«Познаем мир - все вместе!».
методическая разработка
В данной статье дается описание опыта работы педагогов по внегрупповому пространству, как части развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которая направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Главная идея статьи - раскрыть сущность долгосрочного проекта по внегрупповому пространству в ДОО, и описать эффективные формы воспитательно-образовательной работы, направленные на взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в рамках внегруппового пространства созданного в ДОО.
Ключевые слова: ФОП ДО, ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда, внегрупповое пространство, образовательные площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznaem_mir_vmeste.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Познаем мир - все вместе!».
Петрова Ольга Васильевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок», город Лесосибирск
Безруких Юлия Васильевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок», город Лесосибирск
Аннотация
В данной статье дается описание опыта работы педагогов по внегрупповому пространству, как части развивающей предметно-пространственной среды детского сада, которая направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Главная идея статьи - раскрыть сущность долгосрочного проекта по внегрупповому пространству в ДОО, и описать эффективные формы воспитательно-образовательной работы, направленные на взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в рамках внегруппового пространства созданного в ДОО.
Ключевые слова: ФОП ДО, ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда, внегрупповое пространство, образовательные площадки.
В настоящее время основными документами, в которых определены обязательные требования к дошкольному образованию, в частности к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО, являются ФОП ДО и ФГОС ДО [4,5].
Исходя из требований, изложенных в данных документах, задача ДОО создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая бы отвечала запросу всех участников образовательного процесса, и способствовала положительному результату развития ДОО в целом.
Делая анализ опыта работы по данному вопросу, мы отметили, что важнейшим способом развития ДОО, является сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей), где родители (законные представители) - не пассивные наблюдатели, а являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
На основе выше изложенного, в нашем детском саду данную проблему мы решаем с помощью развивающей предметно-пространственной среды созданной в ДОО.
С сентября 2022 года, мы реализуем долгосрочный проект по внегрупповому пространству - это несколько деятельностных образовательных площадок, позволяющих проводить разнообразную деятельность, разновозрастное общение воспитанников, а также встречи с семьями воспитанников.
Говоря о значении понятия «внегрупповое пространство», мы имеем в виду специально созданные образовательные площадки, представленные вне групп ДОО, которые имеют свое название, цель и задачи, которые направлены не только на образовательную деятельность с детьми, но и на взаимодействие с семьями воспитанников.
Цель: вовлечение всех участников образовательного процесса в единое образовательное пространство и установление с семьями воспитанников партнерских отношений, через эффективные формы работы в воспитательно-образовательных мероприятиях ДОО.
Задачи:
- использовать возможности здания ДОО для расширения образовательного пространства дошкольников;
- повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах психолого-педагогического сопровождения, заинтересованности и успеха своих детей, через разные формы работы во внегрупповом пространстве;
- способствовать укреплению детско-родительских отношений, обогащение совместным опытом деятельности, через совместное творчество и познавательную деятельность;
- включать разные формы работы: мастер-классы; квесты; детско-детские, детско-взрослые проекты; творческие мастерские, выставки-презентации; способствующие проявлению у дошкольников самостоятельности, самовыражения, развития коммуникативных навыков, познавательной и творческой активности;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;
- обеспечить сотрудничество педагогов с родителями (законными представителями) для комфортной, насыщенной внегрупповой среды ДОО и выработать общие подходы к ее освоению с детьми.
На данный момент в детском саду создано четыре образовательных площадки, ниже мы приведем их описание.
«Счастливое детство» - направленно на создание благоприятной доброжелательной атмосферы, через различные игры. Дети и взрослые могут пускать мыльные пузыри, с помощью карусели совершить путешествие в мир разнообразных игр, загадок, запустить солнечного зайчика, поиграть с заводными игрушками, посоревноваться с ними, найти домик для каждой игрушки, в волшебный мешочек для друзей и близких оставить добрые пожелания.
«Культурное детство» и «Талантливое детство» - создано для развития у дошкольников познавательного интереса к изучению родного города, уважение к своей семье, малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей. В данном пространстве дети совместно со взрослыми могут совершить виртуальные экскурсии с помощью QR-кодов, путешествие по магнитной карте Сибирири.
«Предприимчивое детство» - позволяет погрузиться в практические ситуации: профориентационные минутки «В мире профессий»; «профессиональные мини-пробы», где дети и их родители (законные представители) включаются в профессиональную деятельность и пробуют себя в роли: экскурсовода, аниматора, художника - оформителя и дизайнера; разработка рекламы, презентация профессии, продукта деятельности.
