"Знакомство родителей и детей старшего дошкольного возраста с понятием рода, родословной, семейного древа"
методическая разработка (средняя группа)

Кошелева Оксана Михайловна

Родословное древо - схема, отображающая родственные связи одной семьи в рамках нескольких поколений. Родословное, родовое, или генеалогическое древо - это схематическое представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-схематического "дерева", у корней которого указывается родоначальник, на "стволе" - представители основной (по старшинству) линии рода, а на "ветвях" - различных линиях родословия, находятся известные его потомки - "листья" Чем больше листьев - больше потомков, за каждым из которых стоят судьбы далеких предков. Род -это великое наследие, получаемое человеком при рождении. Испокон веков знание истории своего рода являлось делом чести. Изучение родословной семьи и составление генеалогического древа объеденяло поколения общим героическим прошлым, воспитывало в детях уважение к предкам, прививало чувство сопричастности к подвигам, достижением и ценностям своей семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_moya_rodoslovnaya_.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ – ЦРР «Рябинушка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

Воспитатели:

Кошелева О.М., Н.А.Лаврова.

Конкурс: «Род, семья, родословная»

«Дерево держится корнями, а человек родственниками» (абхазская пословица)

Конкурс «Род, семья, родословная» помогает родителям  узнать, в чем разница понятия род, родословная, выяснить, для чего необходимо изучать историю своей семьи, как создавать генеалогическое древо своей семьи, познакомить родителей с историческими событиями рода и создании имен и фамилий, древних профессий  и ремесел прадедов наших воспитанников.

Пояснительная записка:

2024 год объявлен годом семьи разных народов России. В рамках Всероссийского форума «Родные – любимые» Владимир Путин дал старт Году семьи в России. Указ об объявлении 2024 года в российской Федерации  Годом семьи подписан Президентом 22 Ноября 2023 года. Такое решение было принято, чтобы сохранить и защитить традиционные семейные ценности, укрепить браки и повысить демографию в России.

Необходимо помнить потомкам о великом наследии народов России, так как наша страна является многонациональной, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями, ремеслами и обычаями. На территории России проживает более 190 народов, богатых своим фольклором, самобытной культурой, мастерами-живописцами и ремесленниками. Мы, воспитатели группы заметили, что дети мало знают про свою семью, родственников, путают или не называют место работы мамы или папы. Например, Ника говорит, моя мама работает в школе, на вопрос кем она там трудится, затрудняется с ответом. Дети знают, что у них есть брат и сестра, но как их зовут и сколько им лет сомневаются. Так же воспитанники знают, что в больнице лечат людей, но название  врачебных специальностей (терапевт, хирург, стоматолог) называют не многие. Поэтому мы, педагоги приняли решение познакомить ребят с понятием семейные отношения, расширить их активный словарь по теме: «Семья»

Родословная – это сведения о себе. Чаще всего под родословной понимают историю семьи, описанную в форме генеалогического древа или поколений росписи. Желание знать родословную, это не дань моде, это заложено в каждом человеке, и самый далекий ее предок лично вкладывал в историю семьи исторические и национальные события старинных времен, знакомил с далекими ремеслами и профессиями кузнеца, сапожника,  портного, гончара, а также дал роду свою фамилию. Каждому человеку интересно узнать, откуда он произошел, кто его предки,  какие профессии освоили ваши дедушки и бабушки. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Педагогам нашей группы необходимо углубить представления о семье и родственных отношениях, детей необходимо приобщать к семейным традициям, праздникам, и обычаям.

Что же такое семья? Семья – это несколько лиц, объединенных по признаку кровного родства или законно оформивших отношения. Издавно, слово – «семья» имело значение «живущие в одном селении» Так, слово «семья» образовалось от слова «семя», что означает род или племя. Членами семьи являются: мама, папа, брат, сестра, сын, дочь, дедушка, бабушка. Обычно, члены семьи носят одну общую фамилию и проживают под крышей общего дома. Таким образом, русское слово «семья» имеет славянские древние корни. Лингвистика слова «семья» включает в себя цифру 7  - «семь – я», цифра семь включается в контексте семи поколений предков. В греческой мифологии есть упоминание о том, что за грехи расплачиваются 7 поколений. В семи поколениях есть достаточно много общих генов, при каждом новом рождении ребенка эти гены смешиваются, наполняя свой род  опытом предков, знаниями и умениями.

Род и семья – это не одно и тоже, это системы разных уровней, которые безусловно взаимосвязаны. Род состоит из семей. Родина, приРода, РОДственники – однокоренные слова, в которых подчеркивается общая связь. Например, сейчас слово «Урод» считается оскорбительным, а в прежние старинные времена оно было почетным,  так называли мальчика-первенца, рожденного в семье, потому что он появлялся «у Рода» Семья – это круг наших близких кровных родственников. Семьи у всех разные, благополучные, полные, многодетные, есть семьи, где бабушка заменяют маму, но это всегда семья,  где тебя любят и ждут. Семья – это как один из этажей небоскреба, а род – сам небоскреб. Мы – потомки сильнейших родов, если вы сейчас живете - это значит, что ваш род ведет свой отчет от самых древних людей в вашей большой семье. Ваши предки преодолели сотни жизненных трудностей и препятствий, они жили в войнах и геноцидах, в лишениях и эпидемиях, которые накрывали эту планету в течение веков и столетий.

Актуальность - тема родословной была актуальна всегда как для детей, посещающих нашу группу, так и для их родителей. Это неотъемлемая  часть истории каждой семьи. Люди во все времена интересовались, откуда они родом, кем был их прадед и прабабушка, чем они знамениты? До 1940 годов двадцатого столетия люди знали свою родословную вплоть до четвертого колена. Генеалогическое древо (дерево рода), художественно оформленное в красивую рамку, всегда висела на самом видном месте в домах знатных людей (зачастую подтверждало их дворянское происхождение), являлось предметом особой гордости своего рода. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Все старинные семьи в красном угле, наряду с иконами, вешали портреты близких людей и рассказывали внукам о военных подвигах их дедов, хранили медали и ордена мужей и сыновей, гордились своей фамилией. Благодаря созданию родословной удается сохранить память о своих далеких предках, открывается возможность помнить их выдающиеся дела,  и поступки, а также сохранить семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Цель –   Формирование духовно-нравственного единства семьи через составление своей родословной среди воспитанников нашей группы. Гармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

-  Сохранение и развитие семейных  и родословных традиций у граждан России.

- Изучение причастности истории семьи и рода к истории России, малой Родины, бережного отношения к достижениям предков.

\- Воспитание Патриотизма и национального самосознания граждан России на основе причастности истории семьи к истории Российского Государства.

Оборудование: мероприятие проводится в музыкальном зале, музыкальный центр с дисками, интерактивная доска, компьютер, атрибуты для игр и представления фамилии участников (национальные костюмы, предметы быта)

Участники – старшая группа детского сада, 6 дошкольников с родителями разных национальностей.

Предварительная работа -  предварительно воспитатель старшей группы с детьми знакомятся с пословицами о семье, за несколько дней до мероприятия выбранным участникам предлагается создать семейный фоторепортаж по теме: «Родословная нашей семьи», подготавливаются национальные игры: «Мелей – передай перчатку», «Игры в кости», «Угадай какой национальный костюм»

Введение:

Переписи, сказы и родословная

Известно, что в Российской Империи начали давать фамилии в конце 18 века, после присоединения к Российской империи западных областей Белоруссии, Украины и Прибалтики – после раздела Польши. Тогда Екатерина II «приобрела» вместе с западными областями огромное количество немцев, евреев, поляков, у которых исторически не было фамилий, было только фамилия и отчество, например Александр – сын сапожника. Чтобы узнать численность своих подданных, а также организовать их призыв в армию она ввела переписи населения, примерно один раз в десять лет. Это и были «Ревизские сказки», во время которых многим народам, в том числе и евреям, были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания, либо по имени одного из родителей, а также по профессиональному признаку. Например, фамилия моего деда – Портнов, по одной и версий считалась еврейской и произошло от слова «портной - одежда» Окончание – «ов» обозначает принадлежность, так «Портнов» означает сын Портного. Эту профессию передавали из поколения в поколение, как говорили старые люди:  « Сам умею, и сына научу» Самое интересное в этой истории, что мой дед и прадед на самом деле имел профессию «Сапожник» и носил фамилию Портнов, именно эта профессия у деда стояла в его военном билете, и из моего далекого детства я запомнила большие  ножницы  для резки кожи и болванки для изготовления сапог. Выясняется что, казалось бы, русская фамилия исторически считалась еврейской по виду профессий. Во время таких переписей случались казусы и опечатки, поскольку составлялись со слов главы семейства, да и переписчики были малограмотны. Например, у наших родственников в одной семье главу семейства звали – Егор. Переписчик детей семейства записал по своему усмотрению, часть детей получили отчество Егоровны, а другая часть Георгиевны с оговоркой, что это отчество дано по моде, и имя Егор уже устарело, кроме прочего оказалось, что были перепутаны даты и года рождения детей. Читать и писать в те времена могли не многие, получая пособие, например,  по утере кормильца, моя прабабушка ставила в документах крест, паспортов в те времена не было, работали в поле за трудодни в Колхозе, что создавала трудности по выработке стажа и назначении пенсий.

Метрические книги и родословная

Метрическая книга – это книга, составленная по определенным правилам, содержащая в себе точные даты рождения, бракосочетания развода и смерти, а также информацию о таинстве крещения и отпевания. Это основной источник достоверной генеалогической информации, с помощью которой обычно составляют родословную. К каждой церкви относились несколько близлежащих деревень. Чтобы узаконить важное событие в жизни человека, порой нужно было идти пешком несколько километров. Без фиксации в метрической книге факт рождения, брака или смерти не признавался свершившимся. Традиционно крещение младенцев старались осуществить как можно быстрее, обычно через 1-3 дня после рождения. Делалось это для того, чтобы ребенок умер не крещенным, а детская смертность в Российской империи имела ужасающие масштабы. Дожить до пяти лет было большой удачей, на что старики говорили «Бог дал, Бог взял» За каждый месяц и год подводилась статистика о количестве рожденных мужского и женского пола. Также велся учет о количестве умерших душ и причине смерти. Из метрической книге можно было узнать о наличии эпидемий и среднюю продолжительность жизни района или волости. Например, в 1919 году было много записей о умерших из за эпидемии тифа. В каждой записи присутствует сословие персоны, например помещик, ротмистр или крестьянин. В 1861 году отменили крепостное право, и в метрической книге значилось сословие «крестьянин-собственник», или временнообязанный крестьянин помещика, который платил налоги в пользу помещика. До 1920 года записи в метрических книгах велись церковью, метрик было два экземпляра – приходской и консисторский, а потом его передали на хранение в ЗАГС. А после образования СССР данные передали в областной архив. Однако в первые советские годы шла борьба с императорской Россией и часть документов была признана  «не имеющей исторической ценностью и была уничтожена.

Фамилия и родословная:

По фамилии часто можно узнать свою родословную и сословие, к которому относились твои предки. Дворянские фамилии были даны по имениям и земельным наделам. Дворяне получали земли и имения в награду за службу. Часто по названиям этих территорий и происходили фамилии, которые начинали знатный род. Например. Шуйский, Оболенский, Галицкий, Вяземский, Смоленский, Тверской, Московский, Суздальский, Ростовский. На Руси были и такие фамилии, которые давались по прозвищам господина, на земле которого они жили. Например, Лыков, Чернобородов, Горбатов, Гагарин. Случалось, что представители высших сословий выбирали себе двойную фамилию, сочетая название территорий и прозвище, например Чернобородов-Вяземский, или Глазатый-Белозерский. Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до  ХVII века. Это объясняется тем, что на практике использовались относительно не много церковных имен, которые в результате часто повторялись. Многочисленные же личные прозвища позволяли легко выделить человека в обществе. Прозвища на Руси были чрезвычайно разнообразны, и зачастую отражали какие-то яркие качества внешности. Но иногда прозвища становились социальной характеристикой, поскольку указывали на род занятий их носителя. Это происходило обычно  в тех случаях, когда человек был мастером своего дела. Такого человека благодаря его ремеслу знали и уважали окружающие, за ним часто сохранялось профессиональное именование. Ярким примером могут служить популярные русские прозвища, которые носили в старину Федко Дегтярь, Григорий Кожевник, Первуша Бочкарь и другие. Также некоторые фамилии давались по иностранному происхождению, когда представители одного государства роднились с представителями зарубежных стран. Это такие фамилии, как Юсуповы, Ахматовы, Таракановы, Карамзины. Также интересно, что на Руси фамилии принадлежали дворянам и боярам, которые они получали при таинстве крещении, прибавляя к ним притяжательный суффикс. Например: Юрьев, Медведев, Ильин, Романов, Сергеев, Яковлев. Знатные семьи, конечно, передавали свою фамилии по наследству.

К ХIХ веку в «Родословном сборнике русских дворянских фамилий» было указано 136 наименований.  Среди них такие фамилии, как Державин, Салтыков, Бестужев, Пожарский, Долгорукий, Демидов, Аксенов, Воронцов. До отмены крепостного права у представителей низших сословий (крестьян) не было фамилий, не говоря про родословных. Но после ситуация изменилась. Самой распространенной тогда стала ситуация, когда фамилия происходила от отчества. Например, если ты сын Харитона, то и называли его Харитонов.  Так же в те времена стать фамилией могли бытовые явления, предметы и животные. Ветров, произошло от слова «ветер», Волков от слова «волк».

В наши дни многие знаменитости предпочитают давать своим детям старинные и редкие русские имена, например, Ольга Дроздова назвала сына Елисеем, как героя древней былин, Наташа Королева и Тарзан дали сыну имя Архип, дочку Сергея Шнурова зовут православным именем Серафима, в честь святого Серафима Саровского, актриса Екатерина Климова сына назвала Корнеем. Чаще детей называют именами Ермолай, Гордей или Никифор, чтобы подчеркнуть их индивидуальность, и сделать сопричастными к старинным русским историческим фамилиям. Таким образом, в старину ценили свой род, знали свою родословную и бережно хранили историю семьи и предков, передавая мастерство в профессии от деда к внуку, и с гордостью носили свою фамилию.

Ход занятия. Основная часть:

Звучит музыка, все участники мероприятия входят в музыкальный зал. Зрители занимают свои места, а участники садятся на релаксационные подушки.

  1. Приветствие участникам. Педагог приветствует всех участников мероприятия.

Для каждого человека семья – самое уютное и теплое место на Земле. И в этом месте человек по-настоящему счастлив.

Мы с вами собрались в этом зале, чтобы поделиться своим семейным счастьем, радостью, рассказать о своей родословной. Сила семейного рода, как и сила в Армии, находится в его добром отношении  друг другу. В нашем мероприятии есть главные участники и зрители. Главные участники подготовили нам интересные фоторепортажи  о своей родословной. Предлагаю всем настроится и выполнить нейрогимнастику.

  1. Психологический настрой. Нейрогимнастика «Курочка Пеструшка»

Педагог включает веселый мультик-песенку «Курочка Пеструшка» (интернет-ресурс), все участники выполняют упражнения, смотрят мультфильм и подпевают.

Возле леса на опушке,

Просыпается рассвет.

В доме курочки пеструшки

Целый день покоя нет!

По порядку рассчитаться

И шагать за мамой вслед-

Очень сложная задача

Для смышленых непосед.

Ко-ко-ко, курочка Пеструшка,

Ко-ко-ко, и Петух ее дружок.

Веселиться нам не лень,

Если курочка Пеструшка,

По яйцу приносит в день.

