Сообщение "Патриотическое воспитание дошкольников через народное декоративно – прикладное искусство"
консультация (старшая группа)
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Сухомлинский В.А.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_1vospitanie_doshkolnikov_cherez_narodnoe_dekorativno_.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников через народное декоративно – прикладное искусство
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Сухомлинский В.А.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают извечные духовные ценности - бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.
Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.».
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народное художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники и игровому характеру.
В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Главные задачи в процессе приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству:
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
- формирование обобщенных знаний и умений.
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки), придумать сказки.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используются специальные методы.
1. Метод вызывания адекватных эмоций. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений.
2. Тактильно-чувственный метод. Благодаря этому эффективному методу у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
3. Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей.
4. Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.
Формы работы с детьми:
-практические занятия по декоративно-прикладному искусству
-организация и проведение выставок ;
-участие в конкурсах и выставках (на муниципальном, республиканском
уровне и т. д.)
-проведение мастер классов, открытых занятий для детей и педагогов по
народному прикладному творчеству;
- посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными
ценностями и историей своей страны;
-проведение совместных с родителями праздников и мероприятий
Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, рекомендуется использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр.
Народная игрушка, репродукция с изображением такого же образа должны остаться на некоторое время в группе.
Педагогу следует формировать у детей умение видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно дети научатся видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; поймут ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре. Во время проведения занятий необходима наглядность, чтобы дети могли рассматривать предметы декоративного искусства, их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).
Для самостоятельной изобразительной деятельности в группах необходимо расширять зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место должны занимать подлинные образцы декоративно-прикладного искусства. Также, необходимо наличие картотек дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схем изображения элементов узоров, самих узоров, раскрасок с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотек пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все соответственно данной возрастной категории дошкольников.
Необходимо проводить работу в трех направлениях:
1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
2. Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных промыслов.
3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Для достижения результатов при знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных досугов, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.
Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят результаты и вместе радуются им.
Результатом работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельно детей в выборе элементов росписи;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Народное декоративно – прикладное искусство стимулирует детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе непрерывной образовательной деятельности и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки и декоративной росписи.
Таким образом, формирование знаний о культуре родного государства сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....
Формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Декоративное рисование как средство развития детского изобразительного творчества....
Статья на тему: « Создание творческого потенциала личности через народное декоративно-прикладное искусство»
Народное декоративно - прикладное искусство...
"Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство"
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных к...
«Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством с целью формирование основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей»
квест для педагогов...
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (консультация)
Поликультурное воспитание через народное декаративно-прикладное искусство...
Патриотическое воспитание дошкольников через народное декоративно - прикладное творчество
В статье описывается актуальность, задачи, формы работы по воспитанию нравтсвенно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста....