Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.
консультация

Башмакова Татьяна Викторовна

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников

к русской народной культуре.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает увеличиваться лексика со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.  Чтобы  мы могли укрепить ту ниточку, которую называют связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Каким термином можно заменить словосочетание устное народное творчество?

Фольклор -  народное творчество, чаще всего устное, это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Люди, создавшие народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

А какие формы устного народного творчества вы можете назвать?

Песенки, загадки, скороговорки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, дразнилки, сказки - все это сочинил русский народ. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках, потешках - заложены языковые нормы, образцы речи, поднятые до высоты эстетического идеала. Обращение к фольклору обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств, как логичность, точность, выразительность речи.

Какие же задачи помогает решать использование устного народного творчества в работе с детьми?

     1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

     2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

     3) формирование грамматического строя речи  (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

      4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении.

Что же относится к детскому фольклору?

- Потешки, пестушки, частушки

 Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию («Водичка-водичка»), причесыванию («Расти коса до пояса…»), приему пищи («Умница Катенька..»), одеванию (Вот они сапожки,,,»), укладыванию спать («Люли-люли-люли..»). Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом.

- Колыбельные песенки.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей.

- Заклички, приговорки

Заклички - обращения к явлениям природы  (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге,  деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным («Киска, киска, киска, брысь…»)

- Пословицы и поговорки

Изречения, в которых выражена народная мудрость

- Загадки

 Обращают внимание на предметы и явления и их признаки.

- Скороговорки и чистоговорки

Незаметно обучают детей правильной и чистой речи.

- Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей   в играх.

- Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

- Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

- Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.  Например игра «Гори, гори, ясно», «Ворон» и др.

- Сказки

Особую роль играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.     Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.   Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

    Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью. В особенности трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Все сказки учат добру и служат воспитанию нравственности лучше всяких занятий по этике. То, что ребенок поймет и почувствует через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

 Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании и развитии детей в целом и в развитии речи в частности.  Мы можем использовать его:

  • в период адаптации;
  • в режимных моментах;
  • на прогулке;
  • в непосредственно образовательной деятельности:
  • в игре;
  • в самостоятельной  деятельности.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».

Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и ф...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...