Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей с ЗПР в домашних условиях»
консультация

Гурина Светлана Геннадиевна

Для детей с ЗПР развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес, как мотив учения побуждает детей к самостоятельной деятельности. При наличии интереса процесс овладения новыми двигательными навыками и умениями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Развитие познавательных способностей через игровую деятельность - самый оптимальный способ решения данной проблемы. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Конечно, эти игры требуют, как минимум участия родителей, а в лучшем случае - участия нескольких членов семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. «Когда же играть, – спросите вы, - если он целый день в детском саду, а вечером надо выполнять задания, и он уже никакой?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие познавательных способностей детей с ЗПР в домашних условиях»

 

Для детей с ЗПР развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес, как мотив учения побуждает детей к самостоятельной деятельности. При наличии интереса процесс овладения новыми двигательными навыками и умениями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Развитие познавательных способностей через игровую деятельность - самый оптимальный способ решения данной проблемы. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Конечно, эти игры требуют, как минимум участия родителей, а в лучшем случае - участия нескольких членов семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. «Когда же играть, – спросите вы, - если он целый день в детском саду, а вечером надо выполнять задания, и он уже никакой?» На самом деле, мы, родители, проводим с ребёнком не так уж мало времени. Во-первых, ежевечерние занятия. Ребёнку всё равно надо отдохнуть, прежде чем сесть за занятия. А если выполнить пару игровых упражнений, которые потребуют всего лишь нескольких минут, это оживит его, поднимет настроение, что немаловажно при выполнении домашнего задания. Во-вторых, это время, когда вы с ребёнком находитесь вне дома: по дороге в детский сад или из детского сада (если едете в автобусе и сидите рядом с ним), в очереди в поликлинике (поскольку многие дети часто болеют), когда он изнывает от ожидания и не знает, чем себя занять, а то и начинает вредничать. Поиграйте с ним - и время пройдёт быстрее, и польза будет. В-третьих, это периоды болезни ребёнка. Занимательные игры и общение с вами скрасят неприятные ощущения, связанные с болезнью. В-четвёртых, это выходные дни и время отпуска и каникул.

Роль игры трудно переоценить. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, вы помогаете развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтроля, воспитываете положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.

Существует множество коррекционно-развивающих упражнений и игр, направленных именно на развитие психических процессов. Эти упражнения можно проводить в домашних условиях, а часть из них – в любом месте, т. к. они не требуют специальных и условий сложных приспособлений.

 

1.Игры на развитие внимания.

«Сколько чего?» (Для развития зрительного внимания). Вы просите ребёнка осмотреть комнату в квартире, любое помещение или площадку, на которой находитесь, и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К" или "Т", или "С", можно не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить назвать круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее - деревянные, потом - металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т. п. В эту игру можно играть, где угодно.

«Лабиринты». Тоже развивают внимание. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели. Таких заданий много в Интернете, можно распечатать, и в книжечках в магазине можно купить. (распечатать для детей на игровой тренинг) Зачеркни букву Ребёнку предлагается небольшой лист бумаги с набором букв (можно напечатать на компьютере, можно взять часть старой газеты, журнала) и даётся задание: зачеркнуть все буквы А (или К, или Л). Время выполнения - 1мин. Проверяете вместе с ребёнком. Очень полезны для развития внимания хорошо известные всем задания «Найди отличия в картинках»

2.Игры на развитие памяти.

У детей с трудностями в обучении недостаточно развиты все виды памяти. Приведём примеры игр для развития зрительной памяти

«Обойди спиной» Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти их гораздо скорее, а третий раз совсем быстро. Это можно делать дома, на даче, на природе и т. д.

«Что изменилось?» Берёте несколько любых предметов (игрушки, бытовые предметы, картинки и др.) раскладываете в произвольном порядке, предлагаете запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, вы меняете местами любые сначала 2 предмета (а усложняя – 3,4 и т. д.), ребёнок, открыв глаза, должен вспомнить и положить, как было. Другой вариант: вместе с ребёнком исследуете комнату, проговаривая, что видите. Например, «Это окно. На окне висят шторы. На подоконнике стоит цветок. На столе лежит книга…» и т. д. Ребёнок запоминает, выходит из комнаты, вы что-то меняете: убираете книгу со стола, либо переставляете цветок. Ребёнок, войдя в комнату, должен угадать, что изменилось. При этом менять нужно только то, что проговорили. Эти упражнения на развитие зрительной памяти.

Развитию слуховой памяти способствует игра «Снежный ком». Вы произносите, а ребёнок повторяет предложение сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и т. д.

«Запомни и повтори» Более сложное задание – запоминание нескольких слов, сначала из одной лексической темы, например, одежды, посуды и т. д., затем не связанных по смыслу. Количество слов зависит от возможностей ребёнка. Дом, кот, лес, зерно, игра, мост, хлеб, окно, брат, мед.

3.Игры на развитие мышления

Характерной чертой детей с трудностями в обучении является недостаточная сформированность пространственного мышления, в том числе ориентировки на листе бумаги. В этом плане очень полезны такие упражнения как рисование по клеточкам. Это различного вида графические диктанты (типа «Продолжи строчку»). поиграть с детьми, дать детям лист в клетку. Дома тоже можно выполнять эти упражнения. Или такие Помоги девочке нарисовать картинку выполнять на обратной стороне листа Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу круг, в левом нижнем - овал, в правом нижнем - квадрат, в правом верхнем - треугольник, а в центре – прямоугольник.

