РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
учебно-методический материал
статья для музыкальных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o.v._sobolevskoy_mkdou_bgo_detskiy_sad_no_20.docx | 25.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
О.В.Соболевская
Музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида
Важным показателем музыкального воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, ведь она отражает интерес ребенка к классической музыке, а также сопереживание, желание выразиться в других видах творческой деятельности.
В своей работе мы столкнулись с тем, что дети не слушают классическую музыку, и у них не достаточный объем музыкальных впечатлений. Поэтому данная проблема актуальна для меня, как музыкального руководителя. Мы определили, что необходимо так организовать работу по музыкальному воспитанию, чтобы у детей накапливался опыт восприятия музыкальной классики: научить слушать и слышать классическую музыку, переживать и анализировать её.
Работа в данном направлении ведется с младшей группы. Начинаем знакомство с классическими произведениями, которые дают представления о том, что музыка может выражать разные чувства, настроения, переживания человека. Мною были подготовлены музыкально – дидактические игры на восприятие музыки: «Солнышко и дождик», « Смайлики настроений», »Цветы настроений», « Гусеница», игры на развитие тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра « Угадай, что играет», « Собери инструменты по группам».
На моих занятиях дети учатся передать настроение музыки движением рук – отрывистыми, чёткими движениями – веселое настроение и плавными движениями – грустное, печальное.
Работая по этой теме в подготовительной группе, я применяю такой дидактический материал, как пиктограммы. Мною была изготовлена музыкально-дидактическая игра «Музыкальные гномики». Прослушав музыку, дети самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру прослушанного музыкального произведения.
Одним из эффективных методов развития эмоциональной отзывчивости является метод цветовых ассоциаций. Мы подводим дошкольников к понятию того, что « музыка и цвет связаны» музыку можно увидеть», а « цвет услышать». Даем представления, что мажор – это тёплые тона красок, минор более холодные. Дети, слушая музыку, подбирают карточки с нужным цветом. Так, разложив, карточки теплых, нежных тонов – определяют характер музыки, как грустный, печальный, задумчивый. А тона холодных, темных красок говорят нам о том, что музыка страшная, колючая, холодная.
Мы используем цветовые кубики с разноцветными сторонами, например, для развития ладового чувства, закрепляем представление о музыкальных регистрах: предлагаем поиграть в игру. Цвет куба соответствует музыкальным регистрам: темно синий – музыка звучит низко, если звучит мелодия в том регистре, в котором сможете повторить ее голосом, то это средний регистр – синий цвет, а высокому регистру соответствует голубой цвет. После детям предлагается прослушать произведения Э. Грига « В пещере горного короля», «Кобольд»; П.И.Чайковского .1-я симфония «Зимние грезы», 1-я часть, фрагмент; Э. Григ «Песня Сольвейег» («Пер Гюнт»). Обращаю внимание на то, что в кубе есть и другие цвета, они обозначают настроение. Дети отвечают, что яркие цвета соответствуют радостному, задорному, бодрому, игривому настроению, а если на кубе появятся темные, насыщенные цвета это взволнованная, настороженная музыка. При желании педагога один из кубиков может открыться, и дети получат музыкальные медальки за правильный ответ.
Хочется обратить внимание на то, что детей нужно удивлять, это может в конечном итоге привести к поводу для исследования. Например, включаю красивейшую хрустальную музыку Чайковского» Танец Феи Драже» дети слушают, определяют средства музыкальной выразительности, и тут, я показываю видео, на котором играют на хрустальных бокалах, которые у всех есть дома. Далее рассказываю, что звук от того, что разное наполнение воды, создается определенная гамма звуков, это же волшебство. Через удивление можно подвести ребенка к тому, что он полюбит все это, научится слушать классическую музыку. Даем, обязательно, детям поиграть на таком инструменте палочкой и дети понимают, что и правда, издаются звуки разной высоты. Обычно это очень их вдохновляет, и они сочиняют свою мелодию. Опять же дети начинают фантазировать, какие звуки можно изобразить с помощью такого инструмента («Ой, сосульки капают», «Как колокольчик», «Росинка упала с цветка» - такие мы слышим ответы).
Таким образом, классическая музыка прекрасно развивает ребенка во всех отношениях: развивается эмоциональная сфера ребенка, он становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности.
В заключении хочется сказать, что классическая музыка – это беседа, переход в новое состояние, ощущение духов вселенной, ангельских крыльев и чтобы его услышать, надо прислушаться. Маленьким детям это сделать намного легче, чем школьникам. Поэтому прививайте детям любовь, интерес к классической музыке, заходите разными путями: сердцем, умом, душой.
Список источников
1. Абдирасулиева А. Классическая музыка в детском саду [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/01/09/klassicheskaya-muzyka-v-detskom-sadu
2. Навстречу музыке: Музыкальные игры и занятия для детей Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 254с. – (Мир вашего ребенка).
3. Позднеева М. Игры в процессе обучения [Электронный ресурс] https://infourok.ru/igri-v-processe-obucheniya-1282946.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.
Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...
«Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки и не только»
Консультация для родителей...
Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки
С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромно...
"Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством музыки" (25.01.2022 )
Консультация для родителей ДОУ...
Консультация для родителей «Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки»
С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие.Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно...
Консультация для родителей "Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки и не только"
Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребе...