Консультация -тренинг "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"
консультация (старшая группа)
Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noyabr_2024.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ - ТРЕНИНГ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»
Цель мастер-класса:
- Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», и ее значением.
- Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома. Повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика;
- Рассказать родителям о правильном выполнение артикуляционной гимнастики, так как она важна для постановки звуков у детей;
- Научить выполнять специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Оборудование: индивидуальные зеркала; влажные и сухие салфетки; ватные палочки и диски; карточки-картинки упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением речевых органов.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения.
Мы с вами правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Давайте сначала разберемся: что такое артикуляции?
Артикуляция - это деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения звуков речи.
К органам речи относится: язык, губы, зубы, нёбо, нижняя челюсть. Язык – это главная мышца органов речи.
Ваш ребенок не может произносить некоторые звуки. Что это значит? Это значит, что у него недостаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата.
Чтобы ребёнок научился произносить звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Мы, взрослые, не задумываемся, какое положение занимают наши губы и язык в процессе речи, - у нас навык автоматизировался. Ребёнку, чтобы приобрести этот автоматизм, необходимо развить точность и силу движений.
Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?
Артикуляционная гимнастика - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. Эти упражнения помогают подготовить ребенка к правильному произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная работа.
Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определённой позе) и динамическими (многократное повторение одного и того же движения). Какие вы можете назвать статические упражнения (ответы родителей), динамические упражнения (ответы родителей).
Следовательно, цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (губ, языка), необходимых для правильного произношения звуков.
Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2 раза в день (утром и вечером) по 5-7 минут.
- Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, но можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движения. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла (показ упражнения «Часики»)
- При подборе упражнения необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
- Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь (чайной ложечкой, ватной палочкой или просто чистым пальчиком помогите ребенку поднять язык вверх).
- Для того чтобы ребёнок нашел правильное положение язычка, наприме, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем.
Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
2. МАСТЕР-КЛАСС
Предлагаю родителям взять зеркала и вместе со мной выполнять упражнения.
1. Показ артикуляционных упражнений «Основной комплекс»:
- «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
- «Трубочка» («Хобот слона») - вытягивание губ вперед трубочкой.
- «Заборчик» - «Трубочка» - чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.
- «Окошечко» («Бегемот») - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
- «Лопаточка» - язык широкий.
- «Иголочка» - язык узкий.
- «Лопаточка» - «Иголочка» - чередование положений языка: широкий – узкий.
- «Качели» - чередование движений языка вверх – вниз.
- «Помоем пол» («Прятки») – чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.
2. Самомассаж языка: упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.
Сначала надо превратить язык в лопатку, а потом выполнять такие действия:
- Язычок погладить ласково губами.
- А затем похлопать бережно губами.
- Язычок погладить ласково зубами.
- Нежно покусать (похлопать) его зубами.
- И опять погладить ласково зубами.
- А потом похлопать бережно губами.
- И в конце погладить ласково губами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...
Цифровой образовательный ресурс "Коррекционная гимнастика – основа правильного произношения"
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном ...
Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»
Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»
Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...
Консультация для воспитателей: «ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в...
Консультация для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»
Консультация для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»...
Консультация для родителей "Основа правильного произношения - артикуляционная гимнастика"
Данный материал предназначен для родителей и воспитателей детского сада. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Благодаря своевременному приме...