РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
учебно-методический материал

Cоболевская Ольга Владимировна

 статья для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o.v._sobolevskoy_mkdou_bgo_detskiy_sad_no_20.docx25.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

О.В.Соболевская

Музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида

Важным  показателем музыкального воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, ведь  она отражает интерес ребенка к классической музыке, а также  сопереживание, желание выразиться в других видах творческой деятельности.

В своей работе мы столкнулись с тем, что  дети  не слушают классическую музыку, и  у них  не достаточный объем музыкальных впечатлений. Поэтому данная проблема актуальна для меня, как музыкального руководителя. Мы определили, что  необходимо так организовать работу по  музыкальному воспитанию, чтобы  у детей накапливался опыт восприятия музыкальной классики:  научить  слушать и слышать классическую музыку, переживать и анализировать её.

 Работа в данном направлении ведется с младшей группы.  Начинаем знакомство  с классическими произведениями, которые дают представления о том, что музыка может выражать разные чувства, настроения, переживания человека. Мною были  подготовлены  музыкально – дидактические игры на восприятие музыки: «Солнышко и дождик», « Смайлики настроений», »Цветы  настроений», « Гусеница», игры на развитие тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра « Угадай, что играет», « Собери инструменты по группам».

На моих занятиях дети учатся  передать настроение музыки движением рук – отрывистыми, чёткими движениями – веселое настроение и плавными движениями – грустное, печальное.

   Работая по этой теме в подготовительной группе, я применяю такой дидактический материал, как пиктограммы. Мною была изготовлена музыкально-дидактическая игра «Музыкальные гномики». Прослушав музыку,  дети  самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру  прослушанного  музыкального произведения.

 Одним из эффективных методов развития эмоциональной отзывчивости является метод цветовых ассоциаций.  Мы подводим дошкольников  к понятию того, что « музыка и цвет связаны» музыку можно увидеть», а « цвет услышать». Даем представления, что  мажор – это тёплые тона красок, минор более холодные.  Дети, слушая музыку, подбирают  карточки с нужным цветом. Так, разложив,  карточки теплых, нежных тонов – определяют характер  музыки, как грустный, печальный, задумчивый.  А тона холодных, темных  красок  говорят  нам о том, что музыка  страшная, колючая, холодная.

 Мы используем цветовые  кубики с разноцветными сторонами, например, для развития ладового чувства, закрепляем представление о музыкальных регистрах: предлагаем поиграть в игру. Цвет куба соответствует музыкальным регистрам: темно синий – музыка звучит низко, если звучит мелодия в том регистре, в котором сможете повторить ее голосом, то это средний регистр – синий цвет, а высокому регистру соответствует голубой цвет.  После детям предлагается прослушать произведения Э. Грига « В пещере горного короля», «Кобольд»; П.И.Чайковского .1-я симфония «Зимние грезы», 1-я часть, фрагмент; Э. Григ «Песня Сольвейег» («Пер Гюнт»). Обращаю внимание на то,  что в кубе есть и другие цвета, они обозначают настроение. Дети отвечают, что яркие цвета соответствуют радостному, задорному, бодрому, игривому настроению, а если на кубе появятся темные, насыщенные цвета это взволнованная, настороженная музыка. При желании педагога один из кубиков может открыться, и дети получат  музыкальные  медальки за правильный ответ.

Хочется обратить внимание на то, что детей нужно удивлять, это может в конечном итоге привести к поводу для исследования. Например,  включаю красивейшую хрустальную музыку Чайковского» Танец Феи Драже»  дети слушают, определяют  средства музыкальной  выразительности, и тут, я показываю видео, на котором играют на хрустальных бокалах, которые у всех есть дома. Далее  рассказываю, что звук от того, что разное наполнение воды, создается определенная гамма звуков, это же волшебство. Через удивление можно подвести ребенка к тому, что он полюбит все это, научится слушать классическую музыку. Даем, обязательно, детям поиграть на таком инструменте палочкой и дети понимают, что и правда, издаются звуки разной высоты.  Обычно это очень их вдохновляет, и они сочиняют свою мелодию. Опять же дети начинают фантазировать,  какие звуки можно изобразить с помощью такого инструмента («Ой, сосульки капают», «Как колокольчик», «Росинка упала с цветка» - такие мы слышим  ответы).

Таким образом, классическая музыка прекрасно развивает ребенка во всех отношениях: развивается эмоциональная сфера ребенка, он становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности.

В заключении хочется сказать, что классическая музыка – это беседа, переход в новое состояние, ощущение духов вселенной, ангельских крыльев и чтобы его услышать, надо прислушаться. Маленьким детям это сделать намного легче, чем школьникам.  Поэтому прививайте детям  любовь, интерес к классической музыке, заходите разными путями: сердцем, умом, душой.

Список источников

1. Абдирасулиева А. Классическая музыка в детском саду [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/01/09/klassicheskaya-muzyka-v-detskom-sadu

     2. Навстречу музыке: Музыкальные игры и занятия для детей Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении:  / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 254с. – (Мир вашего ребенка).

    3. Позднеева М. Игры в процессе обучения [Электронный ресурс] https://infourok.ru/igri-v-processe-obucheniya-1282946.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки

С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромно...

Консультация для родителей «Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки»

С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие.Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно...

Консультация для родителей "Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством классической музыки и не только"

Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребе...