Консультация
консультация

Буркова Карина Александровна

«Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Консультация :

«Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Буркова Карина Александровна ,

воспитатель

2024

 

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизмаВоспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране.

Патриотическое воспитание является важным компонентом современного дошкольного образования : образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие» раскрывает аспекты формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы и так далее. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, общепринятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Таким образом, патриотическое воспитание детей является важной задачей дошкольной образовательной Организации.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь  на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.  Метод проекта – это инновационная технология обучения, при которой воспитанники приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного выполнения заданий под руководством педагога. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.       Актуальной особенностью проектно-исследовательской деятельности, как целостного педагогического процесса, является отведение главной роли – воспитаннику ДОО. Так как ребенок сам выражает свою инициативу и становится полноценным участником проекта, а не наблюдателем. В ходе проектно-исследовательской деятельности обогащаются знания, формируются нравственные качества, повышается познавательная активность, развиваются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод, как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей.

Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Задачи обучения:

 - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности:

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности: - потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявлять проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и проективно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

В старшем дошкольном возрасте:

        Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

        Развития умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

        Формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

        Развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

 Линии развития личности (образовательные области): Социально-коммуникативное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами внеситуативно-личностного общения;  - высокий уровень коммуникативной компетентности;

- осознание функций речи (индивидуальные проекты «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», групповые проекты «Сказки любви», «Познай себя»).

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

-систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям

Художественно-эстетическое развитие:

-углубленное приобщение к искусству, к многообразию художественных образов;

-овладение различными видами художественной деятельности;

-развитие способностей к эстетической оценке

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают очень существенное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, что связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умения фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. Д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают и необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, более сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировозрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Таким образом, применение метода проектирования в до-школьном учреждении актуально и эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:

- являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....