«Любознательное детство» - на данной образовательной площадке дети совместно с родителями (законными представителями) могут поиграть в настенные шахматы, построить из LEGO. В лаборатории поэкспериментировать и провести опыты.
Каждое образовательное пространство является открытым, свободным, находится в доступном и интерактивном состоянии, где имеется оборудование, игры, развивающие пособия, побуждающие детей к развитию и активному общению и взаимодействию как с детьми так и со взрослыми.
Для размещения продуктов детской деятельности имеется наличие выставочного пространства (полок, магнитных досок, стена творчества). Для хранения дидактических игр, пособий, литературы, материалов творчества изготовлены пуфики, на которых можно посидеть и заняться любимым делом.
Для поддержания интереса семей воспитанников к деятельности во внерупповом пространстве имеется «Информационное поле», в котором размещаются: афиши, реклама или информационные письма (кто приглашает, куда, когда и где будет проходить акция, мастер-класс, выставка, опрос и др.). Материал меняется в зависимости от изучаемых тем недели, значимых дат в соответствии государственными и календарными праздниками.
Во внегрупповом пространстве активно используется «Почтовый ящик», который предназначен для обратной связи с родителями, где они могут изложить свои идеи и предложения по проведению мероприятий в каком - либо пространстве, обратиться с интересующими их вопросами.
Возможности использования внегруппового пространства:
- по плану работы творческих групп, через разные формы работы: конкурсы, выставки, турниры, развлечения, викторины, акции, мастер-классы, квесты, проекты;
- специально-организованная образовательная деятельность с детьми в рамках комплексно-тематического планирования и свободная деятельность детей, время для которой предусмотрено в режиме дня каждой возрастной группы;
- «родительский час» - проходит во второй половине дня в определенное время (с 16.30-17.30), без вмешательства со стороны педагогов. В данное время используются материалы по собственному усмотрению семей воспитанников, исходя из интересов детей, а также могут объединиться несколько семей для проведения шахматных турниров, решения кроссвордов, проведения опытов, создания нового изобретения, провести аукцион идей.
Тематика организуемых мероприятий во негрупповом пространстве на образовательных площадках посвящается важным событиям жизни детского сада, значимым событиям, города, края страны с учетом перечня государственных праздников, обозначенных в ФОП ДО.
Исходя из опыта работы педагогов во внегрупповом пространстве, можно выделить следующие эффективные формы работы с семьями воспитанников:
1. творческая гостиная - предполагает взаимодействие, где семьям воспитанников отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива, самостоятельность, а педагоги ДОО выполняют роль консультанта.
2. выставки - семьи воспитанников демонстрируют результаты своего творчества, обмениваются личным опытом, рассказывают о семейных традициях («Мама, папа на работе», «Крепкая семья - сильная Россия!», «Мамины руки-не знают скуки», «Мы с папой можем все!», «Любимое место в нашем городе», «Мой город в будущем»).
3. мастер-классы - участие принимают родители (законные представители) и дети, организаторами могут быть как педагоги и сотрудники ДОО, а так же семьи воспитанников. Продукты деятельности служат украшением детского сада к различным мероприятиям, используются в качестве дидактического материала, для благотворительных целей («Семейный талисман», «Эко-кормушка для пернатых», «Новогодний сувенир», «Оберег для участников СВО», «Поздравительная открытка с Днем Победы», «Красная гвоздика – символ Дня Победы»).
4. акции - ненавязчиво захватывают непосредственно каждого ребенка, родителя (законного представителя), педагогов и сотрудников ДОО («Благотворительная акция для участников СВО», «48 добрых дел», «Поможем бездомным животным»).
5. конкурсы – направлены на объединение родителей группы, развивают соревновательный дух и как способ пополнения внегруппового пространства дидактическими пособиями, играми («Лесосибирск в игре», «Головоломки своими руками», «Кроссворды и лабиринты», «Шахматный и шашечный турнир»).
6. квест - игра - помогает вовлечь семьи воспитанников в образовательную деятельность, поучаствовать со своим ребенком. Родители выступают в роли участника, организаторов, болельщиков (праздничный квест к «Дню матери», интеллектуальная игра по правилам безопасности «Знает правила семья, - значит знаю их и я», «В поисках семейных ценностей»).
