Консультация "Ум ребенка в пальчиках"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Рудова Светлана Васильевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Трудовое воспитание в семье»

 Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

 1. Следует ли вырабатывать в современных детях потребность трудиться? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?

_____________________________________________________________________________3. Какими навыками самообслуживания владеет Ваш ребёнок?

_____________________________________________________________________________4. Привлекаете ли Вы ребёнка к хозяйственно-бытовому труду в семье? Почему? _____________________________________________________________________________ 5. Какие домашние поручения выполняет Ваш ребёнок? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Принимает ли посильное участие в огороде, в уборке территории у дома или на даче? _______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Часто ли Вы занимаетесь совместным ручным трудом (конструирование, шитьё, вязание, аппликация? Раз в неделю___, раз в месяц___, раз в полгода___, никогда или очень редко___

8. Как Вы понимаете воспитание ценностного отношения к труду у детей?  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Каким образом в Вашей семье происходит формирование у ребёнка первичных представлений о труде взрослых, и о его роли в обществе и жизни каждого человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Считаете ли Вы возможным для своего ребёнка выполнять посильные поручения воспитателя в детском саду? Какие, по Вашему мнению, могут быть поручения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в детском саду, дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие трудовые навыки, на Ваш взгляд, следует формировать в детях в первую очередь в семье?_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество

Рекомендации родителям

по трудовому воспитанию дошкольников

«Учите ребёнка бережно относиться к результатам труда»

Труд. Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих. Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу.

Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка - залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться - это его долг. Неслучайно именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам»; «Не тот плох, чья одежда худа, а тот, кто в работе негож никуда».

Какие же задачи стоят перед семьей по трудовому воспитанию старших дошкольников? Прежде всего, детей необходимо подвести к выводу о том, что все вещи и предметы, которые нас окружают, сделаны руками людей, старшим поколением. А за это надо уважать и заботиться о них, бережно относиться к результатам их труда.

Как же укрепить любовь к труду? Прежде всего, нужно разъяснить цель труда. Для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате, а для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться.

Так изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу. Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому следующим нашим правилом является выработка у детей трудовых умений и навыков. Умению работать учат и в детских садах, и в школах, но главная школа-это его семья.

Обычно родители велят детям помыть посуду, протереть пыль, вынести мусор. Но только понимающая мама предложит своей дочери: «Давай мы с тобой испечем печенье». И понятно, почему не следует такое приглашение - ребенок будет мешать. Между тем какую радость могла бы испытать девочка от такой совместной работы. Она увидела бы плоды своего труда — на тарелке вкусное, красивое печенье.

Дети, особенно дошкольники, с удовольствием работают вместе с родителями. Пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде. Хорошо, когда - то или иное занятие носит постоянный характер.

К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей. Есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд - это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел». Родители должны быть уверены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что - то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее. Освобожденные от домашнего труда дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой - неуважительно относящимися к труду. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей - учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а, как говорил В.А. Сухомлинский, радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным - это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим.

Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты.

Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большого счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.

Удачи Вам в воспитания Вашего ребёнка!

Практические советы по трудовому воспитанию

«Уважайте труд ребёнка»

  • Комментируйте свои действия.

Каждая мать, находясь дома, постоянно чем-то занята (готовит пищу, протирает пыль, перебирает вещи в шкафу и т.д.) Если к своему труду, она добавит несколько слов (комментариев), то со временем у ребенка сформируется позитивный взгляд на труд.

Например: убирая посуду со стола после ужина, мама говорит, что сейчас ее помоет для того, чтобы неприятные запахи не беспокоили их вечером. Комментируйте ваши действия, чтобы ребенок понимал важность их выполнения.

  • Доверяйте детям трудиться самим.

Не бойтесь доверить, вашему ребенку что-то сделать, даже если вы не уверенны, что он сделает это качественно. Не огорчайте его, если в первый раз он не оправдал ваших надежд.

  • Уважайте труд ребенка.

