Презентация "ТРИЗ"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Железнова Антонина Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_triz2.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Методы ТРИЗ в детском саду” Железнова А.П МБДОУ №366 «Кораблик» Г. Челябинск 2024

Слайд 2

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 3

Автор — оте­чественный изобретатель, ученый, инженер, организатор и преподаватель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер . (15.10.1926 - 24.09.1998) Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады . Для этого была специально разработана ТРИЗ-педагогика. Смысл ее – развитие творческих способностей ребенка . Не нарушая игрового процесса, и не теряя интереса к занятиям для дошкольников , ребенок развивается интеллектуально, познает новое и адаптируется ко многим ситуациям, которые могут встретиться ему в будущей взрослой жизни.

Слайд 4

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления . Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения .

Слайд 5

Девиз технологии ТРИЗ: « Можно говорить всё» Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению . Средство работы с детьми – педагогический поиск. Занятие – не форма, а поиск истины.

Слайд 6

Цель использования методов ТРИЗ: развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения

Слайд 7

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги . Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

Слайд 8

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи Метод решений противоречий Морфологический анализ Метод фокальных объектов Простые приёмы фантазирования Метод проб и ошибок Мозговой штурм Метод каталога Метод ресурсов Метод маленьких человечков Синектика Системный анализ Метод контрольных и наводящих вопросов

Слайд 9

Метод решений противоречий Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований Учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» ( Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо).

Слайд 10

Мозговой штурм Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики. Темами мозгового штурма могут быть такие: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как мышам достать сыр из-под носа кота; как колобку убежать от лисы; как потушить пожар, если в доме нет воды; как не дать медведю залезть в теремок и развалить его; как оставить кусочек лета в зиму Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления

Слайд 11

Метод «маленьких человечков» Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.

Слайд 12

Беседа о мыльных пузырях. Игрушка .: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри! Воспитатель .: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получа­ются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей? Игрушка .: Так мы же сами его надуваем! Воспитатель .: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь... Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются? Воспитатель : У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их. Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды? Метод «маленьких человечков»

Слайд 13

Игры и упражнения «Поиск аналогов» – необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по различным существенным признакам. Например: мяч-яблоко(форма), заяц(скачет)… «Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных Например: снег-шерсть (холодный-теплый), уголь(белый-черный), металл(легкий-тяжелый), камень (мягкий-твердый). «Хорошо-плохо» – берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных его сторон. «Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Слайд 14

«Поиск общих признаков» – берется два объекта, далеко стоящих друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них, как можно больше общих признаков. «Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «ДА» или «НЕТ». «Что умеет делать?» – Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или , что делается с его помощью. « Складушки – вычиталки » Белка + осень = запасы Дерево – лист = осеннее дерево Небо + вода = дождь Огород + тепло = урожай

Слайд 15

Положительные стороны ТРИЗ : У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.