Образовательная технология "Загадка дня"
материал (подготовительная группа)
Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная технология «Загадка дня»
«Загадка дня» – это одна из инновационных технологий, основной целью, которой является вовлечение детей в образовательный процесс. Практическое использование технологии позволяет занять детей решением загадки с самого утра. При этом воспитатель может спокойно встречать детей в приемной, пока остальные занимаются у стенда с загадкой.
Стенд с загадкой можно расположить в приемной, в группе около входа или в центре группы. Главными условиями для выбора расположения стенда должны быть – свободный доступ для решения загадки большому количеству детей, а также наличие своего закрепленного места. Таким образом, расположение стенда в каком - либо центре активности недопустимо.
Сама загадка представляет собой карточку, на которой написан вопрос стандартным текстом и есть опорные картинки. Такой вариант исполнения подходит для старшей и подготовительной группы. Для среднего и младшего возраста вопрос загадки должен быть сформулирован с помощью опорных картинок, схематичных изображений знаков (стрелочки, линии, знаки препинания). В загадке есть только два варианта ответов – правильный и неправильный, или вопрос должен логически отвечать на ответ «да» либо «нет».
Загадка дня составляется таким образом, что, глядя на рисунок, ребенок без помощи взрослого должен понять её смысл и ответить на вопрос загадки самостоятельно или же с помощью сверстников. При этом ребенок должен иметь возможность проверить правильность своего решения. Поэтому необходимо предоставлять опорные материалы: энциклопедии, журналы, фотографии, измерительные приборы, инструменты, то есть всё то, что поможет ребенку найти ответ на вопрос. Материалы должны быть в доступе около стенда. Процедура выглядит следующим образом. Дети входят в помещение группы, находят карточки со своими именами и подходят к месту, где вывешена сегодняшняя «загадка». Дети помещают карточки со своими именами под тем ответом, который считают правильным. Когда ребенок затрудняется в ответе на вопрос, помогаем найти ответ. При этом мы не просто подсказываем правильный ответ, а предлагаем воспользоваться той или иной стратегией. Например, на вопрос «У тебя есть косички?» ребенок может подойти к зеркалу, которое расположено недалеко от стенда, и проверить правильность своего ответа. Или «загадка» на закрепление знаний о геометрических фигурах. «Из чего можно сложить прямоугольник?», рядом с «загадкой» располагаем стол с плоскостными геометрическими фигурами, из которых ребенок может собрать заданную фигуру, тем самым проверить верность своего ответа. Вечером обсуждаем с детьми варианты их ответов.
Загадка дня может быть введением в новую тему недели, может закреплять знания по пройденной теме.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например:
- при развитии речи и обучении началам грамоты:
- формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.);
- формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы);
- при формировании математических представлений и логического мышления:
- формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел);
- формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования);
- нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе).
Методика помогает закреплению детских представлений во всех образовательных областях – в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т. д. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки, советуются между собой, учатся самостоятельно искать ответы на вопрос.
Дети также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует многократного их повторения, желательно в различных контекстах. Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой группой детей. Понятно, что при этом трудно поддерживать длительную вовлеченность ребенка в выполнение задания. Данная технология помогает решить эту проблему, так как разгадывание загадок обычно вызывает повышенный интерес у ребенка и представляет собой хороший контекст для последующего развития у него саморегуляции.
Список литературы:
1. Про жизнь и «ПРОдетей» в детском саду: практика реализации программы, ориентированной на ребенка/ Е.А. Сергеева, Е.В. Трошина –
«Образовательная панорама»-научно-методический журнал. 2022. №1 (17). С. 86-90.
2. «Работающие» стенды как важный компонент коррекционно- развивающей среды/ Коновалова Е.М., Кузнецова Е.А. Управление развитием образования. 2022. № 2. С. 87-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-139398-1352309081.jpg)
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-220725-1453455078.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-220725-1453455078.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/05/picture-34231-1567649115.jpg)
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-183042-1381129536.jpg)
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-324753-1634068640.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...