Замечайте любое его действие. Как правило, родители замечают только то, что не выполнено или плохо выполнено. Оцените каждый шаг ребенка. Похвалите его за приложенные усилия, и мягко направьте его в нужном направлении.

  • Сделайте торжественным новое поручение.

Соберите всю вашу семью и объявите, что вы считаете, своего ребенка достаточно взрослым, чтобы доверить ему самому что-либо делать.

  • Проявите твердость в голосе, когда даете новое поручение, которое ребенок должен будет делать периодически.

Выберите такую интонацию, чтобы ребенок не смог вам возразить. Конечно, первое время нужно будет напоминать и контролировать то дело, которое вы доверили ребенку.

  • Конкретизируйте свои поручения.

Например, вы просите убраться вашу дочь в своей комнате, и конкретизируете задание: заправить постель, собрать игрушки, протереть пыль, пропылесосить. Иногда ребенок может не удовлетворить ваши ожидания, только потому, что не понял, какие действия ему нужно было выполнить.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

«Развиваем самостоятельность ребёнка в труде»

Сущность трудового воспитания детей заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:

Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

«Трудовое воспитание детей в семье»

Одно из главных качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях — это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общества. Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. Основа трудового воспитания закладывается в семье. Любовь к труду необходимо формировать очень рано. Уже с полутора лет ребенок может помочь накрыть на стол, убрать игрушки на место. С трех лет ребенку можно дать постоянное трудовое поручение.

Практические советы

Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.

Когда надо начинать

Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.

В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.

Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.

Важно! 

Единых методов обучения не существует, но стоит придерживаться двух принципов – последовательность и систематичность. В таком случае удастся добиться поставленных целей.

Как научить дошкольника трудиться

В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.

После выполнения задания малыша обязательно поощряют

В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.

До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т.п.

Важно! 

Сначала родитель показывает, как это делать, потом помогает выполнять действия.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п.

Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.

Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.

Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.

Успешность человека напрямую зависит от трудолюбия

Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятия

Важно!

 Выработка привычки учиться тоже требует особого подхода. Поэтому если ребенку поручили писать реферат, то родитель может подсказать ему, где искать информацию. Но не пытаться сделать работу за него.

Консультация для родителей  

Экологическое воспитание ребёнка в семье

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать, и ребёнок будет счастлив.                                  У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром.                                                      Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце сообщения хочется предложить стихотворение

В. Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ учит крепкой дружбе.

Практические советы

Мы должны научить ребёнка понимать и себя,

и всё, что происходит вокруг!

 Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Задачи воспитания усложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. Вот вы дети молодцы, так делать не будете». Осознанно правильное отношение к природе строится на понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни и состоянии организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека.

Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.

При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.

Ребёнку необходимо живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют второстепенное значение. Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к природе.

В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими детей с природой, ставятся следующие задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.
- Формировать бережное отношение к природе, стремиться к ее созиданию.
- Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

     Как только малыш самостоятельно выйдет за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого должна быть достаточно активной, чтобы удовлетворить пытливый ум ребёнка.

Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! В воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании). Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!

Летом:
• Можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.
• В ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).
• В это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.
• Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.
• Полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.
• Совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым с вашей и ребёнка стороны.
• Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!
• Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно относиться к её дарам!

Осенью:
• Проводите наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе. Бережно обращайтесь с семенами, храните их в закромах в соответствии с правилами хранения.
• Наблюдайте за погодой. Объясните, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.
• Наблюдайте за деревьями. Объясните, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивайте желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, учите замечать красивое в окружающем мире.
• Проявляйте заботу о многолетних растениях, укрывайте опавшими листьями корни деревьев и кустарников.
• Изготавливайте и развешивайте кормушки для зимующих птиц, проводите постоянный патронаж птиц в холодное время года.
• Объясните ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных

Зимой:
• Проводите наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.
• Объясните ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.
• Наблюдайте за деревьями в снежном уборе. Участвуйте в совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим замерзанию.
• Ведите систематичное наблюдение за птицами зимой, следите за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.
• Совершайте прогулки в лес, парк, поле. Оставляйте на пнях прикормки для лесных жителей. Ведите себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.