Каждому цыпленку нужно,

Даже если он в яйце,

Чтобы курочка Пеструшка,

Хлопотала о птенце

Ко-ко-ко, курочка Пеструшка,

Ко-ко-ко, и Петух ее дружок

- Молодцы, Хорошо настроились. Семья, как ветки на дереве, где мы все развиваемся в разных направлениях, но наши корни остаются прежними. В классическом варианте семейный род символизируют  дерево.

- Как дерево берет начало в корнях, так и корни генеалогического древа  - это символ наших предков. И даже если они давно покинули этот свет – все равно продолжают подпитывать род. Ведь люди живы пока о них помнят их потомки. Они стоят у истоков рода.

- Ствол древа и ветки – это ныне живущие люди. Есть и сухие ветки, которые еще не дали потомков.

- Листья – это будущие поколения, которые появятся снова и снова, продолжая род.

- А опадения листьев и семян символизирует бесконечный цикл продолжения рода. Кто-то сравнивает генеалогическое дерево с птицей, встречаются сравнение генеалогического дерева с рекой, впадающей в океан, но все таки дерево – более символично и удобно для его заполнения фотографиями, рисунками, схемами или историческими записями.

У каждой семейной династии есть своя история, которая передается от детей к внукам. История растет с годами, некоторые части заостряются, другие забываются, и часто, случаются споры о том, что на самом деле произошло. Но даже с этими разными сторонами, одной и той же истории, еще есть согласие, потому что эта семейная история., на которой держится семейная жизнь.

Педагог предлагает встать родителям в круг, включает музыку (релаксация), и предлагает каждому вспомнить самое яркое воспоминание о своей семье с детства.

3. Коммуникативная игра «Моя фамилия»

Главные участники (родители с детьми) сидя на релаксационных подушках в кругу, рассказывают о происхождении своих фамилий, представляют национальность (костюм или национальный инструмент, предмет быта)

4. Просмотр на интерактивной доске фоторепортаж каждой семьи: «Родословная нашей семьи» Родители вместе с детьми представляют семейные фоторепортажи. Между репортажами дети старшей группы делятся знаниями о семейных ценностях и рассказывают пословицы о семье:

- Родня наделяет нас удивительным мужеством в борьбе за жизнь.

- Неважно насколько беден человек, если у него есть родня, он богат.

- Династия- сундук с сокровищами, который стоит больше, чем гора золота.

- Семья, живущая в гармонии, будет процветать во всем. (Китай)

- Легко управлять королевством, но трудно своей семьей. (Китай

- Ищите добро, а не зло, в поведении членов семьи. (Еврейская)

- Возвращаясь с поездки, не забудьте что-то привезти своим родным, даже если это камень» (Ливанская пословица)

- Тот, кто отвечает за семью, знает ответственность (Китай)

- Идти куда-то будет гораздо проще, когда вы знаете, что ваша родня будет рада пойти с вами.

5. Практическая работа:

Перед каждым участником лежат на столе ватманы и яркие фломастеры, клей. Фотографии родственников и дерево, с изображением корней, ствола и листьев дерева. Совместно с детьми родители раскладывают и приклеивают фотографии, начиная с корней (самые древние родственники, от которых пошел ваш род, располагая по дереву фотографии родных вам людей). На самом вверху дерева находятся ваши дети. Чем получается пышнее и наряднее ветки дерева, тем богаче ваш род.

6. Рефлексия.

Участники под релаксационную музыку высказывают мнение о мероприятии. Становятся в круг, берут свечку, зажигают ее, и передавая по кругу говорят пожелания своим детям. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!, счастливая семья – словно утреннее небо. Пусть будет счастливой ваша семья и ваш род. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ

Широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольников с семьей, своей родословной. Считается, если ребенок живет в семье, он может познакомить...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятием «здоровье» как средство приобщения к основам здорового образа жизни

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранять как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и дос...

Консультация "ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ."

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно семья оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие фор...

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»

Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возрастас понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра»...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»  № 1 «Что делает?»Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.Оборудован...