинительство, (синквейн), сказкотерапия (сочинении детьми сказок). Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов дети учатся не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Мы  отмечаем, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное. Им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна помогает развить речь и мышление.

Сочинение сказок любимое занятие наших детей: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если…?» (сюжет задает воспитатель); «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад)…

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...

"Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении....

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/...

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольниковРазделы: Работа с дошкольникамиКлючевые слова: игровые технологии, развитие речи, развитие речевой деятельностиАктуальность (условия формиров...