7. участие в детско - исследовательской и проектной деятельности - участие семей воспитанников в таких формах работы, способствует поддержанию интереса и желания детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять тем самым развивающую предметно-пространственную среду ДОО результатами деятельности (исследовательский проект «Улица на которой я живу», краткосрочный проект к дню Народного Единства «Национальность моей семьи», краткосрочный проект «Красная книга Красноярского края», «Достопримечательности города Лесосибирска»).
Все вышеизложенные формы работы сопровождаются: чтением стихотворений, исполнением песен, интересными историями. Репертуар придумывают и воплощают дети с педагогами и родителями (законными представителями). Благодаря совместным мероприятиям у родителей (законных представителях) формируется потребность в общении с ребенком, улучшаются детско-родительские отношения, происходит сплочение родительского сообщества, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Инструментом стимулирования для активного участия семей, являются дипломы, грамоты, благодарственные письма, которые вручаются публично всем участникам мероприятий.
Для вовлечения большего количества семей воспитанников в деятельность в пространстве, организуются фотоотчеты, показ видеороликов о проведенных мероприятиях, как в пространстве, так и в родительских чатах, ВКонтакте, что способствует информированию родителей о проводимых совместных мероприятиях, активизирует деятельность малоактивных, повышает уровень заинтересованности во взаимодействии с ДОО. Созданное в ДОО внегрупповое пространство отвечает современным требованиям, удовлетворяет потребности детей в познавательной, творческой и игровой деятельности.
Критериями оценки эффективности деятельности в пространстве являются:
- вовлеченность в деятельность детей (наличие интереса, характер общения и взаимодействия, анализ детской деятельности);
- посещаемость и участие родителей (законных представителей);
- удовлетворённость родителей проведённой работой;
- изучение позиции педагогов по данной проблеме (анкетирование, собеседование, анализ отчетов педагогов, достижения).
Результат опыта работы в данном направлении, выглядит следующим образом:
- создание развивающего внегруппового пространства направленного на повышение качества образовательного процесса;
- оснащение образовательных пространств в соответствии со спецификой деятельности;
- удовлетворение потребности и интересов детей в разных видах детской деятельности;
- внедрение педагогами в практику новых форм работы с детьми и семьями воспитанников с включением всего пространства ДОО;
- 100% готовность педагогического коллектива к «вызовам» современного родителя, способность работать в режиме быстрой смены задач;
- обобщение и популяризация управленческого опыта по данной теме в педагогическом сообществе;
- создание положительного имиджа дошкольного учреждения, повышение его конкурентоспособности;
- 70% включенности родителей в различные формы совместной деятельности (выставки, мастер-классы, акции, конкурсы, оснащение внегрупповых пространств), занимают позицию партнеров, экспертов, консультантов;
- формирование оптимальных детско-родительских отношений;
- 80% удовлетворены качеством образования воспитанников.
Таким образом, созданное нами «внегрупповое пространство» в котором реализуются запросы всех участников образовательного процесса, способствует положительному развитию ДОО.
Список использованной литературы:
1. Иванова Л.А. Образовательное пространство дошкольников вне группы. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/25686-obrazovatelnoe-prostranstvo-doshkolnikov-vne-gruppy.html
2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. 2-7 лет / О. А. Ушакова-Славолюбова, А.А. Чеменева, Ю.А. Куканнова, С.Г. Яшанова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. - 77 с
3. Хованская Т.Ю. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения/ Т.Ю. Хованская, Д.И. Афонина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. - №8 (25). – С. 2-5.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - URL: https://fopdo.ru/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вместе с малышами познаем волшебный мир красок
Методика по развитию у детей раннего возраста интереса к действиям с различными изобразительными материалами....
Проект "Познаем мир вместе"
Цели: развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессесовместной исследовательской деятельности и практических опытов; расширятьпредставления детей о физических свойствах окр...
"Познаем мир вместе. Время года зима"
Папка - передвижка для родителей....
"Познаем мир вместе. Время года осень"
Папка - передвижка для родителей....
"Познаем мир вместе. Время года весна"
Папка - передвижка для родителей....
"Мир познаем вместе"
Педагогический проект предметно-пространственной среды для организации познавательно - исследовательской действий для детей раннего возраста...
Практикум для родителей: «Познаем окружающий мир вместе с детьми экспериментируя с предметами».
Практикум для родителей...