Консультация для родителей "Возможности детской литературы в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста"
материал

Дюкина Юлия Владимировна

Возможности детской литературы в воспитании культуры поведения у детей  дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности детской литературы в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература является источником благотворного влияния на развитие духовной и эмоциональной сторон личности ребенка. В искусстве, а в особенности в художественной литературе ярко выражена эмоциональная оценка действительности, что считается преимуществом литературы как средства воспитания культуры поведения.

По мнению А.М. Виноградовой, «художественная книга для ребенка – играет роль средства всестороннего воспитания: она развивает в детях любовь к родной природе, Родине, воспитывает любовь к родному языку, вызывает детскую игру, пробуждает их воображение» (8, с.124).

Художественное слово оказывает большое влияние не только на сознание, но и на поступки и чувства ребенка. Слово может воодушевить ребенка, пробудить желание стать лучше, сделать что-то хорошее, а также оно помогает познакомиться с нормами поведения, культурой общения, нормами взаимодействия и поведения в быту.

Рассмотрим возможности детской литературы в процессе воспитания культуры поведения старших дошкольников.

1.Культура деятельности.

Л.М. Гурович отмечает, что «художественная литература служит для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Прослушивание произведений дает возможность ребенку познакомится с окружающей природой, жизнью, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а временами и неудачами, помогает детям сформировать представления об отношениях между сверстниками, людьми» (11, с.85).

Детская литература показывает дошкольникам всю сложность взаимоотношений между людьми, многообразие характеров человека. На своем примере герои показывают, к чему приводят плохие поступки детей и на сколько трудно исправить свои ошибки. Многие произведения учат культуре совместной деятельности, умению добиваться своей цели, видеть результат, действовать аккуратно, быть в деятельности вежливым, беречь свои вещи.

Например, при чтении стихотворения «Федорино горе» К.Чуковского. дошкольники наблюдают вначале ситуацию безответственного отношения к своим делам, от нее убежало все, потом она понимает причину и исправляется. Данная ситуация учит детей труду.

Согласно исследованиям Н.А. Коротковой, «слушая небольшие тексты, «ребенок не только с интересом следит за приключениями героев, но и получает отличный урок хорошего поведения. Данный урок очень значим для ребенка еще и потому, что он сам понимает, что можно делать, что нельзя, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе прослушанного. Ярко представленные в образах героев действия закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, становясь эталонами» (41, с.63).

Также Н.А. Короткова отмечает, что «представления, которые дети получают из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт. Искреннее сопереживание героям, способность следить за развитием сюжета, соотнесение описанных в произведении событий с теми, которые ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку довольно быстро и правильно понимать реалистические сказки и рассказы. Сила влияния и воспитательное значение литературных произведений безграничны» (41, С.123).

По мнению С.Ф. Ходеева, «со временем ребенок научится сравнивать не только поступки литературных персонажей, но и свои, а также поступки сверстников.Важным качество для воспитание является умение и желание трудиться» (48, с.88).

Например, русские народные сказки всегда затрагивают проблему воспитания трудовой деятельности: «Теремок», «Лиса и заяц» и др.

По мнению Е.И. Зенщиковой, «в старшем дошкольном возрасте дети «начинают осмысливать события, которых не было в их личном опыте, их волнуют не только поступки героя, мотивы этих поступков, чувства и переживания, но их занятия, деятельность, особенности построения деятельности. Время от времени они способны улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям появляется на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей начинает формироваться умение воспринимать текст в единстве формы и содержания. Понимание литературного героя становится сложнее, дети улавливают героя фоновом режиме деятельности» (39, с.55).

Например, в произведении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» способствуют формированию у детей культуры деятельности.

Познавательные книги о вещах, о труде, о технике увлекают детей, в образной форме они изображают сущность явлений, развивают мышление, учат относится бережно к вещам, созданные человеческим трудом. Стихи С. Я Маршака о создании вещей («Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку», «Откуда стол пришёл?») и др., энциклопедическая книга Б. Житкова «Что я видел» стали любимыми произведениями детей (12, с.147).

2.Культура общения. Каждое художественное произведение содержит в себе построение процесса диалога среди героев, построение коммуникативной деятельности, которая проявляется в формировании умения пользоваться информацией, соответствовать поведенческим и речевым нормам в процессе общения. Чаще всего в произведениях дети наблюдают общение детей и взрослых, детей со сверстниками.

Как подчеркивает В.В. Гербова, «в процессе ознакомления детей с книгой четко выступает связь эстетического и речевого развития, язык усваивается в его эстетической функции. Понимание языковых изобразительно-выразительных средств способствует развитию художественного восприятия литературных произведений, героев и коммуникативной деятельности» (10, с.87).

В рамках детской литературы всегда имеется воспитательное значение для правильного построения общения: выбор тона речи, интонации, соответствие нормам речевого этикета.

Например, рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучка» воспитывает у детей желание заботиться о пожилых, проявлять сочувствие к старшим, правильно строить диалог со старшими, использовать вежливые слова, слова с оценочным значением.

Беседа по произведениям Л. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик-семицветик», А. Гайдара «Чук и Гек», С. Михалкова «Как друзья познаются» помогает созданию в группе доброжелательного отношения друг к другу, тем самым сплотив детский коллектив, показав детям, как нужно общаться и выстраивать взаимодействие. Книги С. Баруздина, А. Е. Благининой, А. Гайдара и др., воспитывают личностные качества и закладывают основы социального опыта ребенка.

3.Культура поведения в быту.В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют представления о нормах поведения в быту, повседневной жизни Детская литература способствует формированию у детей поведения в повседневной жизни, знаний о последовательности выполнения действий, соблюдения норм поведения с окружающими, осознанного отношения к своим обязанностям, самообслуживанию, проявлению самостоятельности.

