Мии- музей пазлов в детском саду"
материал (младшая группа)

Солопенкова Светлана Владимировна

Я успешно использую метод пазлов  в организации коллективной деятельности дошкольников. Этот метод помогает мне решать задачи по развитию коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умению согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Поэтому я решила обогатить  знания детей группы раннего возраста, для которых пазлы являются  полезной и доступной игрушкой в раннем детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_pazlov.docx490.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

г.Починка

МИНИ- МУЗЕЙ ПАЗЛОВ «ВЕСЁЛЫЕ ПАЗЛЯТА»

Воспитатель:

 Солопенкова  С.В.

Аннотация

Мини - музей  – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее развитию ребёнка. Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир.

Пояснительная записка

Пазл — это картинка, разрезанная на множество частей. «Пазл» происходит от английского слова puzzle, что означает головоломка. Пазл и есть замечательная головоломка для взрослых и детей.  Доступная для любого кармана игрушка развивает воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, усидчивость и внимательность. Пазл родился в Англии в 1761 году и изначально представлял собой учебное пособие для изучения географических карт. А создателем головоломки считают Джона Спилсбери.

 При помощи пазлов можно прекрасно совмещать игру и развитие дошколят. Собирая даже самую простую, пусть всего из 4 деталей картинку, малыш тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить, развивает тактильные ощущения.

Я успешно использую метод пазлов  в организации коллективной деятельности дошкольников. Этот метод помогает мне решать задачи по развитию коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умению согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Поэтому я решила обогатить  знания детей группы раннего возраста, для которых пазлы являются  полезной и доступной игрушкой в раннем детстве.

Принимая во внимание ФГОС ДО, а также возрастные особенности детей   группы раннего возраста мною было принято решение создать мини – музей пазлов. Пазлы оказывает огромное влияние на умственную, эмоциональную стороны общего развития. Ну а еще и потому, что у нас в группе уже была небольшая коллекция красочных пазлов  и дети проявляли к ним  большой  познавательный интерес.

 Цель мини - музея: формировать представление о пазлах через обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста и стимулирование познавательной   и речевой активности ребёнка.

Задачи:

Образовательные: сформировать у ребенка представление о пазлах; создать условия для привлечения родителей к созданию мини-музея пазлов.

Развивающие:  развивать познавательные, социально – коммуникативные  способности в игровой деятельности с пазлами, творческое воображение и

эстетическое восприятие окружающего мира.

 Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к экспонатам мини - музея,  формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс,

2008

3. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание.

- 2007. - N 10. - С. 44-50.

 4. Пазл. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа: http://www.yugzone.ru/articles/puzzle.htm

5.История пазлов. Режим доступа: http://www.puzzle.by/history

6.Создание пазлов. Режим доступа http://forum.puzzler.su/viewtopic.php?f=25&t=90

 Паспорт  мини-музея  «Весёлые пазлята» во второй группе раннего возраста.

Сведения об авторском коллективе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

 г. Починка

Ф.И.О. воспитателя: Солопенкова Светлана Владимировна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 22 года

Паспортные данные

Название: «Весёлые пазлята» 

Место расположения, условия: мини-музей занимает  уголок во 2  группе  раннего возраста.

Профиль мини-музея: познавательный, социально – коммуникативный.

Возрастная адресность- разновозрастной ( 3-7 лет)

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей  и опоры на интересы детей группы раннего возраста (экспонаты должны быть яркими,  крупными, развивающими и хорошо знакомы малышам);

- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми.

- принцип наглядности (экспонаты должны быть крупными, яркими, различной фактуры и привлекать внимание детей раннего возраста);

- принцип последовательности  необходимо осуществлять взаимосвязь получения последующих знаний с полученными ранее: от легкого к более трудному,  от простого к сложному);

- принцип сотрудничества и взаимоуважения (активное и равномерное сотрудничество  с семьей ребенка).

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о мини-музее пазлов, для развития игровой, коммуникативной, познавательной, деятельности детей раннего возраста.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Свою работу по созданию мини – музея пазлов  я  выстроила следующим образом:

1. Подготовительный этап.

1. Изучила  научно-методическую литературу по реализации мини-музея в группах раннего возраста.

2. Определила тему и название мини – музея.

3. Выбрала  место для размещения: наш музей находится в групповой комнате, возле окна, он хорошо освещен и находится в ближайшей зоне доступности всех ребят.

Коллекции пазлов  стоят на полочках и столах, которые располагаются  на уровне глаз ребёнка.  

 4. Провела онлайн-собрание с родителями и обратились с просьбой помочь мне в создании  мини-музея. Родители меня поддержали, и наш музей стал пополняться  новыми экспонатами.

5. В информационном стенде для родителей разместила консультации на темы:  «Музей в жизни ребёнка», «Поговорим о пазлах для малышей», «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы».

2. Практический этап.

1. Изучила методическую литературу о мини- музее в детском саду. Начала сбор пазлов, подключились активные и творческие родители, у которых  процесс собирания пазлов переросло в увлекательное хобби.

2. Разработала  план работы в мини – музея, на  в котором  предусмотрела не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей.                                                                                        

3. Оформила мини-музей. Музейные экспонаты  расположила так, чтобы любой ребенок мог взять их без помощи взрослых. Посещение нашего мини- музея воспитанниками других групп детского сада.

Формы работы с детьми:

• Познавательная  деятельность (ООД, экскурсии, рассматривание).

• Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).

• Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, со словесным и музыкальным сопровождением, игровые ситуации).

Каталог экспонатов

Название экспоната

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1.

Пазлы на картонной основе «Теремок», «Репка», «Малыш и Карлсон», «Заюшкина избушка», «Лиса и петух», «Курочка Ряба»,

« Вышла кошка за кота», «Винни- Пух», «Баба- Яга», «Белка песенки поёт», «Рыба- кит»

постоянное

 Вязанкова О.Н.

2.

Пластмассовый пазл «Микки- Маус»

постоянное

 Солопенкова С.В.

3.

Мягкий пазл « Животные»

постоянное

 Погребных Е.Л.

4.

Деревянные пазлы «Слон» 9 деталей, 4 детали, «Тигр», «Жираф»  16 деталей, 2 детали , «Лев» 5 деталей, «Обезьяна»  3 детали, «Лев и львёнок» 2 детали.

временное

 Ковалёва М.А.

5.

Математические пазлы «Цифры», «Клоун», «Дед Мороз», «Озорные рыбки», «Весёлый счёт»

постоянное

 Бондарева В.В.

6.

Контурные пазлы «Перепутаница в лесу»

постоянное

 Солопенкова С.В.

7.

Парные пазлы «Кто где живёт», «Чей малыш?», «Учим цвета»

постоянное

 Ковалёва М.А.

8.

Пазлы- трафареты «Морские обитатели», «Листья», «Животные»

постоянное

 Солопенкова С.В.

9.

Разрезные пазлы- самоделки

постоянное

 Дети подготовительной группы ( Голышева Настя и Федунько Соня)

10.

Напольные мягкие пазлы «Золушка», «Игрушки»

постоянное

 Савченкова Е.М.

11.

Книги- пазл «Маша и медведь», «Теремок»

временное

 Коханова О.С.

12.

Мягкие игрушки- пазлята ручной работы

постоянное

Нефёдов Фрол (выпуск 2020 г.)

13.

Обьёмная фигура- пазл «Тигр»

временное

 Бодунова Т.А.

14.

Деревянная фигура- пазл «Рыбка»

постоянное

 Солоенкова С.В.

15.

Резиновый коврик- пазл

временное

 Бутырева Н.А.

 

16.

Настольные игры- пазлы «Волк и 7 козлят», «Пираты» 24 детали, «Русалочка», «Том и Джерри», «Весёлые выходные», «Акулёнок», «Весёлый транспорт» 35 деталей, «Маша и медведь» 16 деталей

постоянное

Василькова И.А.

17.

 Настольные мини- пазлы 54 детали «Красная шапочка», «3 поросёнка», «Кот Леопольд», «Мамонтёнок», «Том и Джерри», «Дюймовочка», «Бэмби», «Маша и медведь», «Незнайка».

постоянное

 Косарева Н.В.

18.

Картины из пазлов «Ну, погоди!», «Король- лев», «Чиполлино», «Чебурашка», «Маугли», «Маша и медведь», «З медведя», «Бэмби», «Малыш и Карлсон», «Простоквашино»

постоянное

 Сенаторова В.А.

19.

Аппликация из пазлов «Осеннее дерево»

постоянное

 Дети 2 группы раннего возраста

20.

Бусы из пазлов

постоянное

 Лукьянова Таня ( старшая группа)

21.

Снежинка из пазлов

постоянное

 Булгаков Кирилл (подготовительная группа)

22.

Фоторамка из пазлов

        постоянное

 Стальмаков Ярослав ( старшая группа)

23.

Валентинка из пазлов

         постоянное

 Тюрина  Настя  (подготовительная группа)

24.

Часы из пазлов

постоянное

 Марченков Саша (старшая группа)

25.

Рождественский венок из пазлов

временное

 Дегонская И.В.

26.

Иллюстрации «Ювелирные изделия в форме пазлов», «Серебряная монета Либерии в виде пазла», «Мебель в виде пазлов», «Оформление интерьера дома пазлами»

постоянное

 Солопенкова С.В.

27.

Информационное письмо «Происхождение  пазлов», «Интересные факты о пазлах»

временное

 Солопенкова С.В.

28.

Геометрические пазлы- самоделки

постоянное

 Коханова О.С.

29.

Неоновые пазлы «Медвежонок»

постоянное

 Бобылева О.А.

30.

Кристальные пазлы «Осьминог»

постоянное

 Бабичева В.В.

31.

Фигурные пазлы «Подводный мир»

временное

 Степченкова М.А.

 

32.

3 Д пазлы «Лягушка»

постоянное

 Романькова М.В.

33.

 Деревянные Арт- пазлы «Бабочка», «Лошадка», «Петушок»

постоянное

 Кулешова Полина ( выпуск 2020 года)

            ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ.

      Тематические блоки

 Интеграция образователь ных областей

Цель

Месяц

1.

“Что за прелесть эти сказки» (использование пазлов на картонной основе, книг- пазлов, картин- пазлов, настольных игр- пазлов по мотивам русских народных сказок)

Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное

Познакомить детей с русскими народными сказками, формирование

интереса к ним.

Сентябрь- октябрь

2.

  1.  «Страна  «Мульти- пульти»” (использование пазлов на картонной основе, книг- пазлов, картин- пазлов, настольных игр- пазлов по содержанию мультфильмов)

Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное

Уточнить  и обогатить знания детей о мультфильмах, закрепить название и персонажей, прививать любовь к киноискусству.

Ноябрь

3.

«Наши друзья- животные» (использование деревянных, мягких, неоновых и АРТ- пазлов, картин- пазлов, настольных игр- пазлов по  знакомству детей с животным миром.)

Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое

Дать

представления о диких и домашних животных,

познакомить с разнообразием животного мира, воспитывать бережное отношение к животным.

Декабрь

4.

«Удивительный подводный мир» (использование фигурных, кристальных, объёмных пазлов, разрезных картинок и трафаретов при знакомстве с морскими обитателями)

.Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Формировать логическое мышление с

помощью загадок, дать

представление о  морских обитателях.

Январь

5.

«Любимые игрушки»  (использование деревянных пазлов, напольных мягких  и АРТ-пазлов при знакомстве детей с игрушками)

Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное

Познакомить детей с игрушками, дать понятие для чего каждая игрушка предназначена, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Февраль

6.

 «Весёлый транспорт» ( использование настольных игр- пазлов при знакомстве с видами транспорта)

Познавательн ое развитие,  речевое развитие, социально- коммуникативное развитие

Дать

представление о разных видах транспорта.

Март

7.

«Даём вторую жизнь пазлам»

Познавательн ое развитие, художественно- эстетическое

развитие.

Развивать воображение через изготовление поделок и сувениров из ненужных пазлов.

Апрель- май

Мероприятия с детьми и родителями.

1.Презентация « Путешествие в мир пазлов»- образовательное

  1. Турнир «Умный пазл для малышей»- соревновательное
  2. «Путешествие в мир геометрических пазлов»- образовательное
  3. «Развиваем логическое мышление с помощью игр с пазлами- образовательное
  4. Консультация для родителей «Пазлы- кусочки интеллекта»
  5.  Круглый стол «Роль пазлов в жизни дошкольников»
  6. Семинар « Пазлы как средство познавательно- речевого развития дошкольников»
  7. Мастер- класс «Пазлы своими руками»
  8. ООД «  Сочиняем пазл- сказку»- образовательное
  9. Практикум «Как научить ребёнка собирать пазлы»

Карточка описания музейного экспоната

№ п/п   12

Название «Весёлые пазлята»

Место и время изготовления:

г. Починок, 2020г.

Количество:

2

Материал:

Ткань, синтепон

Техника:

Ручное шитьё

Размер:

45x25

Сохранность:

Хорошая

Описание:

Мягкие игрушки ручной работы в форме пазлов

Источник поступления:

Дар

Составитель:

Солопенкова С.В.

Дата составления:

15.09.2020г.

История появления экспонатов «Весёлые пазлята» в мини- музее пазлов.

Жил- был мальчик. Звали его Фрол. С самого раннего детства мальчик увлекался пазлами. Каких только видов пазлов у него не было: это и напольные пазлы и фигурные и настольные игры- пазлы от 15 до 56 деталей разной тематики. Некоторые виды пазлов  он собирал по несколько раз за день.

Утром не успевал открыть глаза, сразу бежал собирать свои пазлы. Когда ему исполнилось 4 года, бабушка Таня решила сделать ему подарок на день рождения своими руками. Этим подарком оказалась мягкая игрушка в форме  мальчика-пазла. Радости не было предела. Мальчик использовал этот подарок в качестве подушки и всегда, когда садился собирать пазлы, брал его с собой. Мальчик задался вопросом: что мальчик-пазл будет один? Ведь пазлы очень дружат друг с другом и от этой дружбы  появляются удивительные картинки. Поэтому было решено сшить мальчику девочку- пазла. Бабушка принялась за дело и вскоре подружка была готова. Сейчас Фрол учится во 2 классе. У него появились другие увлечения и он решил подарить своих пазлят детскому садику, в который он ходил 6 лет с напутствием о том, чтобы дети любили собирать пазлы.  Именно они помогли ему развить внимание, усидчивость, память,  логическое мышление что так необходимо для успешной учёбы в школе.

Карточка описания музейного экспоната

№ п/п   14

Название «Подводный мир»

Место и время изготовления:

г. Починок, 2022г.

Количество:

1

Материал:

Дерево

Техника:

Деревянные пазлы

Размер:

29x21

Сохранность:

Хорошая

Описание:

 Набор фигурных пазлов  , с помощью которых можно собрать удивительный  подводный мир.

Источник поступления:

Дар

Составитель:

Солопенкова С.В.

Дата составления:

15.01.2023г.

3. Подведение итогов.

1. Приняли участие в интернет-конкурсе на лучший мини-музей. Наш музей вызвал огромный интерес у педагогов и родителей нашего детского сада.

2. Для родителей  оформила презентацию  мини – музея, в которой разместила фотографии с экспонатами музея.

3. Пополнение  мини- музея  новыми экспонатами, связанное с  взрослением детей.

4. Активное использование экспонатов при организации образовательного процесса, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. 

Перспектива развития мини-музея.

- Подборка конспектов мероприятий с детьми с использованием пазлов в мини – музее.

-  Проведение экскурсий для детей других групп нашего детского сада.

- Публикация презентации нашего музея в электронном формате для родителей и на  личном сайте воспитателя.

- Публикация опыта работы по использованию мини-музея в работе с детьми раннего возраст на сайте ДОУ.

Результаты:

В процессе создания и реализации мини – музея пазлов дети проявили активный познавательный интерес, узнали много нового и интересного. Родители стали активными участниками и помощниками  в создании мини-музея. Наш мини - музей – это результат общения, совместной работы педагога, детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей воздуха в детском саду

Экспериментирования - одна из форм организации детской деятельности.Для этой цели в группе оборудован музей воздуха. Что же находится в этом музее? Это все те предметы, которые так или иначе имеют о...

Музей хлеба в детском саду

создание музея хлеба в детском саду....

Консультация для воспитателей детского сада "Мини-музей в группе детского сада"

Консультация для воспитателей по организации мини-музея в группе детского сада....

пазлы для детского сада

для развития детей 3-х лет предлагаются разрезные картинки-пазлы...

Интеллектуальная игра "Батл- пазл" в детском саду

В нашей группе прошла интеллектуальная игра «Батл-пазл».  В игре приняло участие 8 команд: ребёнок+родитель.Пазлы пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Занятия пазлами ...

Развивающее значение пазлов в детском саду.

Пазлы — увлекательное и интересное занятие для детей...