Консультация -тренинг "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"
консультация (старшая группа)

Макушева Светлана Васильевна

Повышать эффективность коррекционной работы  с  помощью  активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_2024.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ТРЕНИНГ

В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Тема: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»

Цель мастер-класса:

  • Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», и ее значением.
  • Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома. Повышать эффективность коррекционной  работы  с  помощью  активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи мастер-класса:

  • Познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика;
  • Рассказать  родителям о правильном выполнение  артикуляционной гимнастики, так как она важна для  постановки звуков у детей;
  • Научить  выполнять  специальные  упражнения  для  развития артикуляционного  аппарата.

Оборудование: индивидуальные зеркала; влажные и сухие салфетки; ватные палочки и диски; карточки-картинки упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением речевых органов.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на  мастер-классе. Сегодня    мы    с    вами поговорим     о     значении артикуляционной гимнастики при коррекции    звукопроизношения.

Мы с вами правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Давайте сначала разберемся: что такое артикуляции?

Артикуляция - это деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения звуков речи. 

К органам речи относится: язык, губы, зубы, нёбо, нижняя челюсть. Язык – это главная мышца органов речи.

Ваш ребенок не может произносить некоторые звуки. Что это значит? Это значит, что у него недостаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата.

Чтобы ребёнок научился произносить звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Мы, взрослые, не задумываемся, какое положение занимают наши губы и язык в процессе речи, - у нас навык автоматизировался. Ребёнку, чтобы приобрести этот автоматизм, необходимо развить точность и силу движений.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?

Артикуляционная гимнастика - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. Эти упражнения помогают подготовить ребенка к правильному произношению звука, над которым будет проводиться непосредственная работа.

Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определённой позе) и динамическими (многократное повторение одного и того же движения). Какие вы можете назвать статические упражнения (ответы родителей), динамические упражнения (ответы родителей).

Следовательно, цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата (губ, языка), необходимых для правильного произношения звуков.

Произношение звуков сложный  двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2 раза в день (утром и вечером) по 5-7 минут.
  • Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, но можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движения. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла (показ упражнения «Часики»)
  • При подборе упражнения необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
  • Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь (чайной ложечкой, ватной палочкой или просто чистым пальчиком помогите ребенку поднять язык вверх).
  • Для того чтобы ребёнок нашел правильное положение язычка, наприме, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

2. МАСТЕР-КЛАСС

Предлагаю родителям взять зеркала и вместе со мной выполнять упражнения.

1. Показ артикуляционных упражнений «Основной комплекс»:

  •  «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» («Хобот слона») - вытягивание губ вперед трубочкой.
  • «Заборчик» - «Трубочка» - чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.
  • «Окошечко» («Бегемот») - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  • «Лопаточка» - язык широкий.
  • «Иголочка» - язык узкий.
  • «Лопаточка» - «Иголочка» - чередование положений языка: широкий – узкий.
  • «Качели» - чередование движений языка вверх – вниз.
  • «Помоем пол» («Прятки») – чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.

2. Самомассаж языка: упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

Сначала надо превратить язык в лопатку, а потом выполнять такие действия:

  1. Язычок погладить ласково губами.
  2. А затем похлопать бережно губами.
  3. Язычок погладить ласково зубами.
  4. Нежно покусать (похлопать) его зубами.
  5. И опять погладить ласково зубами.
  6. А потом похлопать бережно губами.
  7. И в конце погладить ласково губами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...

Цифровой образовательный ресурс "Коррекционная гимнастика – основа правильного произношения"

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном ...

Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа правильного произношения»

Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягког...

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...

Консультация для воспитателей: «ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в...

Консультация для родителей «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»

Консультация для родителей   «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ»...

Консультация для родителей "Основа правильного произношения - артикуляционная гимнастика"

Данный материал предназначен для родителей и воспитателей детского сада. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Благодаря своевременному приме...