По мнению Л.П. Стрелковой, «в процессе работы по воспитанию используется культуры поведения ряд методов, которые направленны на формирование нравственных суждений, представлений, оценок у дошкольников относительно поведения в повседневной жизни. Они содержат беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассмотрение и обсуждение иллюстраций, картин, сюжетно – ролевые игры, анализ проблемных ситуаций и интегрированные занятия» (24, с.71).

Выделяя детскую литературу, необходимо помнить, что влияние литературного произведения на ребенка зависит, в первую очередь, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два главных требования к детской литературе: «эстетическое и этическое. Основной задачей этической направленности детской литературы, по его мнению, считалось то, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось чувство сопереживания, сочувствие герою» (41, с.78).

Например, беседы о сказках Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок», Ш. Перро «Фея», рассказе Б. Заходера «Серая Звездочка» и т. п. способствуют формированию у детей не только чувства справедливости и доброжелательности по отношению к тем, кто несправедливо унижен и обижен, но и формирует у дошкольников активности и самостоятельности в повседневных жизненных ситуациях.

По мнению Н.А. Дунаева, «чувства ребенка должны укрепляться и развиваться, поэтому воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах изображаются переживания мальчиков, которые связанны с тем, что по их вине в первом случае собака, во втором-котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам» (35, с.144).

Исходя из того, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель пытается выяснить умения детей действовать самостоятельно, сравнивать, воспринимать в иных ситуациях ранее полученные представления, принимать решения в соответствии с нормами поведения в повседневной жизни; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить появившиеся у детей чувства и представления о том, что перекладывать свою вину на другого-это нечестно и несправедливо.

Согласно Л.П. Стрелковой, «много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно увидеть в произведениях Е.И. Чарушина, Г. В. Скребицкого, В. В. Бианки, М.М. Пришвина, Н. И. Сладкова. Ведь ребенок ежедневно сталкивается с объектами природы. «Они учат детей внимательности к проявлениям жизни в природе, видеть её незащищенность и хрупкость, воспитывают уважение, бережное отношение к природе, животным, желание защищать и заботиться о них, быть похожими» (24, с.70).

Например, из рассказов Б. С. Житкова «На льдине», «Обвал», И. Туричина «Человек заболел», С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети узнают о преданных своему делу людях, обладающим чувством долга, самоотверженностью, силой воли, заботящихся об окружающих людях. Лишь так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек. Также данные произведения учат дошкольников поведению в повседневной жизни, последовательности выполнения действий, соблюдению норм поведения с окружающими, осознанному отношению к своим обязанностям, самообслуживанию, проявление самостоятельности

Слушая рассказы Н. Носова «Карасик» и В. Осеевой «Почему?» у детей развивается умение сравнивать поступки не только литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников, что помогает формированию мотивов культурного поведения в быту, в повседневной жизни.

Произведения В.Г. Сутеева, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова, Э.Н. Успенского «показывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества-умение смеяться и шутить, относится с чувством юмора к плохим и хорошим сторонам жизни. Р. Погодин в своих сказках, рассказах («Откуда идут тучи», «Шутка», «Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия») ставит перед детьми постоянно волнующие человека вопросы: что такое красота, настоящая доброта, счастье, что такое ответственность перед людьми, откуда возникает чувство Родины и др.» (19, с.102).

Дети в данных рассказах отличаются самостоятельностью, активностью, умением действовать в жизни с инициативностью, умением следовать порядку выполнения действий в быту.

Н.Н. Жданова отмечает, что «у всех дошкольников сказки вызывают любовь и стойкий интерес своей загадочностью, яркостью образов, динамичностью, необычностью, безграничными возможностями для фантазирования, игры ума, выдумки» (37, с.123).

Например, сказки дарят детям уроки на всю жизнь: уроки нравственной и физической чистоплотности (сказки «Иван Царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и др.) , доброты, трудолюбия («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка») , теплоты в отношениях, дружбы, взаимопомощи («Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Репка» и др.)

Дети вместе с героями сказок испытывают чувство справедливости и доброжелательности по отношению к тем, кто незаслуженно был унижен или обижен. В любой сказке проведена граница между добром и злом. Побеждать и уничтожать самое страшное зло особенно интересно маленьким детям, что безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети отдают предпочтение сказочным ситуациям, нежели «обычным» потому, что сказочный мир им понятнее и ближе, и в них ярко отражены поучительные аспекты действия ребенка в повседневной жизни. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в нее даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «доброе», «вечное» (18, с.22).

По мнению Н.А. Дунаевой, «в старшей группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. Дети старшего возраста имеют способность более глубоко понимать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.Они учатся различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализировать сказки нужно так, чтобы дети поняли и почувствовали ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы поэтические образы запомнились и полюбились ими надолго» (35, с.145).

Таким образом, к возможностям детской литературы в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам, формируютумение делать суждения, оценки деятельности, наглядно видят, что герои делятся на отрицательных и положительных, что учит детей понимать, к чему приводят плохие поступки и на сколько трудно исправить ошибки, учит уважать совместную деятельность и труд, правильно общаться, помогать друг другу, а также наглядно показывает нормы поведения ребенка в повседневной жизни, последовательность выполнения действий, соблюдение норм поведения с окружающими, осознанное отношение к своим обязанностям, самообслуживанию, проявление самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, п...

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»  Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.Сегодня мы поговор...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самый важный период в нравственном становлении личности ребенка. Именно в этот период происходит начало формирования моральных качеств личности. В эти годы ребенок получа...

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста"...

Создание условий в детском саду для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста

Данный материал содержит в себе краткие методические рекомендации педагогам для организации работы в дошкольном учреждении по воспитанию культуры поведения детей....