Более сложным, но очень эффективным для развития слухового внимания, памяти и пространственного мышления является упражнение «Муха». Для этого упражнения требуется расчерченное девятиклеточное игровое поле 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаёт взрослый. На первом этапе ребёнок следит за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. Чтобы контролировать выполнение задания, через 3-4 хода просим ребёнка передвинуть муху на то место, где она должна быть. Если он "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку, начинает игру сначала.

«У кого сколько?» Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков? Что общего? Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.) Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.) Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.) Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.) Бывает - не бывает Взрослый предлагает ребёнку короткие предложения, а ребёнок должен сказать, так бывает или нет, например: В небе пролетела стайка рыбок. У кита выросли бивни. Кошка заскулила и убежала.

«4-й лишний». Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.

«Скажи наоборот». Предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным (добрый – злой, холодный – горячий и т. д.).

Это самые простые, доступные игры и упражнения, не требующие специального дидактического материала и больших затрат времени. Именно поэтому, как уже было сказано, играть можно практически всегда и везде. Огромное количество развивающих игр, литературы есть в магазинах, в Интернете. Пользуйтесь и этим материалом, придумывайте сами, вместе с ребёнком, и увидите, как изменится он и вы сами. Если играть в системе, вы заметите, что ребёнок сначала будет выполнять задания медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Несомненно, это положительно отразится и на учёбе в будущем. Когда вы с ребёнком готовите домашнее задание, помните об особенностях его психических процессов. Если ребёнок затрудняется ответить на вопросы, выясните, а понимает ли он текст, все ли слова ему знакомы? Обязательно объясняйте значения слов, при этом лучше показать картинку (благо, есть Интернет) или нарисовать. Помните, что более сохранно у него зрительное восприятие, на него и нужно опираться. Выполняя задания, рисуйте картинки, схемы, выделяйте цветом важное, выделяйте главные, опорные слова.

Игра «Закрой предмет» Цель: учить воспринимать, сравнивать, выделять предметы схожие и отличительные по форме.

Материал: две баночки контрастного размера, маленькие и большие шарики (крышечки).

Ход игры: Показать ребенку две баночки, указать, что одна баночка большая, а вторая — маленькая. Затем продемонстрировать маленькие и большие шарики. Большие шарики нужно собрать в большую баночку, а маленькие — в маленькую (показ). После выполнения задания попросить закрыть баночки соответствующими крышечками.

Игра «Где звучит?»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания, навыков ориентирования в пространстве.

 Материал: любая игрушка, которая издает звук.

Ход игры: Показать игрушку ребенку. Двигаться игрушкой, чтобы ребенок обратил на нее внимание, а потом игрушка отводится в сторону и снова тарахтит. Ребенок с закрытыми глазами должен указать направление, откуда идет звук. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Кто как говорит?»

Цель: побуждать ребенка повторять звукоподражательные слова. Материал: игрушки, хорошо известных ребенку животных или их изображения. Ход игры: Показать ребенку по очереди игрушки, назвать их. Вопрос: Как говорит котик? (Мяу-мяу). Собака? (Гав-гав) и др.

Игра «Прищепки» Цель: коррекция мелкой моторики пальцев. Материал: прищепки, лист картона/линейка/веревка, силуэты одежды. Ход игры: Прищепки в игре используются как тренажер для пальчиков. Вырезать из бумаги несколько силуэтов разной одежды (кофточка, юбка, носки, рубашка и др.). Попросить ребенка помочь Вам развесить белье на веревке с помощью прищепок.

Игра «Аплодисменты» Цель: развитие фонематического восприятия. Ход игры: Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько предметов находится на столе; Взрослый медленно ритмично хлопает в ладоши — ребенок должен воспроизвести количество аплодисментов. Примечание: сначала количество предметов и аплодисментов не должен превышать 3. Со временем количество и темп аплодисментов увеличивается.

Игра «Веселая птичка» Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов в, на, под, за. Материал: две игрушки-птички, игрушечная мебель (шкаф, стол, стул). Ход игры: а) Две птички, Ваша и ребенка, летают. Ребенок повторяет действия за Вами. б) Вы говорите, куда улетела птица — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие. в) Действие наоборот: «А сейчас птичка будет летать, а ты скажешь, куда она полетела». г) Предложите спрятать птичку за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.

 Упражнение «Выполнение простых бытовых инструкций». Цель: формировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова, выполнять простые словесные инструкции. Ход игры: Понимание ребенком целостных словосочетаний, которые он мог много раз слышать. Предложить ему выполнить соответствующие действия, например, — поцеловать маму; — обнять папу; — поиграть в ладушки; — закрыть глаза; — помахать ручкой; — взять маму за руку и идти к столу и т. Д.

Играм с мячом отводится особая роль. Ребенок играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Все действия с мячом повышают настроение, снимают агрессию, помогают избавиться от мышечных напряжений, вызывают удовольствие. Удовольствие - это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения. И как итог все используемые виды деятельности в системе ведут к развитию познавательных способностей наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Родители должны знать основные задачи для развития речи ребенка, которые необходимы решать в семье....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Горшкова Светлана Юрьевна, Велесик Наталья Степановна.

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребен...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»Цель:Научить игровому взаимодействию родителей и детей, продуктивно проводить совместно...