Лепка с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа)

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение. В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия. Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве). Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира. В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_s_detmi_rannego_vozrasta.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка с детьми раннего возраста

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение. В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия. Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве). Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира. В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Так с чего же начинать лепку с детьми раннего возраста?

Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

 Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,

 нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,

 подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,  пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),

 смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

Основные приёмы лепки с детьми раннего возраста:

1. раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),

2. скатывание кусочка в шар,

3. сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),

4. получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,

5. отщипывание кусочков, 6. прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

 Отщипывание  

Если мы лепим поделки из пластилина с детьми 2 лет, то для начала вместе с ними отщипываем маленькие кусочки материала и присоединяем назад. Чтобы не было скучно, зеленый комок пластилина превращается в травку, красный — в цветок, синий — в небо.

 Раскатывание

Следующим приемом будет раскатывание. Покажите ребенку, как сделать колбаску, жгутик или шарик из куска пластилина. Положите комок материала на стол, руку малыша на него и помогите своей рукой сделать движения вперед-назад, чтобы получился жгут. Пусть это будет змейка, червячок или вермишель. После этого дайте ребенку возможность самостоятельно повторить действия.

 Шарики

После того, как он научился раскатывать жгутики и колбаски, мы лепим шарики из пластилина в 2 года. Прочитайте сказку о колобке и предложите ему его создать. По той же схеме: сначала мама направляет руку ребенка по кругу, затем дает попробовать ему сделать это самостоятельно. После того, как он научится раскатывать пластилин на столе, покажите, как делать это между двумя ладонями.

 Сплющивание

Следующий прием — сплющивание, он уже интереснее, чем катание. Ребенок формирует колобок, потом сдавливает между ладонями, пальцами или на столе. С помощью такого способа изготавливаются стены для домика, крыша, картины на картоне.

 Размазывание

Чтобы пластилин держался на бумаге, лучше использовать прием размазывания. Для этого маленькие кусочки материала отщипываются, накладываются на основу (доска, картон, бумага) и размазываются.

Не оставляйте малыша одного. Ни на миг. Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Следите за его поведением: если ребенок, несмотря ни на какие увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет. После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место.

Лепка с ребенком – процесс нелегкий, но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный. Вы можете читать сказки, сочинять истории самостоятельно – выбор ограничивается только вашей фантазией.

Главное – общайтесь, непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу.

Ведь занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке с детьми раннего возраста. "Баранки к чаю".

Цель: активизировать освоенные способы лепки. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке с детьми раннего возраста

Занятие по лепке с детьми раннего возраста. Коллективная работа с использованием простейшего приема пластилинографии - примазывание....

Лепка с детьми раннего возраста

Пластичные материалы (пластилин, тесто, глина, окрашенный воск и др.) предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воо...

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (лепке) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с детьми раннего возраста с презентацией, Тема «Колобок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с детьми раннего возраста с презентацией на тему «Колобок»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17314271","attri...