Консультация "Как организовать свободную игру?"
консультация

Татьяна Владимировна Овчинникова

Когда спрашиваешь ребенка, что он делал в детском саду, самым распространенный ответ: «Играл». Что же такое игра в представлении ребенка? Вот педагог  Януш Корчак считал, что игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. 

Психолог, С.Л.Рубинштейн отмечал, что игра — основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. 

 Хотела бы вам показать сюжеты с  ответами наших детей на вопрос: «Что такое игра?».  

Ключевыми словами  являются «Интересно», «весело», «Придумывать что-то новое», «играем по-своему», то есть со своим смыслом.  Родители, как правило, представляют, что игра - это несерьезное занятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_organizovat_svobodnuyu_igru.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» п. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

Консультация для педагогов на тему

«Как организовать свободную игру?»

Выполнила:

воспитатель,

Овчинникова Т.В.

м.р.  Южный город, 2024г

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги хотела бы с вами поговорить на тему «Как организовать свободную игру?»

2 слайд. Когда спрашиваешь ребенка, что он делал в детском саду, самым распространенный ответ: «Играл». Что же такое игра в представлении ребенка? Вот педагог  Януш Корчак считал, что игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. 

Психолог, С.Л.Рубинштейн отмечал, что игра — основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. 

3 слайд. Хотела бы вам показать сюжеты с  ответами наших детей на вопрос: «Что такое игра?». (Показ видео)

Ключевыми словами  являются «Интересно», «весело», «Придумывать что-то новое», «играем по-своему», то есть со своим смыслом.  Родители, как правило, представляют, что игра - это несерьезное занятие.

Сегодня жизнь маленького человека почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок ходил на кружки, секции и занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется ребенку, почти нет. Между тем, свободная игра совершенно необходима ребенку для полноценного развития.

4 слайд.  Вопросы организации свободной (или самостоятельной игры) рассматривались в трудах Кравцовой Е. Е., Менджерицкой Д. В и мн. др.

Что же такое свободная игра? (на экране)

Свободная игра должна присутствовать в жизни ребенка, и ее должно быть больше, чем организованных игр с правилами. В свободной игре ребенок разряжает свое эмоциональное состояние, проявляет инициативу.

5 слайд.  Какими же отличительными чертами обладает свободная игра?

  • Отсутствие правил

Вернее, правила есть, но они не игровые, а жизненные. Например, в игре «дочки-матери» кто-то играет роль детей, а кто-то – родителей. Это правило, основанное на жизненных наблюдениях, которые составляют суть игры. А вот как вести себя внутри игры, ребенок выбирает сам.

  • Отсутствие результата

Дети играют не ради выигрыша или командного духа. Они играют просто ради процесса. Поэтому у свободной игры нет как такового начала и конца, она может в любой момент прерваться, а потом снова возобновиться.

  • Жизненные ситуации

В основе свободной игры чаще всего лежат жизненные ситуации, которые наблюдает ребенок. Ребенок может воспроизводить поведение родителей, воспитателей, учителей. Ролевая игра – разновидность свободной игры. Поэтому самые популярные среди детей игры – «дочки-матери», игры в доктора, строительство и обустройство разнообразных домиков тоже относится к свободной игре.

6 слайд. Что нужно для  свободной игры?

  • наличие свободного времени – это время, когда у ребенка нет альтернативных занятий, то есть если ребенок обычно смотрит телевизор или планшет в свободное время, он не захочет сам поиграть, должно быть именно время без планшета/телевизора и других развлечений, когда ребенок должен сам организовывать свою деятельность;
  • возможность организовать бесцельную и безрезультатную деятельность – как только у ребенка есть цель типа сделать поделку или в конце игры придумать такие-то правила, это становится НЕсвободной игрой. Свободная игра НЕбезрезультатна и НЕбесцельно, но эти цели и результаты не должны ставиться перед ребенком, иначе это превращается в трудовую деятельность;
  • возможность играть без оценки взрослого – для ребенка очень важно создать личное пространство для игры, в которое вы не вмешиваетесь и не критикуете фразами типа «Ой, твоя игра такая кровожадная! Разве можно убивать эти бедные игрушечки? Ты такой жестокий». Если вас действительно беспокоит сюжет ребенка, дождитесь конца игры и спросите, во что он играл, какое у него сегодня настроение, ему хотелось убивать животных, наверно он очень был зол? Почему?
  • Отсутствие родительского контроля.

Не вмешивайся в то, что делает ребенок. Не надо контролировать, подсказывать, советовать. Игра – это поле деятельности ребенка. Ты можешь присутствовать рядом, занимаясь своими делами, реагируя на просьбы и какие-то действия ребенка. Если ребенок настоятельно просит включиться в игру (особенно, если у него пока нет навыка свободной игры), включись, но не бери на себя ведущую роль. Ты можешь помогать ребенку, подкидывать какие-то идеи, но развивать их, принимать решения, задавать направление процессу он должен самостоятельно.

  • Минимум игрушек

Да, как бы парадоксально это ни звучало, для игры не нужны игрушки. Современные  игрушки – яркие, разнообразные, с множеством функций – ограничивают фантазию ребенка. Когда у ребенка есть игрушечная лошадь, он играет с ней только как с лошадью. То ли дело – палочка! Она может стать лошадью, пылесосом, учительской указкой, мечом, волшебной палочкой – и вообще чем угодно. Мы не призываем совсем отказаться от игрушек и вместо них выдать ребенку камни и палки, но некоторое их количество точно не помешает.

Для свободной игры ребенку нужно выделять время, старайтесь не вовлекаться в нее (а если он очень просит, то не задавайте сюжет, а выполняйте все, что он говорит). Ребенок также может играть молча, что-то только перекладывать, но это не значит, что у него в голове не разворачиваются завораживающие сюжеты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать свободное время ребёнка?

Рекомендации для родителей...

Презентация "Как организовать свободное время ребёнка"

Совместный отдых с детьми – это не только общая радость и веселье,это прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви....

консультацияКак определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и т...

Методические рекомендации "Реализация воспитательно-образовательно деятельности через игру2

В дошкольном возрасте ведущей, главной деятельностью ребенка является игра. Это не только забава, удовольствие, баловство. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возм...

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...

Как правильно организовать свободное время ребёнка

Как правильно организовать свободное время ребёнка...

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...