Весной:
• Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
• Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.
• Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.
• Совершить прогулку можно к цветочной клумбе. Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д).
• прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных, пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.
• Весна - это время гнездования птиц. Надо рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Вишенка» г. Назарово Красноярского края

                                                       

 

                         

                           Перспективный план

творческого кружка по ручному труду

в группе «Маргаритка»

на 2024 – 25 учебный год

«Наши руки не знают скуки»

                                                                                    Руководитель Рудова С.В.

2024

                                        Перспективный план

творческого кружка по ручному труду

в группе «Маргаритка» на 2024 – 25 учебный год

                                           «Наши руки не знают скуки»

Цель: формирование умения ребёнка фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы и процесс, и результат труда приносил радость и удовольствие, учитывая индивидуальность каждого ребёнка.

Задачи:

Познавательная деятельность: расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения; создать условия для самостоятельной познавательной активности; формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Художественное творчество: формировать положительное отношение к ручному труду; привлекать к участию в общем деле; совершенствовать обобщенные способы работы; развивать мелкую моторику; формировать у ребёнка практические навыки работы с материалами и инструментами.

Трудовая деятельность: развивать трудовую деятельность; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе жизни каждого человека, нравственно – волевые качества: усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Пояснение: кружковая работа проводится один раз в неделю во второй половине дня. Она строится по схеме «от теоретического материала к продуктивной деятельности».

Продолжительность занятий: зависит от детской заинтересованности и активности.

Важно! Мотивация при трудовой деятельности. Благодаря творческой деятельности легко установить эмоциональный контакт с каждым ребёнком. Результатом деятельности становятся коллективные и индивидуальные работы. Все поделки обязательно демонстрируются родителям, сотрудникам детского сада и для подарков.

Предполагаемый результат:

- создает знакомые образы с помощью различных материалов: пластилина, бумаги, картона, салфеток, бросового и природного материалов;                                                              - охотно рассказывает о способе создания поделки, делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми;                                                                                                                  - гордиться своей поделкой и сделанной коллективно;                                                                                                  - самостоятельно придумывает дополнения к поделкам и создает новый образ;                                               - освоил изготовление поделок способом оригами;                                                                                          - доводит начатое дело до конца;                                                                                                       - использует пошаговую инструкцию при создании поделки;                                                        - бережно относится к результату своего труда и труду других детей.

Взаимодействие с семьёй:

- озвучить информацию о работе творческого кружка на родительском собрании;                                                       - просьба в оказании помощи в приобретении необходимого материала для труда;                             - информация на стенде творческого кружка «Развиваем творческие способности ребёнка», «Учите ребёнка чувствовать, познавать, творить!», практические советы «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок!», «Поделки из бумаги вместе с ребёнком!», «Значение мотивации при изготовлении поделок»;                                                                                    - индивидуальные рассказы родителям об успехах их ребёнка.

Календарно тематическое планирование кружковой работы

«Наши руки не знают скуки»

Дата

Тема ручного труда

Предварительная работа

Материал

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

1.Сбор природного материала для изготовления поделок

1.Чтение стихотворения А.Белая «Золотой коврик» - 24 -

1.Коробочки, ведерки, мешочки для сбора природного материала

1.Во время прогулки собрать листочки, травинки, шишки, ягоды рябины для труда

Октябрь

1. «Мишка – косолапый»

2. «Веселые зверята из листочков»

3.Коллективная работа «Лес»

4.Панно для украшения приемной   «Листопад» способом оригами

1.Ситуативный разговор «Кто спит зимой?»

2.Пальчиковая разминка «Мы листочки украшаем» - 38 -

3.Потешка «Дерево»

4.Пошаговый показ изготовления листочка способом оригами

1.Картон зелёного цвета, пластилин, стеки, салфетки

2.Листочки, пуговицы, ножницы, фломастеры

3.Наборы пластилина, берёзовые листочки, клей

4.Квадраты разноцветной бумаги, картон, клей

1.Подвижная игра «Медведи и пчёлы»

2.Чтение стихотворения Т.Калининаой «Дружные детки»

3.Чтение стихотворения И.Бунина «Лес, точно терем расписной!» - 103  

4.Труд на участке «Сбор листьев

Ноябрь

1. «Птичка» способом оригами

2. «Улитка» из пластилина

3. «Маленький ёжик» из шишек сосны

4. «Цветы для мамы и бабушки»

1.Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде»

2.Дразнилка «Улитка, улитка…»

3.Пальчиковая гимнастика «Ежик топал по дорожке» -83 -

4.Презентация «Цветы – красота земли!»

1.Квадраты цветной бумаги, фломастеры

2.Наборы пластилина, стеки, салфетки

3.Сосновые шишки и иголки, пуговички

4.Разноцветные  салфетки,   пластилин, картон

1.Подвижная игра на прогулке «Птицы и птенчики»

2.Дидактическая игра» Назови и покажи»

3.Чтение сказки С.Козловой «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» - 311 –

4.Знакомство со стихотворением Т.Калининой «Бабушка кисель варила»

Декабрь

Коллективная композиция

1. «Ёлочки» способом оригами

2. «Дед Мороз и Снегурочка» из пластилина

3.«Снеговики» из цилиндров

4. «Зайчики» из коробок

1.Пение песни под музыкальное сопровождение                         «В лесу родилась ёлочка».

2.Чтение рассказа А.Усачева «Откуда приходит Новый год?» - 142 -

3.Рассказы из личного опита «Как я лепил снеговика!»

4.Пальчиковая игра «Зайчик и кольцо» 70

1.Квадраты белой и зелёной бумаги

2.Наборы пластилина, салфетки, стеки

3.Полоски картона, цветная бумага, клей

4.Коробки, цветная бумага, клей, салфетки

1.Чтение стихотворения Е.Благининой «Ёлка» - 140 -

2.Заучивание стихотворения «Шел по лесу Дед Мороз»

3.Лепка снеговика на участке

4.Подвижная игра на прогулке «Волк и зайцы»

Январь

1.Коллективное панно «Снегири на ветке» -10 –

2.«Карновальные очки»

3. «Домики» из цилиндров

1.Наблюдение за поведением птиц на прогулке рассматривание иллюстраций зимующих птиц

2.Рассматривание карнавальных масок

3.Задание «Расскажи, какой у тебя будет дом?»

1.Иллюстрация со снегирями, набор пластилина, салфетки, стеки

2.Трафареты, картон, ножницы, фломастеры

3.Полоски картона, цветная бумага, ножницы

1.Заучивание стихотворения Г.Абрамова «Снегири»

2.Развлечение «Карнавальный бал – маскарад!»

3.Драмматизация сказки «Теремок»

Февраль

1.Коллективная работа «Пингвины на льдине»

2. «Совушка – сова» -в технике пластилино     графии

3. «Кораблик» в подарок папе.

4. «По собственному замыслу»

1.Беседа о представителях животного мира холодной зоны

2.Чтение В.Берестова «Сова и синичка -  птичья зарядка» - 183

3.Показ игрушек, сделанных в технике оригами.

4.Ситуативная беседа «Что можно сделать из природного материала?»

1.Полоски картона, цветная бумага, степлер

2.Игрушка совы, пластилин, бусины для глаз, перышки для крыльев

3.Квадраты из бумаги, фломастеры

4.Различный природный материал

1.Чтение рассказа Г.Снегирёва «Про пингвинов»

2.Подвижная игра на прогулке «Совушка – сова»

3.Пускание корабликов в групповом бассейне

4.Чтение потешки «Катя – мастерица» - 21 -

Март

1.Веточка мимозы для мамочки»

2. «Пироги и плюшки для бабушки»

3. «Мышка» из цилиндра

4.Работа в подгруппе «Светофор»

1.Беседа «Что подарим маме?»

2.Ситуативная беседа «Откуда берутся плюшки и ватрушки?»

3.Чтение потешки «Мышки водят хоровод»

4.Рассматривание иллюстрации светофора

1.Пластилин, желтые салфетки, картон

2.Цветное тесто, разносы, разделочные доски

3.Полоски картона, цветная бумага, фломастеры

4.Полоски цветной бумаги, клей, подставки под поделки

1.Заучивание стихотворения Е.Благининой «Мама спит…» в подарок

2.Чтение стихотворения А.Белая «Пироги и плюшки» - 38 –

3.Подвижная игра «Мышеловка»

4.Заучивание стихотворения С.Маршака «Светофор»

Апрель

1«Черепашки» из скорлупы грецкого ореха

2. «Бабочка» из фантиков

3. «Дракоша» из пластилина

4.«Сороконожка» из пластилина

1.Рассматривание энциклопедии о земноводных

2.Рассматривание набора открыток «Бабочки»

3.Рассматривание пошаговой инструкции – 18 -

4. Загадка о сороконожке, показ способа выполнения

1.Скорлупки грецких орехов, пластилин – 25 –

2.Фантики от конфет

3.Набор пластилина, зубочистки

4. Полоски зелёной и жёлтой бумаги, пуговички

1.Игра на прогулке «Черепашьи бега».

2.Наблюдение за бабочками на участке

3.Рассматривание энциклопедии «Драконы»

4.Подвижная игра на участке детского сада    «Голова – хвост»

Май

1. «Стрекоза» из пластилина и семян клёна

2. «На полянке одуванчики»

3.Коллективное панно «Цветы из ниток»

4. «Грибы» из пластилина»

1.Рассматривание иллюстраций о насекомых

2.Рассматривание на участке одуванчиков

3.Чтение стихотворения А.Белая «Чудеса»

4.Ситуативный разговор: - «Можно ли есть грибы - мухоморы?»

1.Пластилин, семена клёна

2.Пластилин, желтые и белые салфетки

3.Цветные нитки, клей, ножницы

4.Наборы пластилина, стеки, панно – подставка

1.Загадки о насекомых

2.Заучивание стихотворения «Желтый одуванчик»

3.Рассматривание цветов на прогулке

4.Чтение рассказа Я.Тайц «По грибы»

Используемая литература

Освоение образовательной области «Труд» Методический портфель ДОУ Е.А.Баландина, И.Г.Истомина, Е.В.Загорская Издательство «Учитель» Волгоград 2014

Животные из пластилина Пошаговая инструкция С.Кобаченко ЭКСМО Москва 2015

Флористика Практическое руководство Е.Смирнова Издательство НИОЛА – ПРЕСС2008

Волшебные полоски Ручной труд для маленьких И.М.Петрова Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2005

Развитие речи и воображения и речи детей Игровые технологии Е.А.Алябьева Творческий Центр 2006

Пальчиковые игры и упражнения Развитие дошкольника Т.В.Калинина Издательство «Учитель» Волгоград 2014Пластилинография Анималистическая живопись Г.Н.Давыдова   Москва 2011

Пальчиковые игры для развития речи дошкольника Пособие для родителей и педагогов А.Е.Белая, В.И.Мирясова АСТ Астрель Москва 2002

Любимое чтение в детском саду В.Богомазова «Планета детства» Издательство Астрель  2003

Оригами для самых маленьких С.В.Соколова Санкт – Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

Театр сказок Лора Поляк Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2001

Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок В.С.Горичева, Т.В.Филиппова Ярославль «Академия развития» 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум ребенка – в пальчиках

Игры и упражнения, способствующие развитию речи...

Ум ребенка – в пальчиках!

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стара...

Семинар для воспитателей "Ум ребенка в пальчиках"

Игры  и упражнения на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами, игры с прищепками, шнуровка и другие.Основной метод накопления информации – прикосновения.Если движение пальцев рук соответствуе...

Консультация "Ум ребенка в пальчиках"

Подборка  игр и упражнений  поможет  развитию  мелкой  моторики вашего  малыша, а значит и интеллектуальному его совершенствованию....

«Ум ребенка в пальчиках»

Консультация для родителей...

Ум ребенка – в пальчиках

Консультация для родителей. Мелкая моторика....

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...